Развитие документального кино и мультипликации.
Кино 1970-х и 1980-х годов. Экранизация польской классики («Земля обетованная», реж. А. Вайда). Историко-биографические фильмы («Смерть президента», реж. Е. Кавалерович). Современная тема в творчестве
34
35
К. Занусси. Острота морально-нравственной проблематики и свободное течение действия внутри строго рациональных сюжетных структур. Психологическая глубина образов («Иллюминация» («Просветление»), «Спираль», «Константа»). Появление картин, отражающих отрицательные стороны действительности («Массовик», реж, Ф. Фальк, «Кинолюбитель», реж. К. Кёслевский). Поиски острых выразительных средств. Проблемность, размах действия и значительность образов «Человека из мрамора» А. Вайды.
Экономический и политический кризис в ПНР. Введение в декабре 1981 года военного положения в стране. Борьба с контрреволюцией. Стабилизация. «Человек из железа» А. Вайды (1981). Публицистичность фильма и ошибки. Преодоление ошибок («Хроника любовных происшествий»). Фильмы, поднимающие важные общественные проблемы («Герой года», реж. Ф. Фальк). Выпуск развлекательных картин: «Знахарь», Е. Гофмана, «Ва-банк», «Секс-миссия» Ю. Махульского и др.
Польская актерская школа: Б. Брыльска, Б. Тышкевич, 3. Цибульский, Д. Ольбрыхский, П. Ракса и др.
Тема 35. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КИНО ВЕНГРИИ
Состояние венгерского кинематографа после поражения путча 1956 года. Появление новых творческих работников (И. Гаал, А. Ковач, 3. Натанович, М. Месарош), расцвет творчества 3. Фабри и М. Янчо. Раскрытие важных общественных процессов через личные судьбы в фильмах Фабри. «20 часов» — необычное построение фильма, острый конфликт, значительные образы. Историческая трилогия М. Янчо («Без надежды», «Звезды и солдаты», «Тишина и крик»). Бе трагедийность. Передача содержания через пластические символы. Проблемы личной ответственности, слияние публицистики и психологического раскрытия характеров в фильмах А. Ковача («Холодные дни»).
Кино в 1970-е — 1980-е годы. Антифашистские картины 3. Фабри («Пятая печать»). Проблема выбора, драматизм событий, значительность образов, использование притчи. Особенности творчества М. Месарош. Отображение женщин, ищущих свое место в обществе. Точность бытовых и психологических зарисовок («Девять месяцев»). Современная тема в творчестве А. Ковача («Лабиринт»), исторические картины («Временный рай»). Дальнейшее развитие проблематики в картинах 60-х годов, рост мастерства. Расцвет творчества И. Сабо. Политические и нравственные проблемы в его картинах. Психологическая антифашистская драма «Доверие»; вопросы искусства, политики и конформизма в антифашистском фильме «Мефистофель». Значительность образов и художественная сила воссоздания эпохи. Особенности исторического фильма «Полковник Редль».
Экспериментальные фильмы М. Янчо и 3. Хусарика. Усложненность их формы. Живописно-поэтический стиль картин 3. Хусарика («Синдбад» и «Чонтвари»), метафоричность образов. Новый этап в творчестве М. Янчо. Противоречие между политической и философской проблематикой и отказом
от информации, а также попытками приблизить кино к музыкальным образам. Ассоциативная логика, аллегории, использование фольклора («Небесный агнец», «Электра, любовь моя»). Поиски иных путей («Омега, омега», 1984).
Жанровое разнообразие венгерской кинопродукции. Психологические драмы на современную тему («С днем рождения, Мэрилин», реж. Р. Сёрёнь), приключенческие исторические фильмы («Виадук», реж. Ш. Шимо), детектив («Языческая мадонна», реж. Ш. 3. Сени), мюзиклы и сказки.
Венгерская актерская школа: 3. Латинович, Е. Руткаи, М. Терёчек и др.
Тема 36. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ КИНО США
Кризис Голливуда на рубеже 1950-е — 1960-е годы. Падение доходов суперстудий. Конкуренция с телевидением. Техническая модернизация кино: широкий экран, стереофония, панорамное и широкоформатное кино.
Реалистические фильмы «независимых»: «Марти» Д. Манна и «Двенадцать разгневанных мужчин» С. Люмета. Группа «Нового американского кино» (НАК). Борьба с голливудскими штампами и мифами.
Значение творчества С. Крамера в 1960-е — 1970-е годы. Лучшие фильмы Крамера реалистической тематики: «Пожнешь бурю» — о мракобесии в США, «Скованные одной цепью» — о расизме, «На последнем бере-■гу» — об угрозе атомной катастрофы, «Нюрнбергский процесс» — о последствиях фашизма, «Это безумный, безумный, безумный мир» — сатира на культ доллара в США и др.
Обострение социально-политических противоречий в обществе в результате вьетнамской войны. Трансформация стандартных жанров в кино.
Тема бунтующей молодежи и появление «контркультуры» в фильмах «Выпускник» М. Николса, «Беспечный ездок» Д. Хоппера, «Маленький большой человек» и «Бонни и Клайд» А. Пенна, «Механический апельсин» С. Кубрика, «Алиса здесь больше не живет» и «Таксист» М. Скорсезе и др. Обновление «массовых» киножанров. Антирасистский мюзикл «Вестсайд-ская история» Р. Уайза. Новый вариант научно-фантастического фильма — «Космическая Одиссея 2001 года» С. Кубрика.
Новые грани коммерческих жанров. Создание исторических блокба-стеров: «Бен Гур» У. Уайлера, «Спатак» С. Кубрика, «Клеопатра» П. Манев-ского и др.; разнообразие триллеров, фильмов-катастроф, мистических картин, космических кинобестселлеров. Основные фильмы 1970-х — 1980-х годов: «Звездные войны» Д. Лукаса, «Крестный отец» и «Апокалипсис наших дней» Ф. ф. Копполы, «Челюсти» и «Инопланетянин» С. Спилберга. Коммерческий успех фильмов эмигранта из Чехословакии М. Формана «Волосы», «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», «Амадей» и др.
Неоконсерватизм и. реставрация старых голливудских мифов: о «золушке», об американской «мечте» и т. д.
«Звезды» американского кино: М. Брандо, Д. Николсон, Р. Гир, Р Рэдфорд, Д. Фонда, М. Рурк, Д. Траволта, М. Стрип, Э. Тэйлор, М. Дуглас,
36
37
Ж. Биссет, Д. Кристи, Б. Стрейзанд, Д. Хоффман, Т. Круз, Н. Кидман, Д. Роберте и др.
Развитие американской кинематографии в уловиях новой экранной культуры: кассетного кино и DVD, спутникового и кабельного ТВ и др.
Тема 37. КИНО ИНДИИ
Провозглашение Индии суверенной демократической республикой (1950). Рост кинопроизводства. Ежегодный выпуск 300 — 400 картин на 12 — 13 языках Индии.
Проблемы социальной несправедливости в развлекательных фильмах актера и режиссера Р. Капура («Бродяга», «Четыре дороги»). Влияние Голливуда и национальные традиции. Появление крупных реалистических произведений киноискусства. «Два бигха земли» реж. Б. Роя — первая картина в истории индийского кино, где даны психологически точные характеры бедняков. Остродраматические сюжеты картин X. А. Аббаса («Ганга»). Трилогия С. Рея «Песнь дороги», «Непобежденный», «Мир Опу» и эволюция его творчества. Особенности фильмов С. Рея: неторопливое течение действия, изображение мимолетных чувств героев, достоверная и поэтическая обстановка действия. Гуманизм Рея и его связи с национальными культурными традициями. Застой в кинематографе второй половины 1960-х годов. Фальсификация действительности, изображение «красивой жизни». Система звезд, многочисленные песни и танцы. Манифест (1968). Отказ от коммерческих стандартов, обращение к социально-политическим и экономическим проблемам, поиски новых выразительных средств. «Малобюджетные» фильмы.
Развитие «нового кино в 1970-е — 1980-е годы. Общенациональное движение кинематографистов прогрессивного направления. Социально-критическое направление в «новом кино», отражение классовых конфликтов, социальной несправедливости. Значение термина «параллельное кино». Крупнейший представитель нового кино — М. Сен. Политические проблемы и особенности структуры его фильмов. Отсутствие стройного сюжета, выигрышных ролей, поток событий, документальность стиля («Парашурам»). Единомышленники и последователи М. Сена.
Изменения в «новом кино»: стремление к соединению социальной проблематики с занимательностью. Успех фильмов этого направления. Дебют женщины-режиссера О. Сен (1982): «Улица Чауранги» — лирическая драма о старости и одиночестве. Фильмы семьи Капуров. Прикосновение к социальным конфликтам и занимательность («Бобби»; реж. Р. Капур с участием Риши Капура). Новое в творчестве С. Рея: усиление гражданских позиций в его лирических психологических драмах. Критическое изображение молодых экстремистов («наксалитов») в «Противнике», религиозной и общинной вражды в картине «Дом и мир» (1984).
Развлекательная коммерческая кинопродукция. Влияние на -нее голливудского кино: показ жестокости и насилия. Повторение голливудских штампов. «Танцор диско» реж. Б. Субхаш и др.
Тема 38. КИНО ЯПОНИИ
Японское кино первых послевоенных лет. Документальные съемки последствий взрыва атомных бомб. Демократические фильмы «независимых» («Женщина идет по земле» реж. Ф. Камеи). Развлекательные картины.
Развитие киноискусства и национальные традиции. Гуманизм и поэтическая форма картин К. Мидзогути («Сказки бледной луны после дождя»). Национальные особенности и влияние западной культуры на творчество А. Куросавы. Успех в Европе «Расемона». Экранизация романа Достоевского «Идиот», пьесы Горького «На дне», трагедии Шекспира «Макбет» («Замок интриг»). Сохранение проблематики подлинников и «японизация» содержания и формы. Пересмотр традиций самурайства («Тень воина»). Социальная характеристика современности («Под стук трамвайных колес»). Показ сильных страстей и экстремальных ситуаций. Художественная завершенность формы фильмов. Влияние итальянского неореализма на творчество Т. Имаи («Мрак среди дня»). Социально-обличительные картины С. Ямамото («Улица без солнца») и К. Синдо. Использование приемов немого кино в «Голом острове». Реалистические зарисовки трагедии молодежи в картине «Жить сегодня, умереть завтра». Острый драматизм и сатира в творчестве К. Итикавы («Господии Пу», «Полевые огни»). Освоение опыта японской живописи и театра в фильмах М. Кобаяси («Харакири»),