Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002) (стр. 11 из 15)

«Новая волна» в японском кино 1970-х — 1980-х годов. Создание неза­висимых киностудий в ответ на коммерциализацию производства, диктат ве­дущих фирм и растущий экспорт голливудских картин. Иагиса Осима — ведущий режиссер японской «новой волны» («Империя чувств», «Империя страсти»). Вызов "общепринятой морали и традиционным идеалам в полеми­ческих фильмах. Острые проблемы подростков, в картинах С. Хани («Сквер­ные мальчишки»).

Философские притчи X. Тесигихары («Женщина в песках»).

Борьба прогрессивных сил с реакцией. Борьба вокруг политического фильма «Август без императора», реж. С. Ямамото, в котором показана по­пытка переворота и установления военной диктатуры. Динамизм и занима­тельность картины. «Новое левое движение» и фильмы молодых кинемато­графистов против милитаризма, за изгнание американских военных баз, о проблемах учащейся молодежи и аморальном климате в мире искусства («Трагедия», реж. Ш. Саваи). Особенности японской актерской школы»: То-сиро М.ифуне, Исудзу Ямада, Комаки Курихара и др.



38


39


Тема 39. КИНО И ЭВМ

Составляющие информационной («постмодернистской») эпохи: ком­пьютеризация, кабельное и спутниковое ТВ, видео, Интернет DVD, CD-ROMbi, цифровое кино.

ЭВМ как предмет исследования американского кино. Компьютер как враждебная человеку сила в фильмах 1960-х — 1970-х годов: «2001 год: Космическая Одиссея» С.Кубрика, «Военные игры» Д. Бэдхема, «2010» П. Хайамса.

Использование ЭВМ для создания спецэффектов в кино: «Звездные войны», «Империя наносит ответный удар», «Возвращение Джидая» Д. Лукаса, «Индиана Джонс», «Инопланетянин» и «Парк Юрского периода» С. Спилберга. Фильм «Тран» (студия У. Диснея) — первая полнометражная картина, технически выполненная на компьютерной графике (1982).

Эйзенштейновский «монтаж аттракционов» как основа компьютерных спецэффектов.

ЭВМ в эстетике постмодернистского кино.

Тема 40. ЭКРАННЫЙ ПОСТМОДЕРНИЗМ. НОВОЕ «АВТОРСКОЕ» КИНО

Постмодернистская ситуация в культуре. «Постмодернизм» как миро­воззрение и мироощущение эпохи. Теоретики постмодерна: Р. Барт, Ж. Батай, Ж. Делёз, Ж. Феррида, Ф. Джеймисон, Ю. Кристева, Ж. Ф. Лиотар, М. Фуко, И. Хасан, У. Уко и др.

Классификация основных характеристик постмодернистской эсте­тики: ^неопределенность, незавершенность; 2) фрагментарность, коллаж-ность, цитатность; 3) отказ от канонов, ироничность как форма разрушения; 4) утрата «Я», поверхностность, многовариантность толкования; 5) интерес к пограничным ситуациям; 6) обращение к игре, аллегории, диалогу; 7) репродуцирование под пародию; 8) карнавализация, маргинальность; 9) перфоменс, обращение к телесности; 10) конструктивизм, иносказание, фигуральный язык; 11) имманентность (направленность на человека).

Признаки эстетики постмодернизма в поздних работах классиков эк­ранного модернизма: Л. Бунюэля («Скромное обаяние буржуазии»), И.Бергмана («Фанни и Александр»), Ф.Феллини («И корабль идет...», «Джинджер и Фред») и др.

Английский режиссер П. Гринуэй — яркий представитель экранного постмодерна. Влияние на его творчество С. Эйзенштейна и английского «черного» юмора. Основные фильмы Гринуэя: «Контракт рисовальщика» (1982), «Живот архитектора» (1987), «Отсчет утопленников» (1988), «Повар, Вор, его Жена и ее Любовник» (1990), «Книги Просперо» (1991), «Дитя Мак-кона» (1993) и др. Новые стереотипы «авторского» кино.

Эстетика постмодерна в картинах современных американских режис­серов Д. Лукаса, Ф. Ф. Копполы, С. Спилберга и др.

Влияние постмодернизма на отечественный кинематограф 1980-х — 1990-х годов.


Тема 41. РОССИЙСКОЕ КИНО: ПАРАДОКСЫ ОБНОВЛЕНИЯ

Отечественный кинематограф в эпоху «гласности и перестройки». От старых догм и мифологий к новейшим поискам.

Эпохальные фильмы времени: «Армавир» и «Слуга» В. Абрашитова, и А. Миндадзе, «Одинокий голос человека», «Дни затмения» и «Скорбное бес­чувствие» А. Сокурова, «Зеркало для героя», «Патриотическая комедия» и «Рой», В. Хотиненко; появление на экране «полочных» фильмов: «История Аси Клячиной» А. Кончаловского, «Комиссар» В. Аскольдова, «Тема» Г. Панфилова и др.

«Бум» молодежной темы в кино: «Легко ли быть молодым?» Ю. Подниекса, «Маленькая Вера» В. Пичула, «Игла» Р. Нугманова, «Интер­девочка» П. Тодоровского, «Плюмбум, или Опасная игра» В. Абрашитова, «Чучело» Р. Быкова и др.

Поток новых тем. «Чернуха» и «порнуха» на экране.

Постмодернистские тенденции в новых фильмах К. Муратовой («Пе­ремена участи», «Чувствительный милиционер»), И. Дыховичного («Черный монах», «Прорва»), С. Соловьева («Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Дом под звездным небом»), мастеров гру­зинского кино: Т. Абуладзе («Покаяние»), О. Иоселиани («Фавориты Лу­ны»), Н. Джорджадзе («Мой английский дедушка») и др.

Новые аспекты в философии отечественного кино: пародийность си­туаций и образов, инфантилизм и несостоятельность перед грядущим, апока-липтичность, фантасмагоризм и т. д.

Трудности развития отечественного кинематографа в условиях демо­кратии и рыночной экономики на рубеже XX — XXI веков. Поиски и откры­тия в разных жанрах кино режиссеров В. Абрашитова, («Время танцора», «Магнитные бури»), Н.Михалкова («Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»), Г. Панфилова («Мать», «Венценосная семья»), А. Германа («Хрусталев, машину!»), А. Сокурова («Русский ковчег», «Солнце»), В. Макеранца («Губернатор», «Привет, малыш!»), В. Хотиненко («Мусуль­манин», «72 метра»), П. Лунгина («Остров») и др.

Фильмы Э. Рязанова, А. Рогожкина, С. Соловьева, К. Шахназарова. Творчество молодых кинематографистов: Ф. Бондарчука, Е. Кончаловского, Ф. Янковского. Фильмы «Возвращение» А. Звегинцева и «Первые на Луне» А. Федорченко и их международный успех.

Кризис отечественного кинематографа. Техническое обновление кино­студий. Модернизация кинопроцесса. Конкуренция на киноэкране с амери­канским кино.

Тема 42. ВИДОВЫЕ И ЖАНРОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Основные виды кинематографа в эпоху глобализма: документальное кино (кинопублицистика), научно-познавательное кино, художественный (игровой) кинематограф, художественная анимация. Использование компью-



40


41


терных и других технологий в кинопроизводстве. Долби-стерео как иннова­ция кино.

Кино и телевидение. Фильм экранный и телесериал. Кино и видео. Ки­но и DVD. Цифровое кино в эпоху мультимедиа.

Малобюджетное кино и «постановочный» фильм. Экранный блокба-стер в новом кино России и его особенности: «Сибирский цирюльник», «Ту­рецкий гамбит», «Статский советник», «Ночной дозор» и др. Неоднознач­ность в подходах к блокбастеру. Полемика между идейно-художественным содержанием фильма и его развлекательной стороной, зрелищностью.

Телевизионное кино. ТВ и литература. Новые подходы к экранизации: «Идиот» (по Ф. Достоевскому) и «Мастер и Маргарита» (по М. Булгакову)

B. Бортко, «Доктор Живаго» (по Б. Пастернаку) А. Прошкина, «В круге пер­
вом» (по А. Солженицыну) Г. Панфилова, «Тихий Дон» (по М. Шолохову)

C. Бондарчука и др.

Ведущие жанры мирового кино в эпоху глобализации: авантюрный (приключенческий) фильм, исторический (костюмно-зрелищный) фильм, фантастический (космический) фильм, триллер, мелодрама, социально-психологическая драма, политическая драма, комедия (социальная, лириче­ская, музыкальная, эксцентрическая), мюзикл.

Тема 43. АНИМАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

Анимация в современном мультимедийном пространстве. Специфика анимационных фильмов. Анимация (animation) — «оживление», «одушевле­ние»; создание эффекта движения объектов посредством последовательного воспроизведения отдельных изображений (кадров) или перемещений объекта по отношению к фону или друг к другу (14 раз'в секунду). Двумерная анима­ция. Анимация в режиме аппликации. Анимация локальная.

Компьютерная анимация — создание и управление движением объек­тов и персонажей в плоскости экрана с помощью компьютерной программы.

Студия Уолта Диснея (США) — родоначальница выпуска анимацион­ных фильмов, основанных на компьютерной графике. Особенности «компь­ютерных» фильмов «Тран» «Игрушечная история», «Титан после гибели земли» и др. Использование компьютерной анимации в игровом («Парк Юр­ского периода») и научно-познавательном кино.

Анимация и компьютерная графика в отечественном кино. Студия «А-фильм» (г. Екатеринбург) м ее достижения в области рисованной анима­ции и компьютерной графики.

Фильмы А. Айнутдинова, А. Караева, В. Ольшванга, А. Петрова, О. Черкасовой и др. Их успех на Международных кинофестивалях.

Тема 44. НОВЫЕ ГРАНИ КИНОДОКУМЕНТАЛИСТИКИ

Экранная публицистика как метафора эпохи демократии. Первый Все­союзный фестиваль документального кино (Свердловск, 1988).


Уральская кинопублицистика периода «гласности и перестройки». Но­вый тип политического фильма, свободного от идеологического диктата: «Госпожа тундра» и «А прошлое кажется сном» С. Мирошниченко, «Ле­ший», «Тайное голосование» и «Камо грядеши» Б. Кустова, «Ходоки» и «Тот кто с песней» В. Тарина и др.

Открытый фестиваль неигрового кино «Россия» (г. Екатеринбург, 1991) и его последующие перспективы. Новый жанры документального кино 1990-х годов: политический памфлет («Новые сведения о конце света» Б. Кустова), кинорассказ («Как нам дается благодать», С. Князева, «Нико­ла — работник» В. Ярмошенко, «Кто косит новью?» Г. Дегальцева, «Обык­новенная жизнь Вывоза» В. Ротенберга), киноэссе («Московская элегия», «Пример интонации», «Петербургская элегия» «Советская элегия»