A. Сокурова), документальная трагедия (Высший суд», Г. Франка, «Ма
рия» А. Сокурова, «Давид» А. Федоренко), документальная драма («Хомут
для красного коня» и «Косой брод» Б. Кустова, «Армагеддон» и «Теча»
B. Тарина, «Миры Висима» и «Зона любви» А. Морозова), камерная драма
(«Анастасия» Т. Васильевой, и «Я ехала домой» Л. Улановой), постмодерни
стская притча («Повелитель мух» В. Тюлькина) и др.
Жанровое многообразие теледокументалистики начала XXI века. Творческий успех фильмов «Быкобой» А. Балуева, «Два сына Язили Калимовой. Уинская мелодрама». Диагнозы болезни современного общества в фильмах «Мамочки» А. Расторгуева, «Свободная Лозьва» С. Дерюшева.
Экранная публицистика с «человеческим лицом» как основа диалога между обществом и властью, творцами и разными социальными группами.
Тема 45. КИНО ЗАПАДА И ВОСТОКА: ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Проблемы взаимоотношений Запада и Востока — основной вопрос эпохи глобализации. Кино и ТВ как зеркало отражающее проблемы эпохи. Человечество в виртуальной реальности
Технический ренессанс и духовный кризис западноевропейского и американского кино. Государство и кинематограф. Церковь и кино. Молодежь Запада и кинематограф: реальные и эстетический ценности.
Загадки кинокультуры Востока. Динамика и траектория «китайского взлета». Победы китайского кино на Международных кинофестивалях в 1900-е годы и в начале XXI века. Всемирный успех фильма Б.Бертолуччи «Последний император» и других фильмов «китайской» тематики. Фильмы—призеры Международных кинофестивалей: «Красный гаолян» и «Высоко висящие красные фонари» Чжан Имоу, «Деревня лотосов» и «Невесты» Се Цзина, «Человек. Демон. Страсть» Хуан Шуцинь.
Кинематограф КНР и «Малого Китая» (Гонконг, Тайвань). Жанровые особенности фильмов «Малого Китая»: гангстерские боевики, фильмы «кун-фу», мелодрама и социально-психологическая драма. Влияние эстетики
42
43
Б. Бертолуччи на экранизацию гонконгского романа «Князь Ба прощается со своей наложницей» (реж. Чень Кайгэ).
Новые опыты Чжан Имоу в жанре социально-психологической драмы: «Жить», «Шанхайская триада», «Соблазнительная луна» и др.
Китайская анимация и фильмы для детской аудитории.
Иранский киноренессанс 1980-х — 1990-х годов. Борьба с крамольным западно-буржуазным кинематографом, аморализмом, гангстеризмом и
т.д.
Исламские ценности в современном кино Ирана: воспитание в человеке идеалов жертвенности, воздержанности и аскетизма, примат интересов коллектива. Дидактический пафос фильмов «Морозные дороги» М. Д. Джозани, «Вода, ветер, песок» Амира Надери, «Чужак Башу» Бахрама Бейзан, «Велосипедист» М. Махмалбара и др.
Проблемы современного кино ОАЭ. Традиции и новаторство.
Кино современной Индии и Пакистана в борьбе за сохранение национальной самобытности.
Кино Израиля в поисках новой идентичности.
3. Методические рекомендации
для выполнения курсовой работы по дисциплине
«История отечественного и зарубежного киноискусства»
Цель курсовой работы — освоение студентами навыков работы с научной и методической литературой, энциклопедиями, словарями и справочниками, монографическими изданиями, публикациями в периодической печати, овладение методологией осуществления научных исследований, формирование навыков самостоятельного решения творческих задач по избранной теме.
В процессе разработки темы курсовой работы студент должен обнаружить следующие навыки:
— умение собрать наиболее полную информацию по теме;
— систематизировать и обобщить отобранный материал;
— осуществить его самостоятельный критический анализ.
Курсовая работа должна содержать обоснование избранной темы, аналитический обзор изученной литературы, логически аргументированную авторскую позицию по исследуемому вопросу.
3.1. Требования к структуре и содержанию работы
Структура и содержание работы определяются поставленными целями и задачами. Курсовая работа включает в себя: титульный лист, содержание, Оглавление, Введение, основную часть (структурированную по главам, параграфам или разделам), Заключение, Список использованной литературы, Приложения (в случае необходимости).
В разделе Содержание должен быть представлен перечень структурных элементов работы с указанием номеров страниц Введения, глав, параграфов или разделов, Заключения и Списка литературы.
Во Введении обосновывается выбранная тема, формулируются цель и задачи работы, проводится обзор изученной литературы, описывается и обосновывается структура работы. При определении цели рекомендуется пользоваться терминами «исследовать», «выявить существенные особенности и место», при формулировке задач работы — «ознакомиться», «определить», «изучить», «осмыслить», «осознать» и т. д.
Основная часть курсовой работы делится на главы, параграфы или разделы. Каждая из структурных единиц является самостоятельным законченным фрагментом работы, логически связанным с другими главами, параграфами или разделами. В основной части (содержащей не менее 2-х глав или 3—4 разделов) раскрывается материал по теме, решаются поставленные задачи. К тексту основной части предъявляются следующие требования:
— четкость и корректность понятийно-терминологического аппарата;
— точность, лаконизм и достоверность эмпирического материала;
— композиционная целостность и логика изложения;
— наличие критической авторской оценки.
В Заключении подводятся итоги проделанной работы, формулируются обобщающие выводы, к которым пришел автор в процессе решения поставленных во Введении задач, раскрывается научное и практическое значение темы исследования.
В Списке литературы библиографическое описание источников информации осуществляется с учетом ГОСТ в алфавитном порядке по первым элементам — фамилиям и инициалам автора или по основным заглавиям — в сборниках трудов, коллективных монографиях. Список литературы должен быть пронумерован.
3.2. Требования к оформлению курсовой работы
Общий объем работы зависит от выбранной темы и должен составлять не менее 20 и не более 30-35 страниц машинописного текста. Текст должен быть напечатан на стандартном листе писчей бумаги формата А-4 с полями: левое — 30 мм, правое — 15 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 20 мм. Шрифт Times New Roman, размер шрифта— 14, интервал— 1,5, абзацный отступ-1,25 (1,27) см.
Все страницы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист является первой страницей, на нем номер не ставится. Обязательно наличие ссылок или сносок в тексте с точным указанием источника информации.
Пример оформления ссылки.
В тексте курсовой работы:
Раззаков Ф. Наше любимое кино. — М. : 2004. — С. 118.
В библиографическом списке:
Раззаков Ф. Наше любимое кино. — М.: 2004.
44
45
Допускается использование как подстрочных ссылок на литературу, так и ссылок на порядковый номер источника. В квадратных скобках проставляется номер, который обозначается в библиографическом списке, и номер страницы (или страниц). Цитата переписывается с оригинала, и ставиться в кавычки. Например: «Отдавая должное новаторам советского кино — Кулешову, Эйзенштейну, Пудовкину, — американские кинематографисты ввели понятие «русский монтаж» [12, с. 8].
В библиографическом списке:
12. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского — М. : 2002.
Если мысль автора высказывается студентом своими словами, то кавычки не ставятся, но и в этом случае ссылка на автора обязательна.
Образец подобной ссылки: С. И. Фрейлих считает, что американцы ввели понятие «русский монтаж», отдавая должное новаторам советского кино: Кулешову, Эйзенштейну, Пудовкину [12, с. 8].
В библиографическом списке:
12. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского — М. : 2002. —С. 8.
При ссылке на ряд источников с указанием страниц между ними ставят точку с запятой [6, с.25; 10, с. 18]. Введение, главы, параграфы (разделы) основной части, Заключение, Список литературы должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок прописными буквами. Расстояние между заголовком и текстом должно быть не менее 3-4 интервалов. Текст курсовой работы оформляется в специальную папку.
3.3. Методические советы по выполнению курсовой работы
Выбор темы.
Кафедрой звукорежиссуры, продюсерства кино и ТВ для студентов предлагается 70 формулировок тем курсовых работ по истории киноискусства. Темы можно подразделить на следующие группы:
1. Зарубежное и русское кино «немого» периода (1895—1927). В данном разделе основное внимание уделяется исследованию деятельности выдающихся мастеров киноискусства, дается анализ их фильмов, изучаются социокультурные факторы, повлиявшие на творчество тех или иных художников.
2. Российское и зарубежное киноискусство в канун и в период Второй мировой войны.
Исследование данной группы тем курсовых работ предполагает выявление особенностей становления и развития национального искусства, изучение взаимосвязей русского искусства с культурным наследием других стран. Особое внимание следует уделить рассмотрению идейно-художественных глубин отдельных произведений искусства, неповторимому, уникальному авторскому миропониманию и творчеству.
3. Киноискусство России и других стран во второй половине XX века.
Указанный раздел требует понимания и осознания влияния социально-политических процессов на развитие искусства экрана. Важно раскрыть характер изменений художественной картины мира в XX столетии, отметить новые тенденции в киноискусстве эпохи глобализма, обратив особое внимание на развитие российского постсоветского кинематографа.