Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002) (стр. 13 из 15)

4. Особенности отдельных видов экранного искусства.

В данном разделе основное внимание должно быть уделено отдельным видам киноискусства, их специфике, жанрам, формам, методам. Необходимо охарактеризовать общую ситуацию в каждом из видов искусства, осветить творчество знаменитых мастеров.

Кроме предложенных тем, студент имеет право выбрать тему курсовой работы в соответствии с его научными интересами и по согласованию с пре­подавателем.

Работа над Оглавлением (планом).

При первоначальном знакомстве с темой курсовой работы необходимо подготовить рабочий вариант плана, выделить основные разделы и их при­мерные формулировки. В процессе работы план уточняется и конкретизиру­ется. К моменту оформления итогового варианта работы все структурные элементы и их формулировки должны быть четкими. Как правило, каждая глава (раздел, параграф) формулируется как краткое предложение; не допус­кается формулировка структурного элемента, состоящая из одного слова. Нецелесообразно перегружать план большим количеством структурных эле­ментов.

Работа с литературой.

При написании работы рекомендуется использовать как общую, так и специальную литературу по избранной теме, научные публикации: моногра­фии, статьи в научных журналах, учебники и учебные пособия по истории искусств и истории художественной культуры, энциклопедии, словари, сбор­ники. Большую помощь в работе могут оказать воспоминания и мемуары, по­зволяющие получить более, глубокие и обоснованные представления о том или ином культурно-историческом периоде, творчестве отдельных мастеров. При обращении к Интернет-ресурсам необходим критический анализ и ав­торская интерпретация материалов, механическое воспроизведение материа­лов недопустимо.

После выбора темы рекомендуется обратиться к соответствующим раз­делам в учебниках и кратким сведениям в словарях и справочниках, чтобы получить общие представления. Основное внимание следует сосредоточить на изучении научных трудов: составить план работы, сделать конспективные записи основных положений. На полях необходимо отмечать номера страниц конспектируемой работы, которые будут необходимы для ссылок в ее тексте.

Работа над текстом.

Рабочий вариант текста содержания пишется в соответствии с планом на основе конспектов и аргументированных суждений студента. Составные элементы работы должны быть объединены внутренней логикой. В конце



46


47


каждой главы формулируются краткие выводы. Затем пишутся Заключение и Введение (объемом 2-3 страницы каждое). В последнюю очередь оформля­ются Список литературы, титульный лист и оглавление (план). После про­верки научным руководителем рабочего варианта курсовой в текст вносятся исправления. При проверке окончательного варианта работы особое внима­ние обращается на устранение ошибок и опечаток, нумерацию страниц и ис­точников в списке литературы, оформление сносок и ссылок.

Подготовка к защите.

Защита курсовой работы проводится в форме устного доклада перед учебной группой. Продолжительность доклада составляет 7-10 минут, в те­чение которых необходимо раскрыть основные положения темы, структуру работы, ее содержание и выводы. Доклад предполагает свободное выступле­ние студента, а не чтение заранее подготовленного текста. Чтобы уложиться в отведенное время, необходимо до защиты прохронометрировать предпола­гаемое выступление. Рекомендуется также составить план защитной речи, заранее подготовить материалы для цитирования.

Во время дискуссии необходимо отвечать по существу заданного во­проса и отстаивать свою точку зрения. Рекомендуется обсудить с научным руководителем текст устного доклада и характер предполагаемых вопросов.

4. Рекомендуемый список тем курсовых работ

1. Становление кино как вида искусства.

2. Ранний период в истории кино Франции. От Люмьера до Мельеса.

3. Формирование американской кинокультуры.

4. Русский дореволюционный кинематограф.

5. «Звезды» раннего периода мирового кино (обзор).

6. Эксцентрическая кинокомедия. Творчество Макса Линдера.

7. Эволюция американской кинокомедии. Творчество Чарльза Чаплина.

8. Мелодрама как жанр. Мэри Пикфорд (США) и Вера Холодная (Россия),

9. Творческое содружество кинорежиссера Якова Протазанова и актера Ивана Мозжухина

10. Особенности немецкого экспрессионизма в кино.

11. Кино и революция. Раннее творчество Сергея Эйзенштейна.

12. «Эффект Кулешова» и его значение для мирового киноискусства.

13. Особенности творчества Всеволода Пудовкина.

14. Поэтический кинематограф Александра Довженко

15. Документальная киношкола России. Творчество Дзиги Вертова.

16. Французский киноавангард. Сюрреализм в кино.

17. Основные жанры и «звезды» советского кино 1930-х — 1940-х годов.

18. Основные жанры и «звезды» американского кино 1930-х — 1940-х годов

19. Французский «поэтический реализм» 1930-х — 1940-х годов.

20. Кино фашисткой Германии. Творчество Лени Риффеншталь.

21. Военно-патриотическая тема в советском киноискусстве.


22. Документальные фильмы о войне. «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма.

23. «Авторский» кинематограф и его особенности (от Эйзенштейна до Тар­ковского).

24. История сквозь призму времени. Особенности исторического фильма.

25. «Запечатленное время» Андрея Тарковского.

26. Творчество Василия Шукшина.

27. Кино и литература. Проблемы экранизации.

28. Экранная интерпретация произведений А. С. Пушкина.

29. Экранная интерпретация произведений Н. В. Гоголя.

30. Экранная интерпретация произведений Л. Н. Толстого

31. Экранная интерпретация произведений Ф. М. Достоевского

32. Драматургия А. П. Чехова и кинематограф

33. Мир М. А. Булгакова в зеркале экрана.

34. Трагедии Шекспира в театре и кино.

35. Комедии Шекспира в театре и кино.

36. Эволюция отечественной кинокомедии. Выдающиеся мастера комедий­ного жанра.

37. Итальянский неореализм.

38. Творчество Лукино Висконти.

39. Творчество Микельанджело Антониони.

40. Творчество Федерико Феллини

41. Творчество Бернардо Бертолуччи.

42. Шведский кинематограф. Ингмар Бергман и его школа.

43. Английский приключенческий фильм. Особенности экранной «бондиа-ны».

44. «Рассерженные» в английском кино (1950-е — 1960-е гг.).

45. «Новая волна» французского кино: Жан Люк Годар, Франсуа Трюффо и Др.

46. Классик японского кино Акира Куросава.

47. Новое кино Японии.

48. Развитие кино Индии.

49. Современный кинематограф Китая.

50. Кино ФРГ (В. Вендерс, Р. В. Фассбиндер, В. Херцог и др.).

51. Музыка в кино. Особенности музыкальной кинокомедии.

52. Мюзикл как жанр.

53. Эволюция мультипликационного кино. Творчество Уолта Диснея.

54. Жанры современной анимации.

55. Выразительные средства фильма и современный кинопроцесс.

56. Кино как зрелище. Спецэффекты в кино.

57. Кино и политика. Модели политического фильма.

58. Реализм и мифотворчество в отечественном киноискусстве.

59. Человек и миф в современном американском кинематографе.

60. Кино «элитарное» и «массовое».



48


49


61.

Постмодернизм в кино как фактор мировой художественной культуры.

62. Кино эпохи постмодерна. Творчество английского кинорежиссера Пите­ра Гринуэя.

63. Наследники Тарковского. Кинематограф Александра Сокурова.

64. Профессия — кинооператор.

65. Профессия — звукорежиссер.

66. Пути развития уральской кинематографии.

67. Кинодокументалистика Урала.

68. Мастера уральского художественного кино.

69. Особенности уральской анимации.

70. Телевизионный фильм и фильм по телевидению.

5. Рекомендуемый список литературы

Основная

История отечественного кино. История зарубежного кино. 1945 — 2000 гг. Учебник в 3-х книгах / Под ред. Л. М. Буряк. — М.: Прогресс, 2005.

Зоркая Н. М. История советского кино. — СПб.: Алетейя, СПбГУ, 2006.

Железняков В. Н. Cinematographer. Человек с фабрики грез. — М.: Пробел, 2004.

Кириллова Н. Б. От модерна к постмодерну. — М., 2005.

Первый век нашего кино. Энциклопедия / Под ред. К. Э. Разлогова и др. — М.: Локид-Пресс, 2006.

Страницы истории отечественного кино / Под ред. Л. М. Буряк. — М.: Мате­рик, 2006.

Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академи­ческой проект, 2002.

Дополнительная

Антониони об Антониони. Статьи. Эссе. Интервью. — М., 1986.

Базен Р. Что такое кино? — М.: Искусство, 1972.

Балаш Б. Становление и сущность нового искусства. — М.: Прогресс, 1968.

Бергман о Бергмане. И. Бергман в театре и кино. — М., 1985.

Вайсфельд И. Кино как вид искусства. М.: Знание, 1983.

Висконти Л. Статьи. Свидетельства. Высказывания. — М., 1986.

Герасимов С. Воспитание кинорежиссера. — М.: Искусство, 1978.

Делёз Ж. Кино // А9 — Маргинем. — М., 2004.

Жанры кино / Сб. под ред. В. Баскакова. — М.: Искусство, 1978.

Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. — М.: Искусство, 1987.

Зак М. Кинорежиссура: опыт и поиск. М.: Искусство, 1983.

История советского кино. В 4-х т.т. — М.: Искусство, 1973 — 1976.

Капралов Г. Человек и миф. — М.: Искусство, 1983.

Кино. Энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1986.


Кириллова Н. Феномен уральского кино. — Екатеринбург: ООО «Лазурь», 2003.

Кириллова Н. Классик уральского кино. — Екатеринбург: БКИ, 2005.

Козинцев Г. Глубокий экран. —М.: Искусство, 1971.

Кокорев И. Голливуд и политика. — М.: Искусство, 1987.

Кракауэр 3. Психологическая история немого кино. От Калигари до Гитле­ра. — М.: Искусство, 1975.

Пудовкин В. И. Кинорежиссер и киноматериал // Собр. соч. в 3-х т.т. — Т. 1.—М., 1974.