Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002) (стр. 2 из 15)

Тема 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КИНЕМАТОГРАФА

Европейская культура в конце XIX века. Рождение новых концепций в философии и искусстве. Синтез искусств как перспектива развития художе­ственной культуры. Научно-техническая революция и формирование масс-медиа. Галактика Маркони.

Краткая предыстория изобретения кинематографа. Кинетоскоп Т. Эдисона. Первый публичный киносеанс (декабрь, 1895). Вклад Люмьеров в развитие кинематографа. Принцип «движущейся фотографии». Всемирный успех изобретения Люмьеров.

Тема 2. КИНО ФРАНЦИИ

«Документальные» фильмы Люмьеров. Эстетическая ограничен­ность «движущейся фотографии». Рождение киножанров.

Ж. Мельес родоначальник игрового кино. Освоение выразитель­ных возможностей экранного искусства, использование опыта смежных ис­кусств (театр, литература, изо). Жанровые поиски Мельеса. Монтаж в кино.

Рояедение французской киноиндустрии. Фирмы «Патэ» и «Гомон», монополизация кинопроизводства и проката. Кино и коммерция. Основные жанры французского кино: комедия, мелодрама, приключенческий (аван­тюрный) фильм, детектив. Первые «звезды» французского кино: А. Дид, М. Линдер и другие.

«Театр на пленке». Фирма «Фильм Д'Ар» — обращение к театраль­ной классике и литературе. Поиски специфики кино как вида искусства. Се­риалы Л. Фейада. Режиссерские дебюты А. Ганса и Ж. Дюллак.

Французские киномонополии в годы Первой мировой войны. Утрата кинорынков. Конкуренция Голливуда.

Тема 3. КИНО ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Викторианская Англия на рубеже XIX — XX веков. Изобретатели ки­ноаппарата У. Фриз-Грин и Р. У. Пол. Первый киносеанс (март, 1886). Брай-тонская школа (Э. Коллинз, Д. А. Смит, У. Фриз-Грин).Освоение техниче­ских возможностей кинокамеры и монтажа. Становление жанров. Актуальная политическая тематика («Нападение на миссию в Китае»),успех фантастиче­ских, трюковых, бытовых комедий. Развитие документального кино. Филь­мы-спектакли Р. Джанна и экранизации Д. Пирсона. Конкуренция американ­ских и французских фирм. Кризис английского кино в годы Первой мировой войны.

Тема 4. КИНО ИТАЛИИ

Италия начала XX века. Первые киносеансы. Французская кинопро­дукция и ее влияние на раннее итальянское кино. Рождение национального кинопроизводства (Милан, Рим, Турин) в 1904 — 1905 гг. Ведущие жанры—


7


комедия, драма, фарс, экранизация. Костюмно-исторические фильмы, их роль в развитии национального кино и экранной мифологии. Э. Гуаццони и его постановки («Камо грядеши?»). Фильм Д. Пастроне «Кабирия» — псев­домонументальность, патетика и пластическая экспрессия. Движение камеры и массовые сцены. Итальянская психологическая драма и влияние Г. Д'Аннунцио. Характерные особенности «Золотой серии», ее звезды (Ф. Бертини).

Тема 5. КИНО ГЕРМАНИИ

Доминирующая роль французских фильмов в годы «ярмарочного» ки­нематографа. «Театр движения» О. Месстера. Зарождение национального ки­нопроизводства (1909 — 1910). Влияние французского «Фильм д'Ар» и эк­ранизации М. Рейнгардта («Венецианская ночь», «Остров мертвых»). Попу­лярность фарсов и фильмов-спектаклей. Развитие сети кинопроката, строи­тельство крупных студий перед войной. Первые кинозвезды: Хенни Портен и Пауль Вегенер. Двойничество и мистика в фильме С. Рийе «Пражский сту­дент». Тема раздвоения личности в «Другом» режиссера М. Мака. Рост ки­нопроизводства с началом мировой войны и его причины. Пропаганда мили­таризма и шовинизма. Фантастика и мистицизм в фильмах с участием П. Вегенера («Голем»). Популярность серийных детективов и трюковых ко­медий. Политизация немецкого кино к концу войны, создание киноконцерна «УФА» (1917).

Тема 6. КИНО США

Социально-экономическое положение США на рубеже XIX — XX ве­ков. Формирование американской культуры.

Первый сеанс люмьеровских фильмов. Возникновение американского кинопроизводства (1896). Первые кинофирмы. Основная кинопродукция (жанры, тематика, влияние прессы, театра, ревю). Э. Портер и его вклад в ос­воение выразительных возможностей кинокамеры. Идейно-эстетическое зна­чение его главных работ («Жизнь американского пожарного», «Большое ог­рубление поезда», «Клептоманка»).

Эпоха «никель-одеонов», превращение кино в главный источник мас­сового развлечения. Основные центры кинопроизводства. Организация сис­темы проката, расцвет «независимых». Компания кинопатентов (МППК), ее борьба за монополию в сфере производства и проката. Независимые в Голли­вуде (1909).

Начало творческого пути Д. У. Гриффита. Освоение опыта театра и литературы, обобщение достижений мирового кино. Актерская школа Гриф­фита, разработка принципов кинодраматургии и кинематографического язы­ка. Новаторство режиссуры, консерватизм мышления, традиционность мо­ральных критериев.

Кульминация творчества Д. У. Гриффита. Первый полнометражный фильм США «Рождение нации». Деформация истории, оправдание расизма,


элементы пацифизма. Монтажный строй картины, влияние концепции ре­жиссера на драматургию и изобразительное решение, монументализм. «Не­терпимость» — реализация исторической философии Гриффита. Христиан­ская мораль как путь к решению социальных, национальных, классовых про­тиворечий.

Т. Инс актер, режиссер, организатор конвейерного производства фильмов. Исторические фильмы и вестерны с У. Хартом. Практика «желез­ного сценария» и стандартизация творческого процесса

Мак Сеннет — родоначальник американской «комической». Эво­люция комедийной маски. Сеннетовские «гэги», имвровизационность и ди­намика действия. Влияние Сеннета на ведущих комиков и американскую школу комедии 20-х гг.

США в годы Первой мировой войны. Политика нейтралитета и вступ­ление в войну в 1917 году. Рост Голливуда. Крупнейшие фирмы («Парама-унт», «Юниверсал», «XX век-Фокс») и их продукция.

Основные жанры, успех «серийных детективов и салонных драм. Система «звезд» как феномен массовой культуры. Персонажи М. Пикфорд, Д. Фербенкса, П. Уайт, Т. Бары, их место в мифологии американского кино. Связь Голливуда с банковским капиталом.

Чарльз Чаплин: от персонажа слепстика к маске Чарли. Эволюция образа в ранних комедиях Чаплина. Борьба за творческую самостоятель­ность, обращение к жизни нищих и обездоленных, мотивы социального про­теста.

Тема 7. РАСЦВЕТ КИНО ДАНИИ И ШВЕЦИИ

Первые сеансы люмьеровских фильмов (1896). Организация кинофирм «Нордикс» (Дания, 1906) и «Свенска Био» (Швеция, 1907).

Расцвет датского кино (1908 — 1915 гг.). Его характерные особенно­сти: связь с театром и литературой, сенсационность в изображении отноше­ний полов. Любовные мелодрамы.

«Новое датское кино»: психологизм и фатализм. Экранизация класси­ки. «Атлантис» А. Блома по сценарию Г. Гауптмана. Ведущие режиссеры (У. Гад, А. Блом, X. Мадсен) и актеры (А. Нильсен, В. Псиландер). Первые шаги К. Т. Дрейера. Причины упадка датского кино.

Подъем шведского кино в канун и в период Первой мировой войны. Фильмы режиссеров М. Штиллера и В. Шестрома и влияние монтажа Д. Гриффита. Особенности «шведской школы»: интерес к вечным пробле­мам, поиски моральных абсолютов, психологизм. Влияние скандинавского фольклора, театра и литературы. Поэтизация природы, эмоциональный пей­заж, метафоричность языка. Идеализация прошлого, романтические персо­нажи в конфликте с буржуазным обществом. Расцвет творчества В. Шестро­ма («Горный Эйвинд и его жена», «Призрачная тележка» и др. фильмы): ро­мантическая приподнятость персонажей, масштабность столкновения чело­века со стихией, эпичность стиля, фатализм. Популярные кинокомедии



8


9


М. Штиллера («Лучший фильм Томаса Грааля», «Эротикой»). Включение «Свенска Био» в крупнейший киноконцерн «Ювенска Фильминдустри».