Тема 8. КИНО В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Появление в России «синематографа» братьев Люмьер (1896). Первые киносеансы. Создание стационарных «электротеатров» и организация проката. Французские фирмы «Гомон» и «Патэ» на русском кинорынке.
Возникновение отечественного кинопроизводства. Роль А. Дранкова. Первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» (1908). Начало регулярного выпуска хроникальных, научно-популярных, игровых фильмов в России.
Предпринимательская деятельность А. Ханжонкова и становление русского национального кинематографа.
Воспроизведение событий русской истории («1812 год», «Оорона Севастополя» и др.). Ограниченность постановочного и изобразительного решения массовых сцен.
Кино и литература. Экранизация произведений русской классики:
A. Пушкина, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Л. Толстого и др.
Появление салонной мелодрамы, кинокомедий, уголовно-приключенческих фильмов. Влияние искусства декаданса.
Сокращение импорта иностранных картин и рост национального кинопроизводства в годы Первой мировой войны. Приток в кино творческих сил из театра и других сфер художественной культуры. А. Блок и М. Горький о кино.
Творчество режиссера Е. Бауэра. Поиски живописно-изобразительных возможностей кинематографа.
Реалистические и психологические тенденции в творчестве В. Гардина («Дворянское гнездо») и Я. Протазанова («Пиковая дама», «Отец Сергий»). Ориентация на традиции литературы и поиски кинематографической выразительности.
Мастерство первых русских киноактеров: И. Мозжухина,
B. Максимова, В. Полонского, В. Холодной, Н. Лисенко; съемки в кино теат
ральных деятелей: Ф. Шаляпина, В. Мейерхольда, А. Коонен и др.
Операторское искусство в дореволюционном кинематографе (А. Левицкий, А. Федецкий, А. Сашин). Первые художники кино (В. Егоров,
C. Козловский и др.). Мультипликационные фильмы В. Старевича.
Художественные достижения русского дореволюционного кино.
Тема 9. РЕВОЛЮЦИЯ И КИНЕМАТОГРАФ. РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО КИНО
Первые организационные мероприятия советского правительства в области кино. Декрет Совнаркома «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Наркомпроса» от 27 августа 1919 года. В. И. Ленин о кино.
Кино на службе революции. Организация Петроградского и Московского кинокомитетов и начало производства советских фильмов. Открытие Первой Государственной школы кинематографии (1919).
Первые шаги по организации производства кинохроники
(М. Кольцов, Д. Ветров). «Кинонеделя» Д. Ветрова, тематика и характер съемок. Пионеры советской кинохроники: Э. Тиссэ, А. Левицкий, П. Ермолов, П. Новицкий, А. Лемберг и др.).
Роль агитфильмов в годы гражданской войны. Участие В. Маяковского в кино («Барышня и хулиган», «Не для денег родившийся», «Закованная фильмой»). Экранизация классики: «Поликушка» А. Санина (по Л. Толстому), «Мать» А. Разумного (по М. Горькому, 1920) и др.
Создание кино национальных республик. Расширение материально-технической базы кинематографии.
Тема 10. КИНО ГЕРМАНИИ. НЕМЕЦКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ
Поражение Германии в Первой мировой войне, условия Версальского мира. Пролетарская революция и ее подавление.
Психологическая история немецкого кино. Отражение в нем отчаяния и пессимизма. Эстетические принципы экранного экспрессионизма в фильме Р. Вине «Кабинет доктора Калигари» (1919). Идейная концепция картины, ее пластическо-пространственная реализация.
Экспрессионистская модель мира в немецких фильмах 1920-х годов: «Носферату» Ф. Мурнау, «Доктор Мабузе» Ф. Ланга, «Усталая смерть» и «Кабинет восковых фигур» П. Лени и др.
Эпическая дилогия Ф. Ланга «Нибелунги»: логика истории и логика духа, шовинизм, национализм, элементы' расизма в фильме. Преодоление моральных и идейных противоречий как «религия» будущего государственного устройства в фильме-утопии «Метрополис».
Немецкая драма 1920-х годов: эстетические принципы, стилистические поиски, элементы социальной критики, сочувствие к «маленькому» человеку. «Последний человек» Ф. Мурнау, «Безрадостный переулок» П. Пабста.
Работа в немецком кино зарубежных кинорежиссеров: У. Гада («Гамлет»), К. Дрейера («Дракула»), Ф. Оцепа («Живой труп») и др.
Тема 11. КИНО ФРАНЦИИ. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА «АВАНГАРДА»
Франция 1920-х годов. Разочарование в буржуазных идеалах. Популярность идей А. Бергсона и 3. Фрейда. «Революция» в искусстве: конструктивизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм. Кризис французского кино.
Борьба творческой интеллигенции за возрождение национального кино. Ранний «Авангард» (1919 — 1924). Формирование ядра группы: Л. Дел-люк, Ж. Дюллак, М. Л. Эрбье, Ж. Эпштейн и др. Критические статьи, сценарии и фильмы Л. Деллюка, их роль в становлении «Авангарда».
10
11
Поздний «Авангард» (1924 — 1929). Концепции «интегрального фильма» (Ж. Эпштейн, Ж. Дюлак), отрицание сюжета и актера. Влияние сюрреализма. Этапные фильмы периода: «Механический балет» (реж. Ф. Леже), «Антракт (реж. Р. Клер), «Раковина и священник» (реж. Ж. Дюллак). Андалузский пес» Л. Бунюэля и С. Дали. Идейно-эстетический кризис «Авангарда» и срастание с коммерческим кинематографом.
Реалистические тенденции в кино Франции 1920-х годов. Психологическая глубина, высокая визуальная культура. Первые фильмы Ж. Дювивье, Ж. Ренуара, Ж. Фейдера.
«Страсти Жанны Д'Арк» К. Дрейера. Конфликт фильма, особенности монтажной структуры и изобразительного решения, исполнение главной роли Р. Фальконетти.
Кино Франции в конце 1920-х годов.
Тема 12. КРИЗИС КИНО ШВЕЦИИ
Закат шведского кинематографа в середине 1920-х гг. Утрата международных кинорынков, конкуренция Голливуда, отказ от традиций «шведской школы» во имя завоевания зарубежного зрителя. Сотрудничество с УФА и его провал.
Повторение тем, конфликтов, атмосферы и стилистических открытий В. Шестрома в его новых работах («Кто судит», «Адский корабль»). Визуальное богатство и безэмоциональность. Переезд в Голливуд (1923).
Реализация эстетических принципов и завоеваний шведского кино в фильме М. Штиллера «Сокровища господина Арне». Другие фильмы Штиллера: экранизация романа С. Лагерлеф «Сага о Гуннаре Хеде» и «Сага о Йосте Берлинге» (1923). Попытка развития национального стиля и ее неудача. Актеры шведского кино (Л. Хансон, Г. Гарбо). М. Штиллер в Голливуде.
Тема 13. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И МИФЫ КИНЕМАТОГРАФА США
Эстетические стандарты искусства США 1920-х годов в столкновении с творениями художников-реалистов. Место Голливуда в утверждении идеалов «Американской мечты».
Слияние кинобизнеса с банковским капиталом, вытеснение независимых, реорганизация проката. «Ассоциация кино-продюсеров и прокатчиков США», ее борьба с «аморальностью» в Голливуде.
Ослабление европейских кинематографий в ходе конкурентной борьбы с Голливудом. Переезд в США ведущих кинематографистов Швеции, Германии, Франции »и др. стран.
Основные жанры коммерческой продукции.
Эскапизм экзотических и романтических драм с участием Т. Бары, Р. Валентине Р. Наварро. Оптимизм персонажей Д. Фербенкса как выражение «духа» эпохи. «Золушки» М. Пикфорд и популярность агрессивных, «современных» героинь Г. Свенсон и К. Боу. Апология бизнеса и прагматизма в салонных комедиях-драмах С. де Мил ля.
«Золотой век» американской кинокомедии. Трагический разрыв между человеком и буржуазным обществом в фильмах Ч. Чаплина «Пилигрим», «Золотая лихорадка», «Цирк». Условность пантомим, достоверность характеров, ситуаций, чувств, поэтичность. Кинодрама «Парижанка» и ее значение для американского кино.
Поединок стоических героев Б. Китона с миром несправедливости, абсурда и обывательских норм. Специфика комического видения Китона, оригинальность решений, драматургическая функция пародийности.
Комедийная версия героя-оптимиста в «просперити» — комедиях Г. Ллойда. Прямолинейность драматургии, эффектность «гэгов», ставка на вкусы среднего американца.
Европейские кинематографисты в США, Популярность салонных комедий Э. Дюбича. Эпическая драма В. Шестрома «Ветер».
Романтическая экзотика и натурализм в лентах Дж. Штернберга «Подполье», «В доках Нью-Йорка». Поиски атмосферы и изобразительная стилистика.
Реалистические фильмы Э. Штрогейма. Сатирическое изображение аристократии («Глупые жены»). Смелое осуждение идеалов «просперити» в экранизации романа Ф. Норриса «Алчность». Точность бытовых зарисовок, сатирическая глубина характеров, натурализм и метафоричность. Осмеяние сильных мира сего в более поздних лентах Штрогейма и его изгнание из Голливуда.
Антивоенный фильм К. Видора «Большой парад». Мотивы «потерянного поколения», документализм и символика, смелость монтажно-изобразительных решений. Ироническое изображение мифов «просперити» в картине «Толпа».
Голливуд у порога «звукового» кинематографа.
Тема 14. СОВЕТСКИЙ «АВАНГАРД» 1920-х ГОДОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЙ КИНОПРОЦЕСС