Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002) (стр. 4 из 15)

Поиск новых средств кинематографической выразительности. Ведущие мастера отечественного кино 1920-х годов и их открытия. «Конструктивизм» в творчестве Д. Вертова.

Экспериментальные поиски выразительных возможностей докумен­тального кино. Отражение революционной действительности в первых доку-



12


13


ментальных фильмах и в выпусках «Киноправды». Манифест «Киноки. Пе­реворот» (1923). «Коммунистическая расшифровка мира» в публицистиче­ских фильмах Вертова «Киноглаз» (1924), «Ленинская киноправда» (1925), «Шагай, Совет!» (1926), «Шестая часть мира» (1926). Особенности творче­ского метода, принципы «киноглаза» и «киноправды». Разработка эстетиче­ской модели документального фильма в теоретических статьях и творческой практике режиссера («Человек с киноаппаратом»). Значение творчества и теоретических работ Д. Вертова в становлении «образной публицистики».

Экспериментальная мастерская Л. Кулешова. Участие

B. Пудовкина, А. Хохловой, Л. Оболенского, Б. Барнета, В. Фогеля,

C. Комарова в работе мастерской. Теория киномонтажа. «Эффект Кулешова».
Теория кинонатурщика. Исследование изобразительно-монтажных возмож­
ностей киноискусства. Разработка принципов организации производственно­
го процесса съемки фильма.

Основные фильмы Л. Кулешова 1920-х годов: «Необычайные приклю­чения мистера Веста в стране большевиков», «Луч смерти», «По закону» (по рассказу Д. Лондона). Значение теоретических трудов и экспериментальных работ Л. Кулешова для становления и развития киноискусства.

Философский («интеллектуальный») кинематограф С. Эйзен­штейна. Теория «монтажа аттракционов».

Творческое содружество С. Эйзенштейна и оператора Э. Тиссэ. Опыт работы Тиссэ в документальном кино и изобразительное решение фильмов С. Эйзенштейна.

«Броненосец «Потемкин» (1925) — крупнейшее произведение совет­ской и мировой кинематографии, «лучший фильм всех времен и народов».

Новаторский характер драматургии режиссуры фильма. Своеобразие киноязыка (монтаж, изобразительная композиция, деталь, кинометафора). Особенности жанрового решения фильма.

Реальность и мифотворчество в фильме «Октябрь» (1927). Революци­онный пафос картины. Документализм и метафоричность образного строя.

Обращение к современной теме в фильме С. Эйзенштейна «Старое и новое» (1929).Изобразительная культура. Монтаж фильма. Индивидуализа­ция героя. Издержки экспериментирования.

Теоретические труды С. Эйзенштейна 1920-х годов. Теории «монтажа аттракционов», «интеллектуального кино», «обертонного монтажа» и др. Разработка вопросов взаимодействия кино и литературы. Приглашение С. Эйзенштейна в Голливуд.

В. Пудовкин и школа «психологического реализма» в кино. Первые постановки: «Шахматная горячка» (1925) и «Механика головного мозга» (1926).

Фильм «Мать» (1926) по роману А. М. Горького и его значение.

Творческое содружество В. Пудовкина, сценариста Н. Зархи и операто­ра А. Головни. Принципы экранизации. Социально-психологический кон­фликт фильма. Принцип сквозной метафоры в построении действия. Особен-


ности изобразительного и монтажного решения фильма. Участие в фильме актеров МХАТ Н. Баталова и В. Барановской. Типаж в фильме.

Кинофильм «Конец Санкт-Петербурга» (1927). История замысла (автор сценария Н. Зархи).

Соотношение эпического и драматического начал в фильме. Вырази­тельность монтажных и изобразительных решений. Социальная глубина об­разных обобщений.

«Потомок Чингис-хана» (1928) по мотивам романа И. Новокшонова, авт. сцен. О. Брик. Тема национально-освободительного движения и драма­тическая судьба героя. Содержательность этнографического материала. Ме­тафоричность образного языка.

Мастерская ФЭКС Г. Козинцева и Л. Трауберга. Эксцентрические фильмы «Похождения Октябрины» и «Чертово колесо».

Сближение с ОПОЯЗом. Метод «остранения» и фильм «Шинель», авт. сцен. Ю. Тынянов (1926). Поиски монтажно-пластических средств воссозда­ния особенностей стиля, «манеры» Гоголя.

Освоение историко-революционной темы и отход от крайностей экс­центризма в фильмах «СВД» (1927), авт. сцен. Ю. Тынянов, Ю. Оксман и «Новый Вавилон» (1929), авт. сцен. Г. Козинцев, Л. Трауберг. Изобразитель­ный стиль фильмов (опер. А. Москвин, худ. Е. Еней). Профессионализм ак­терского исполнения воспитанников ФЭКСа П. Соболевского, С. Герасимо­ва, П. Костричкина, Я. Жеймо, Е. Кузьминой и др.

Новаторское значение творческих поисков ФЭКСов в обогащении изо­бразительно-выразительных возможностей киноискусства.

«Поэтическое» кино А.Довженко. Первые работы в кино: «Вася-реформатор» (1926), «Ягодки любви» (1926), «Сумка дипкурьера» (1927).

«Звенигора» (1928). Своеобразие воплощения историко-революционной темы. Особенности композиции и фольклорные мотивы фильма. Роль изобразительной метафоры.

«Арсенал» (1929). Символика образов. Влияние украинского фолькло­ра на содержание и изобразительную форму фильма (опер. Д. Демуцкий).

Философско-поэтическая концепция фильма «Земля» (1930). Социаль­ное и «биологическое» в его идейно-художественной структуре. Образы ук­раинских крестьян. Дискуссии о «Земле» в печати.

Жанровый кинематограф Я. Протазанова, А. Роома, Ф. Эрмлера; на­чало творческого пути И. Пырьева, С. и Г. Васильевых, Б. Барнета, Г. Рошаля, Ю. Райзмана и др.

Тема 15. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КИНО В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА

Развитие национальных кинематографий в СССР. Первый съезд совет­ских писателей (1934) и утверждение творческого метода социалистического реализма. Догмы и принципы соцреализма.



14


15


Начальный период звукового кино. Первые отечественные «звуковые» фильмы: «Энтузиазм» («Симфония Донбасса») Д. Ветрова (1930) и «Путевка в жизнь» Н. Экка, (1931).

Жанрово-тематическое разнообразие советского кино 1930-х годов.

Историко-революционная тема.

Фильмы «Чапаев» братьев Васильевых и «Щорс» А. Довженко и их роль в дальнейшем развитии советского кино. Трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга. Жанровые особенности трилогии. «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана. Эпос революционных событий и индивидуальные характеры. «Депутат Балтики» А. Зархи и И. Хейфица. Тема интеллигенции и революции. Фильмы М. Ромма «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» и сакрализация образа вождя революции в кино.

Фильмы С. Юткевича «Человек с ружьем» по сценарию Н. Погодина и «Яков Свердлов» по сценарию П, Павленко и дальнейшая мифологизация событий и героев революции. Искажение исторической правды на экране. Мифологизация истории.

Фильмы о современности: «Крестьяне» и «Великий гражданин» Ф. Эрмлера и «Поднятая целина» (по первой части романа М. Шолохова) Ю. Райзмана, «Член правительства» А. Зархи и И. Хейфица и «Большая жизнь» Л. Лукова. Образы советской молодежи в фильмах С. Герасимова («Семеро смелых», «Учитель», «Комсомольск») в исполнении П. Алейникова, Т. Макаровой, Б. Чиркова и др.

Антифашистская тема в советских фильмах 1930-х годов: «Профес­сор Мамлок» (по пьесе Ф. Вольфа) Г. Раппопорта и А. Минкина, «Семья Оп-пенгейм» Г. Рошаля по роману Л. Фейхтвангера.

Особенности кинокомедии 1930-х годов. Появление системы «звезд». Дефицит сатиры. Музыкальные комедии Г. Александрова: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».

Тема социалистического отношения к труду в комедиях И. Пырьева: «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух». Музыкальные ко­медии А. Ивановского «Музыкальная история» и «Антон Иванович сердит­ся». Популяризация классической музыки средствами кино. Популярные «звезды» кинокомедий: Л. Орлова, М. Ладынина, 3. Федорова, В. Серова, Ф. Раневская, Б. Андреев, П. Алейников, Н. Крючков, Э. Гарин, С. Мартин­сон и др.

Работа известных композиторов в кино: И. Дунаевского, Д. Кабалев­ского, братьев Покрасс, Д. Шостаковича, С Прокофьева, А. Хачатуряна и др.

Роль кино в формирований патриотических чувств советского челове­ка. Исторический фильм и экранизация литературной классики.

Кинороманы «Петр 1» В. Петрова (автор сцен. А. Толстой) и «Минин и Пожарский» (по сцен. В. Шкловского) В. Пудовкина, «Александр Невский» (по сцен. П. Павленко) С. Эйзенштейна. Патриотический пафос фильма. Об­раз Невского в исполнении Н. Черкасова. Образы народных героев в испол­нении Н. Охлопкова и А. Абрикосова.


Фильмы — экранизации произведений А. Пушкина, А. Островского, М. Горького и др. «Классовый» подход к проблемам экранизации.

Фильмы-сказки для детей. Развитие мультипликации. Работа режиссе­ров И. Иванова-Вано, А. Птушко, А. Роу и др. Успехи и противоречия в раз­витии советского кино в эпоху тоталитаризма.

Тема 16. КИНО ГЕРМАНИИ В ЭПОХУ ФАШИЗМА

Состояние немецкого кинематографа в канун установления фашист­ской диктатуры. Творчество 3. Дулова, Ф. Ланга, Г. Пабста в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Политическая и социальная острота их фильмов. Отра­жение морального кризиса в стране и бессилие науки перед «фатальными» силами зла в картине Ф. Ланга «М» и «Завещание доктора Мабузе».

Б. Брехт в кино. Экранизация пьесы Брехта «Трехгрошовая опера» и ее особенности. Стилевые приемы режиссера Г. Пабста.

Крах немецкого киноискусства после нацистского переворота (январь 1933). Эмиграция известных деятелей кино из фашистской Германии. Наци­стская идеология на экране. Натиск фашистской пропаганды в документаль­ном кино. Документальные фильмы Л. Рифеншталь «Триумф воли», «Олим­пия». Их монументализм, парадность, напыщенность. Реакционность псев-- доисторических игровых фильмов «Великий король», «Бисмарк», «Папаша Крюгер». Антисемитизм в кино. Фильмы «Вечный жид», «Еврей Зюсс» и др. Коммерческая кинопродукция: комедии, мелодрамы, мюзиклы. Экран­ные образы Ф. Гааль («Петер») и М. Рёкк («Девушка моей мечты»).