Возникновение «империи» Дж. А. Ранка. Отказ от малобюджетных фильмов о повседневности и простых людях. Подражания Голливуду.
Историко-патриотические фильмы Великобритании.
Тема 22. ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КИНО ФРАНЦИИ
Захват Франции фашистской Германией. Движение Сопротивления французского народа. Бойкот зрителями германских фильмов. Кинопроизводство в оккупированной и неоккупированной зонах Франции. Организация фирмы «Континенталь». Требования гитлеровской цензуры. Выпуск детективов и легких комедий.
Героико-патриотическая тема в фильме М. Карне «Вечерние посетители», его стилевые особенности. Творческое достижение национального киноискусства — создание киноромана «Дети райка». Прогрессивные и патриотические тенденции в фильмах на современную тему. Значение фильма о - солидарности и товариществе «Мы—мальчишки» Луи Дакена. Критика правящей верхушки общества в картине «Летний свет» Ж. Гремийона.
«Битва на рельсах» Р. Клемана и «Рассвет» Л. Дакена.
Подчинение французского кино американскому капиталу в послевоенный период.
Выпуск «черных» фильмов в 1947 — 1950 годах. Изображение свободной личности и поэтизация смерти. «Орфей» Ж. Кокто. Новый этап в творчестве Р. Клера. История современного Фауста («Красота дьявола»). Проблемы альтруизма и эгоизма в фильме «Порт де Лила». Гуманизм Клера.
Тема духовной трагедии человека в фильмах Р. Брессона. Антифашистский фильм «Приговоренный к смерти бежал».
Экранизация классики: «Красное и черное» (по Стендалю) К. Отан-Лара, «Жервеза» (по Золя) Р. Клемана, «Граф Монте-Кристо» (по Дюма) Ж. Беккера и др.
Ведущие французские актеры послевоенного периода: Ж. Маре, Ж. Филипп, Ж. Габен, М. Морган, Н. Курсель, Ж. Моро, Л. Де Фюнес и др.
Короткометражные фильмы Франции. «Группа 30-ти», ее цели и задачи. Декларация группы (1953). Разнообразие жанров и творческих индивидуальностей. «Ночь и туман» А. Рене, «Красный шар» А. Ламорисса.
Тема 23. ИТАЛЬЯНСКИЙ НЕОРЕАЛИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОМ КИНОИСКУССТВЕ
Фашистская Италия времен диктатуры Муссолини и кинематограф. Шовинизм и национализм в исторических постановках. Антиреализм салонных драм. Комедия положений как ведущий жанр массовой кинопродукции.
20
21
Первые попытки уйти от канонов официального «реализма»: «Четыре шага в облаках» А. Блазетти, «Дети смотрят на нас» В. де Сика, «Одержимость» Л. Висконти.
Народное восстание против фашизма, разгром гитлеровской коалиции, освобождение Италии.
«Рим —открытый город» Р. Росселини (1945) — эстетическая реализация программы неореализма, кинематографический итог Сопротивления режиму Муссолини. Достоверность и народность фильма, точность типов и глубина характеров.
Подъем неореалистического искусства, его место в кино послевоенной Италии и роль в мировом кино.
Содружество Ч. Дзаваттини — В. де Сика. «Шуша», «Похитители велосипедов». «Умберто Д» — трагическая летопись Италии на грани стабилизации буржуазного общества. Социальная несправедливость как причина трагедии «маленького» человека.
Документализм «типажей», эпическая широта среза социальной жизни — антитеза психологизму и камерности кинодрам. Наблюдение за жизнью, новые формы монтажа, участие неактеров.
Социальная фреска Л. Висконти «Земля дрожит». Одинокий протест героя романа Д. Верги и фильма Висконти. Гипертрофия фона и деталей, натурализм и эстетизм, изысканность изобразительных решений. Спад социальной активности, эволюция «маленького человека» в психологической драме Висконти «Самая красивая».
Социальные драмы Дж. де Сантиса. Пробуждение низов в трилогии «Горький рис», «Трагическая охота», «Нет мира под оливами». Романтизация «маленького человека», плакатность негативных персонажей, пафос коллективной борьбы, дидактичность драматургической структуры. Цензура, продюсеры и Ватикан против неореализма.
Спад в творчестве ведущих мастеров. Итальянское «чудо» 1950-х годов и «розовый» неореализм.
Творческие поиски Р. Росселини: от пафоса всенародной борьбы с фашизмом к вечным проблемам бытия и личности («Германия, год 0», «Чудо», «Франциск-псалмопевец», «Европа, год 1951»).
Общество «потребления» и отчуждение личности. Одиночество и некоммуникабельность в фильмах раннего Антониони («Хроника одной любви», «Подруги», «Крик»).
Начало творческого пути Ф. Феллини («Огни варьете», «Белый шейх»), Утрата идеала, морали, смысла бытия в фильме «Вителлони».
Осмысление противоречий бытия с позиций экзистенциализма и католицизма («Дорога»). Творческая сила духа, обреченность бездуховности. Образный смысл противостояния героев фильма-притчи. Любовь как чудо вне рамок разума и логики.
Эволюция идейно-эстетической позиции Феллини. Неразрешимое противоречие между естественной потребностью в тепле и красоте — и жестоким эгоизмом мира «потребления» («Ночи Кабирии»). Трагическая иллюзорность надежд на чудо человеческого преображения.
Тема 24. ГОЛЛИВУД: ПОЛИТИКА, КОММЕРЦИЯ, ИСКУССТВО
Нападение Японии на Пирл-Харбор и вступление США в войну.
Утверждение Государственные Управлением военной информации правил военной пропаганды для продюсеров Голливуда.
Киноотделы армии, авиации и флота. Участие в них передовых деятелей Голливуда. Роль киноотделов в организации антифашистской пропаганды. Документальные фильмы о войне как антитеза голливудской продукции.
Фашистская система и механика подавления масс в документально-монтажной серии Ф. Капра «За что мы сражаемся» Прогрессивный характер авторской концепции, ее противоречивость.
Американские художественно-документальные фильмы о мужестве рядовых участников войны («Остров Уэйк», «Дневник Гвадалканала», «Действия в Северной Атлантике»). Герой—масса, акцент на повседневность, война как тяжкий труд во имя справедливого мира.
Военизация массовой продукции. Романтизация войны, псевдореализм, поверхностность фильмов о сопротивлении фашизму («Миссис Мини-вер», «Палачи тоже умирают»). Торжество занимательности и мелодраматизма нал реалистическим воспроизведением действительности («Касабланка»).
Увеличение числа советских игровых и документальных фильмов в прокате. Прогрессивное значение картин о борьбе советского народа с фашизмом («Песнь о России», «Миссия в Москву»).
Фильм Л. Майлстоуна «Северная звезда» — попытка рассказать о подвиге советского народа, о силе духа партизан и моральном бессилии фашизма.
Антифашистские фильмы «Стража на Рейне», «Седьмой крест» (по роману А. Зегерс).
Политическая ситуация в США в послевоенные годы. Демократические тенденции в Голливуде. Фильмы У. Уайлера «Лучшие годы нашей жизни» и «Римские каникулы». Режиссерские дебюты Ж. Дассена и Э. Казана.
Голливуд в период маккартизма и начала «холодной войны». Преследование инакомыслящих. «Черные» списки. Период «охоты на ведьм» в зеркале чаплиновской «комедии убийств» («Мсье Верду»). Гуманизм и альтруизм как формула бытия («Огни рампы»). Изгнание Чаплина из США.
22
23
Его работа в Англии. «Король в Нью-Йорке» — достоверный фильм об эпохе маккартизма.
Коммерческие фильмы США.
Тема 25. КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА
Трудности развития советской кинематографии в первые послевоенные годы. Реэвакуация киностудий и восстановление киносети. Влияние на кинопроцесс субъективистских и бюрократических установок, связанных с культом личности Сталина.
Дальнейшее сокращение кинопроизводства. Ошибки тематического планирования. Ориентация ведущих режиссеров на исторические и истори-ко-биографические темы. Недостаточное внимание к проблемам современной жизни. Влияние ошибочных авторитарных концепций. Бесконфликтность, схематизм, парадность в художественном творчестве. Прокат «трофейных» фильмов. Развитие плодотворных традиций советского киноискусства в некоторых фильмах этого периода. Отсутствие притока в кино молодых творческих сил. Урон, нанесенный «малокартиньем» развитию национального кино.
Критика теории «бесконфликтности».
Историко-биографические фильмы как реализация горьковского замысла серии «ЖЗЛ»: «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина (1947), «Мичурин» А. Довженко (1949), «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» М. Ромма (1949 — 1951), «Мусоргский» Г. Рошаля (1950), «Тарас Шевченко» И. Савченко (1951) и др.
Фильмы о современности: «Сельская учительница М.Донского (1947) и «Сельский врач» С. Герасимова (1952), «Кавалер «Золотой Звезды» Ю. Райзмана (1950) и «Донецкие шахтеры» Л. Лукова (1951), «Возвращение Василия Бортникова» В. Пудовкина (1953), «Большая семья» И. Хейфица (1954) и др. Влияние теории бесконфликтности на драматургию фильмов.
Сокращение выпуска комедийных фильмов. Ослабленность социально-художественного содержания. Отсутствие сатиры.
«Весна» (1947) Г. Александрова. Роль изобразительного решения и музыки в фильме (опер. Ю. Екельчик, комп. И. Дунаевский). Актерский ансамбль: Л. Орлова, Н. Черкасов, Р. Плятт, Ф. Раневская и др. Дальнейшее развитие жанра кинооперетты в творчестве И. Пырьева: «Сказание о земле Сибирской» (1948) и «Кубанские казаки» (1950). Мастерство монтажно-ритмического и музыкального решения, (комп. И. Дунаевский). Образы Пересветовой и Ворона в исполнении актеров М. Ладыниной и С. Лукьянова. Лакировка в изображении быта послевоенного колхозного села.