Творческий путь кинорежиссера И. Бергмана. Его философская позиция, влияние эстетики экзистенциализма. Антиномия духа и материи в фильме «Земляничная поляна». Поиски веры («Седьмая печать») и богоборчество («Сквозь зеркало») в фильмах рубежа 1950-х —■ 1960-х годов. Нравственная гибель личности в фильмах «Персона», «Шепоты и крик», «Молчание». Элементы социальной и нравственной критики общества в фильмах 1970-х — 1980-х годов. Пацифистская драма «Стыд», притча на антифашистскую тему «Змеиное яйцо»; тема некоммуникабельности, разрушения семейных связей в картине «Осенняя соната», противопоставление естественного человека буржуазным догматам в фильме «Фанни и Александр».
Стилистика фильмов И. Бергмана: соединение фольклорных мотивов и философской притчи, ассоциативность мышления, язык символов и метафор, художественные принципы монолога и диалога-поединка, драматическая насыщенность конфликта. Актера И. Бергмана: М. фон Сюдов, Л. Ульман и др.
Творчество Б. Видерберга. Проблемы женской эмансипации и становления свободной личности в картине «Детская коляска». Авангардистский фильм «Любовь 65». Психологическая драма «Эльвира Мадиган» и критика лицемерного буржуазного общества. Развитие идейно-эстетических поисков Видерберга в кинобиографии «Джо Хилл». Коммерческие ленты: «Коротыш», «Человек на крыше», «Человек с Майорки» и др.
Другие режиссеры нового шведского кино: Р. Андерсон («Шведская история любви»), М. Зеттерлинг («Ночные игры», «Девушки»), Я. Троэлль
(«Вот твоя жизнь», «Эмигранты», «Переселенцы»), В. Шеман («Сестра моя, любовь моя», «Я — любопытная») и др.
Тема 32. КИНОИСКУССТВО ФРГ
Антифашистская тема в кино Федеративной республики Германии на рубеже 1950-х — 1960-х годов. Сатирическое изображение третьего рейха в комедии К. Гоффмана «Мы—вундеркинды». Элементы политической сатиры на неонационализм в трилогии о привидениях в Шпессарте. Разоблачение фашизма и неонацизма в картинах В. Штаудте «Розы для господина прокурора», «Ярмарка». Обвинение фашизма в бессмысленной гибели молодежи в пацифистском фильме Б. Викки «Мост». Критика правящих кругов ФРГ в картине Р. Тиле «Девица Розмари». Влияние творчества Б. Брехта на прогрессивные тенденции в кино ФРГ.
Возникновение группы »«Нового немецкого кино, Оберхаузенский манифест (1962). Влияние Т. Адорно. Теория эстетической автономности искусства. Острота проблематики и элитарность формы фильмов. Режиссерские дебюты П. Шамони («Охота на лис запрещена»), Ф. Шлендорфа («Юный Терлес»), А. Клюге («Вчерашняя девушка»). Освоение новых выразительных средств и апология авторского фильма. Стремление к созданию картин, интересных зрителю.
Роль в формировании «нового немецкого кино» режиссера А. Клюге. Отказ от «репродукции» действительности. Развитие эстетических положений Б. Брехта. Экспериментальный характер фильмов «Поденная работа рабыни» и «Сильный Фердинанд».
Киноискусство в 1970-е и 1980-е годы. Отражение трагической реаль-нбсти ФРГ. Антифашистская тематика. Философские, социальные, морально-этические проблемы. Мрачная тональность фильмов. Поиски новых выразительных средств. Крупнейшие режиссеры: В. Вендерс, М. фон Тротта, Р. В. Фассбиндер, В. Херцог, Ф. Шлендорф. Актеры: Ангела Винклер, Барбара Зукова, Клаус Кински, Ханна Шигулла.
В. Вендерс. Страдания одинокой личности («Страх вратаря перед 11-метровым ударом», «Париж, Техас», 1984, США). М. фон Тротта: трагические женские судьбы в ее картинах. Психологическая глубина образов, точность характеристики общества. Бесчеловечность государственного аппарата и терроризм («Свинцовые времена»).
Р. В. Фассбиндер. Попытки создания социально-критической народной драмы нового типа. Отображение болезней буржуазного общества. Кризисные ситуации, трагические финалы. Метафоричность. Тяжелое положение иностранных рабочих («Страх съедает душу»), финансовая и моральная коррупция в ФРГ при экономическом буме («Замужество Марии Браун», «Лола»), человек и общество при нацизме («Лили Марлен»), наркомания («Тоска Вероники Фосс»).
В. Херцог. Роль мифов, притч, гипербол и метафор в его картинах. Влияние немецких романтиков. Проблемы человека и общества. Пластиче-
32
33
Ф. Шлендорф. Социальная и политическая проблематика его фильмов. Глубина и широта отображения общественных процессов и метафоричность. Критика нравственного и политического климата в ФРГ («Поруганная честь Катарины Блюм»), обличение нацизма (Жестяной барабан»), осуждение моральной и политической безответственности буржуазной прессы («Фальсификатор»).
Тема 33. КИНЕМАТОГРАФ ИСПАНИИ
Новая ситуация в испанском кино в 1950-е годы. Влияние неореализма, интерес к социальным проблемам и осуждение конформизма.
Сатирические картины Л. Берланги и социальные проблемы Испании: преклонение правящей верхушки перед США, ответственность науки за сохранение мира, трусость мещан и повседневность изуверства («Добро пожаловать, мистер Маршалл», «Калабуч», «Пласидо», «Палач»).
Бездуховность испанского общества, его моральная деградация в драмах X. А. Бардема «Смерть велосипедиста»» «Главная улица». Расправа цензуры с фильмом «Месть». Закрытие властями- созданного Бардемом журнала «Объектов». Цензурные преследования и переход Бардема в 60-е годы к коммерческим картинам.
Творчество Л. Бунюэля в 1960-е — 1970-е годы. Критика философии идеализма в фильмах «Назарин» и «Виридиана». Запрет «Виридианы» в Испании. Сюрреалистические традиции в фильмах Л. Бунюэля «Дневная красавица», «Скромное обаяние буржуазии», «Этот смутный объект желания», поставленных во Франции.
«Молодое испанское кино» конца 1960-х — начала 1970-х годов и влияние на него картин Берланги, Бардема, Бунюэля. Творчество К. Саура, М. Пикассо, Б. Патиньо, М. Феррери (представителей мадридской школы). Барселонская группа «нового испанского кино»: В. Аранда, Ж. Эстева, X. Херда.
Увлечение «бессюжетным кино» и сюрреализмом, бесплодность формалистических экспериментов.
Усиление цензурного гнета в начале 1970-х годов. Кризис «молодого испанского кино». Репрессии в среде кинематографистов, вынужденный отъезд во Францию Л. Берланги и М. Феррери, переход ряда режиссеров в коммерческое кино. Изображение распада во всех сферах бытия во франкистской Испании в фильмах наиболее значительного режиссера этого периода К. Сауры («Охота», «Сад наслаждений», «Анна и волки», «Кузина Анхели-ка»). Метафоричность киноязыка Сауры, склонность к символике.
Демократизация общественной жизни в послефранкистской Испании. Стремление прогрессивных мастеров создавать реалистические, " проблемные картины. Осмысление событий периода Гражданской войны и франкистского режима в фильмах Г. Эральде «Раса, дух Франко», Б. Патино «Мои дражайшие палачи», X. Камино «Долгие каникулы 36 года».
Отмена цензуры (1977). Появление политических фильмов. «Семь дней в январе» и «Предупреждение» X. А. Бардема — крупный успех демократического испанского кино. Политические проблемы в фильмах К. Сауры, П. Миро, Л. Берланги и других режиссеров. Международный успех последних фильмов К. Сауры. Соединение форм балета и кино в создании трагедий «Кармен» (1983), «Кровавая свадьба» (1985).
Тема 34. ПОЛЬСКАЯ КИНОШКОЛА
Особенности нового польского кино на рубеже 1950-х — 1960-х годов. Исследование трагических проблем периода войны и оккупации. Психологизм образов героев. Влияние романтических традиций польской литературной классики и документального кино. Поиски новых выразительных средств. Особенности трактовки героической темы в картине «Канал», реж. А. Вайда. Трагически раздвоенный герой в исполнении 3. Цибульского в «Пепле и алмазе». Роль метафоры в фильмах А. Вайды и новизна выразительных средств. «Отражение «национальных комплексов» и намеренная дискуссионность «Героики» А. Мунка; использование приемов документального кино. «Черные» короткометражные документальные картины; гиперболизация отрицательных явлений («Варшава, 56», реж. Е. Босса к). «Черный» игровой фильм на современную тему («Петля», реж. В. Хае). Фильмы о героизме польского народа («Вольный город», реж. С. Ружевич). Особое место К. Куца: антиромантические тенденции фильма «Крест за доблесть». Ли-рико-психологические драмы «Поезд» Е. Кавалеровича.
Жанровое разнообразие фильмов в 1960-е — 1970-е годы. Новый подход к теме войны и оккупации: политическая и психологическая глубина «Пассажирки» реж. А. Мунка; героико-приключенческий фильм «Сержант Калень» Э. и Ч. Петельских, комедия «Где генерал?» Т. Хмелевского. История на экране: антиклерикальная драма «Мать Иоанна от ангелов» Е. Кавалеровича, экранизации польских исторических романов («Пан Воло-дыёвский» по роману Г. Сенкевича, реж. Е. Гофман). Историко-революционные эпопеи — «Соль черной земли» реж. К. Куц. Современная тема: бытовые зарисовки в «Пингвине» реж. Е. Ставиньского; отображение нравственного тупика в драмах Е. Сколимовского («Без боя»); морально-нравственная проблематика и новый подход к анализу духовного мира современника в «Структуре кристалла» К. Занусси.