Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­ рия отечественного и зарубежного киноискусства» (гос-2002) (стр. 1 из 15)

Методические рекомендации к программе учебного курса «Исто­рия отечественного и зарубежного киноискусства» (ГОС-2002). — Ека­теринбург: РГППУ, 2007. 58 с.

Методические рекомендации подготовлены на основе рабочей про­граммы дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальностей 071102 — Режиссура мультимедиа-программ (053600); 071103 — Продюсерство кино и телевидения (053700); 071104 — Звукорежиссура кино и телевидения (053800).

Составитель:

доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель искусств РФ Н. Б. Кириллова

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры звуко-режиссуры, продюсерства кино и телевидения 21.02.2007.

Рекомендованы к печати методической комиссией отделения звукоре-жиссуры, продюсерства кино и телевидения. Протокол № 2 от 21.02.2007.

Изданы при поддержке Уральского научно-методического Центра медиакультуры и медиаобразования.

© Кириллова Н. Б., 2007

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2007 © Уральский научно-методический Центр

медиакультуры и медиаобразования, 2007


Введение

Место и роль дисциплины в системе образования

В процессе профессиональной подготовки звукорежиссера, продюсера кино и телевидения особая роль отводится такой дисциплине как «История отечественного и зарубежного киноискусства».

Курс истории кино знакомит студентов с зарождением, развитием и со­временным состоянием одного из самых демократичных и массовых видов искусства. Лекции, семинары, просмотры дают студентам возможность по­нять, особенности и основные процессы истории кино, социальную роль ки­ноискусство как специфической формы общественного сознания, его эстети­ческие функции и связь с другими видами искусства (литературой, живопи­сью, театром, музыкой и др.), которые в значительной степени являются пи­тательной средой кинематографа.

Важное место в курсе занимают теоретические проблемы: виды и жан­ры, художественные течения в киноискусстве, влияние национальных куль­турных традиций на кинематограф, диалектика национального и интерна­ционального, «массовое» и «элитарное» в экранном искусстве, место кино в современной медиакультуре и др.

История отечественного и зарубежного киноискусства изучается в те­чение 2-го, 3-го и 4-го семестров. По окончании каждого семестра проводит­ся проверка успеваемости методом экзаменов.

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины — ознакомление студентов с основными этапами становления и развития зарубежного и отечественного кинематографа, с осо­бенностями функционирования кино на рубеже XX — XXI веков в контексте современной электронной (аудиовизуальной) культуры. В ход изучения дис­циплины большое внимание должны быть уделено эволюции творчества ве­дущих мастеров мирового киноискусства (сценаристов, режиссеров, опера­торов, актеров, художников, композиторов и др.), а также системе кинопро­изводства, тесной связи кино с техникой, научно-техническим прогрессом.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих за­дач:

• Дать студентам общее представление о кино как синтетическом ви­де искусства, тесно связанном с литературой, изобразительным ис­кусством, театром, музыкой и др.

• Познакомить их с основными периодами в истории кинематографа, обусловленными не только идеологическими и эстетическими по­требностями той или иной эпохи, поисками национальной идентич­ности, но и эволюцией технологии фильмопроизводства, рыночны­ми механизмами и т. д.

• Рассмотреть в историческим контексте вопросы кинодраматургии, режиссуры, операторского и актерского мастерства, проблемы мон-


3


тажа и звукозаписи, изобразительного и музыкального решения фильма.

• Выявить закономерности взаимосвязи технологии фильмопроизвод-ства (на примере ведущих киностудий мира), рынка и системы ки­нопроката как посредника между производителями (творцами) и по­требителями (зрителями).

• На примере анализа фильмов, представляющих разные жанры и ху­дожественные направления, рассмотреть проблемы зрительского восприятия.

Помимо лекций, семинаров и просмотров, программа курса предусмат­ривает индивидуальные занятия преподавателя со студентами для выявления качества усвоении пройденного материала, характера и уровня самостоя­тельной подготовки студента.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения дисциплины «История отечественного и зару­бежного киноискусства» студенты должны знать:

• Специфику кино как вида искусства.

• Основные периоды истории и развития киноискусства.

• Основные художественные направления в кино.

• Особенности творчества ведущих мастеров кино (драматургов, ре­жиссеров, операторов, актеров, композиторов, художников).

• Взаимообусловленность развития фильмопроизводства и техноло­гических процессов, экономики и зрительского восприятия.

• Место кино в системе других экранных средств массовой коммуни­кации (ТВ, видео, DVD, компьютерная сеть, Интернет и др.).

1. Тематический план изучения дисциплины

«История отечественного и зарубежного киноискусства»

по очной форме обучения

Таблица 1.

Наименование темы (раздела) Количество аудиторных часов
Лекции Практиче­ские заня­тия Лаборатор­ные заня­тия
1 2 3 4 . 5 1
1 Раздел 1. Становление и развитие кино в Европе, России и США (1895 — 1918) 24 10
1.1. Зарождение и формирование кинемато­графии 2
1.2. Кино Франции 4 ^ 2
1.3. 1.4. Кино Великобритании 2
Кино Италии 2 ]

1 2

3

4 5
1.5. Кино Германии

2

1.6. Кино США

4

4

1.7. Развитие кино Дании и Швеции

4

1.8. Кино в дореволюционной России

4

4

2 Раздел 2. Расцвет кино «немого» перио­да (1918—1929)

24

12

2.1. Революция и кинематограф. Рождение советского кино

2

2.2. Кино Германии. Немецкий экспрессио­низм

2

2

2.3. Кино Франции. Эстетическая платформа «Авангарда»

4

2

2.4. Национальные традиции кино Швеции

2

2.5. Эстетические принципы и мифы кинема­тографа США

4

2

2.6. «Золотой век» американской кинокоме­дии. Творчество Ч. Чаплина

2

2

2.7. Английская документальная школа кино

2

2.8. Советский «авангард» 1920-х годов и его влияние на мировой кинопроцесс

6

4

3 Раздел 3. Начальный период истории звукового кино (1929 — 1939)

20

14

3.1. Советский кинематограф в период ста­новления социалистического реализма

6

4

3.2. Кино Германии в эпоху фашизма

2

2

3.3. Голливуд как «фабрика грез». Жанры и «звезды» американского кино

6

4

3.4. Прогрессивные тенденции в кино Фран­ции. Зарождение «поэтического реализ­ма»

4

2

3.5. Кризис кино Великобритании. Англо­американские постановки

2

2

4. Раздел 4. Кино в годы Второй мировой войны и в послевоенный период (1939 — 1955)

20

20

4.1. Героико-патриотическая тема в кинема­тографе СССР

4

4

4.2. Сопротивление фашизму и его роль в возрождении кино Великобритании

2

2

4.3. Творческие достижения киноискусства Франции

2

2

4.4. Итальянский неореализм и его роль в мировом киноискусстве

4

2

i


4


5


1
2 3 4 Г" 5
4.5. Голливуд: политика, коммерция, искус­ство 2 4
4.6. Кризисные явления в отечественном ки­но послевоенного периода 2 4
4.7. Формирование кинематографа социали­стических стран 4 2
5 Раздел 5. Новые тенденции в мировом кино 38 40
5.1. Творческие достижения отечественного киноискусства 6 6
5.2. «Новая волна» французского кино 4 4
5.3. Реалистические и гуманистические принципы «свободного» кино Британии 2 2
5.4. Расцвет итальянского кинематографа 4 4
5.5. Основные тенденции в развитии кино США 4 6
5.6. Новое кино Швеции 4 2
157?" Польская киношкола 4 4
5.8. Национальные особенности кино Венг­рии 2 2
5.9. Кино ФРГ 4 4
5.10. Кино Индии 2 2
5.11. Кино Японии 2 4
6. Раздел 6. Кинематограф эпохи глобали­зации (конец XX — начало XXI вв.) 18 18
6.1. Кино и ЭВМ 2
6.2. Экранный постмодернизм. Новое «ав­торское» кино 4 4
6.3. Российское кино: парадоксы обновления 4 4
6.4. Видовые и жанровые приоритеты экран­ной культуры на рубеже веков 2
6.5. Анимация и компьютерная графика 2 2
6.6. Новые грани кинодокументалистики 2 2
6.7. Кино Запада и Востока: динамика и пер­спективы развития 2 4
Всего: 152 114
Итого: 266 час. j

2. Содержание тем (разделов) дисциплины