1) Все то, что рассказывает о прошлом людей.
2) Наука о прошлом людей.
3) Часть дерева, с которой можно сравнить вас, детей.
4) Одно из имен, которое мы носим, оно указывает на нашу принадлежность к малой родине, к месту, где мы родились и живем.
5) То, что уже было.
6) Праздник, связанный с днем памяти святого, имя которого мы носим.
7) Одно из наших имен, которое мы получаем от имени отца.
8) Так мы называем нашу Родину, землю наших отцов, предков.
9) Живущие вместе родственники.
10) Родственники, родившиеся и живущие примерно в одно время.
11) Наследственное имя семьи.
12) Символ (знак) семьи, города или государства.
13) Наши папы и мамы.
14) Молодое поколение.
15) Все родственники, имеющие одного предка.
16) Особый исторический источник, помогающий понять действие воли Божией в истории народа.
17) Предшественники, основатели рода.
18) Запись о событиях по годам.
Работа с рабочей тетрадью: самостоятельно, на оценку учащиеся выполняют упражнения 1-6, урок 9.
3. Объяснение домашнего задания:
Опережающее домашнее задание: упражнение 5 урока 10, прочитать текст и постараться устно ответить на вопросы.
Собрать рабочие тетради на проверку.
ТЕМА 4. ВЯТСКОЕ ПРЕДАНИЕ.
Урок 10. Предание об основании города.
Цель: знать и объяснять основные понятия темы «город», «кремль», «частокол», «судьба», «ушкуй», «ушкуйник», «вятские слепороды»; сформировать представление о понятиях «язычники», «вотяки – удмурты», «кумирница», «Хлынов», «Кикиморская гора», «р. Хлыновица», «Болясково поле»; познакомиться с преданием об основании города, выяснить, каким образом, кем и где был основан наш город; уметь рассказывать сюжет вятского предания об основании города; отвечать на вопрос, почему новгородцев, основавших наш город, стали называть «вятскими слепородами»; уметь составлять план этого сюжета предания.
Оборудование: карточки с понятиями и новыми словами, фотографии современных мест нашего города, которые раньше назывались «Кикиморская гора» (район телевизионной вышки), «Болясково поле» (район Вечного огня), рисунок «Хлыновский кремль», иллюстрации Софийского собора в Велкиом Новгороде и древнерусского города, магниты, историческая карта «Древняя Русь в IX-XII вв.».
1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие.
2. Актуализация ЗУН:
Сегодня мы начинаем знакомство с очень интересным историческим источником – вятским преданием.
Упражнение 2, урок 10.
- Об истории какого города оно нам будет рассказывать?
Начнём знакомство с основания нашего города.
3. Формирование ЗУН:
Постановка познавательной задачи на урок: наша задача выяснить, каким образом, кем и где был основан наш город. Сегодня на уроке нам встретится много новых слов и названий. Они все выписаны на доске. По ходу урока будем разбирать их значение.
Беседа:
Итак, мы говорим об истории основания города.
- Что такое город? Какие слова спрятаны (слышатся) в этом слове? (Род и гора). Учитель записывает на доске – город = род + гора.
- Что это значит? Почему - «род»? Почему - «гора»? (В городе живут семьи, которые составляют несколько родов; города основывались на горе, на холме, на возвышенности).
- Города без семьи, без рода – нет. Города в Древней Руси обычно возникали на высоком месте. Почему?
Работа с иллюстрацией «Древнерусский город».
Работа с понятиями: упражнение 1 и 3, урок 10. Чтобы учащиеся правильно смогли сделать вывод о том, что такое город, можно использовать дополнительные вопросы:
- Что ещё, кроме возвышенности, служило защитой для жителей города? (Ограждения, частокол – поставленные плотно друг к другу заостренные с одного конца бревна; ров с водой, через который перекидывали мост; древнерусские города основывали чаще всего на берегу рек, река служила естественной защитой).
Давайте подведём итоги и ответим на вопрос:
- Что такое город? Попробуйте сформулировать определение.
Город – так в Древней Руси называли огороженное поселение.
Город, как и человек, может родиться, прожить какую–то жизнь и может умереть. У города, как и человека, есть своя судьба.
- Что такое Судьба? Какие слова «слышатся» в этом слове? (Суд Божий).
Судьба – суд Божий, путь, по которому все идут.
О судьбе нашего города мы узнаём из предания.
Образный рассказ:
Предание рассказывает нам, что основали наш город новгородцы – ушкуйники. В далёкие – далёкие времена жили в г. Новгороде Великом люди деловые, толковые, самостоятельные, ни пред кем шапки не снимали, волю любили, сами своим городом управляли.
(Учитель вывешивает на доску фотографию Храма Святой Софии в Новгороде).
Однажды решила часть новгородцев отправиться в путь военным походом, выбрать место для нового поселения (т. к. в самом Новгороде беспорядки множились и вражда). Взяли они с собой всё самое необходимое и отправились в путь на особых лодках – ушкуях, поэтому и новгородцев называют в предании «ушкуйниками». (Вписать значение понятий упражнение 1).
Работа с исторической картой: упражнение 4.
Учитель объясняет правила работы с картой: сначала смотрим на карту на доске, затем ищем объект на картах в тетради.
Задание: 1) найдите г. Новгород Великий; 2) найдите р. Вятку; 3) попробуйте проследить путь новгородцев – ушкуйников до р. Вятки и отметить его на карте.
- По каким рекам они плыли? Какие препятствия преодолевали? (Оз. Ильмень, р. Ловать, р. Западная Двина, р. Волга, р. Кама, р. Вятка).
Учитель уточняет, что из р. из р. Ловать до р. Западная Двина и из р. Западная Двина до р. Волга новгородцы перетаскивали брёвна волоком по суше, подкладывая брёвна.
Образный рассказ.
Труден был путь новгородцев: кругом леса непроходимые, попадались на пути воинственные местные жители, волоком приходилось лодки тащить. Наконец, выбрали они место красивое для основания города - на высоком берегу р. Вятки.
Физкультминутка.
Работа в рабочей тетради: упражнение 5 (текст предания).
- Дома вы читали текст предания. Обращаемся к тексту, отвечаем на вопросы (ответы ищите в тексте предания).
- Опишите место, которое было выбрано новгородцами для нового города? (Над р. Вяткой, - около устья р. Хлыновицы, - на высокой Кикиморской горе).
- Почему для строительства города выбрали именно Кикиморскую гору? Для ответа на вопрос вам поможет рисунок на с. 32. (Удобное место, высокая гора, много источников).
Работа с иллюстрацией «Кикиморская гора (район Телевизионной башни)»
(с. 33)
- Знаете ли вы, где сейчас это место – Кикиморская гора? Чем оно сейчас знаменито? (Район Телевизионной вышки).
(учитель уточняет: Телевизионная башня и улица Водопроводная, раньше эта улица называлась Кикиморской).
- Как новгородцы начали готовиться к строительству города? (Место для строительства стали готовить, брёвна заготавливать).
- Для чего брёвна готовили? (Для строительства храма).
- О каком необычном событии говорится в предании? (О том, что с Кикиморской горы брёвна чудесным образом были перенесены вниз по течению, на другое место, более просторное, Болясково поле).
Работа с иллюстрацией: «Район Вечного огня (Болясково поле)».
- Где сейчас находится это место? (Место у современного Вечного огня).
- Как расценили новгородцы это событие? (Как указание на место для строительства города).
- Но место было занято. Кто здесь жил? (Вотяки).
(учитель уточняет, что вотяки – это устаревшее название удмуртов).
- Кем они были по вере? (язычники).
- Что значит «язычники»? (Люди, живущие не по христианской вере, которые поклоняются множеству богов).
Здесь у вотяков – язычников стоял главный шалаш с идолом (изображением бога) – кумирница (место для моления).
- Как поступили новгородцы с проживающими на Болясковом поле вотяками? (Подожгли кумирницу и селение вотяков).
- Что произошло во время пожара? (Из огня вылетел голубь и пал замертво).
- Как расценили это событие вотяки – язычники? (Как знак, что вера их побеждена, они покинули это место).
- Что случилось с новгородцами? («Ослепли»).
Новгородцы – ушкуйники ослепли не внешне, т.е. не престали видеть, а внутренне – у них ослепла душа. Они совершили страшный грех, заболели, душа стала больной и стали называть новгородцев «вятскими слепородами» (это те, кто «не видят дальше своего носа», разбойничают, воюют, кругом видят врагов, живут без Бога, для себя).
- Был ли возможен для новгородцев другой вариант развития событий? Как они иначе могли бы поступить с вотяками – язычниками? (не сжигать их кумирницу, а обратить вотяков – язычников в христианство).