Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «Введение в историю» (стр. 15 из 22)

(Первичное закрепление знаний по прочитанному тексту можно организовать при работе с электронной презентацией «Старинная русская одежда и обувь»: учитель по ходу задает вопросы ученикам и дает необходимые комментарии).

(Дополнительный материал для учителя:

Обувь:

Лапти – самый древний и самый распространенный вид обуви у крестьян (и у мужчин, и у женщин). Название произошло от слова «лапа». В простонародье так часто называли стопу ноги. Лапоть обувал стопу. Для изготовления лаптей использовали лыко различных деревьев (лыко - волокнистое, неокрепшее подкорье дерева). Чаще всего для изготовления лаптей брали лыко липы. Пары лаптей крестьянину хватало на 1 неделю. В крестьянской среде ходила поговорка «В дорогу идти – пятеры лапти сплести». В лаптях ходили в любое время года: зимой, весной, летом и осенью. Плели их на одну ногу, без различия правой и левой. В сильную зимнюю стужу носили валенки. Для крестьян валенки были дорогим удовольствием. Их изнашивали так, что на них могло быть до 27 заплат.

Сапоги – мужская и женская обувь с голенищами разной длины из кожи или ткани. Чаще всего в сапогах ходили люди состоятельные или воины. Одну пару сапог могли носить всю жизнь.

Мужской костюм: состоял из портков – штаны из грубого полотна – и длинной рубахи такого же качества. Грубым полотном, из которого шили рубаху и порты, был холст (холстина - простая, грубая ткань, льняная и конопляная, толстое полотно). Мужчины носили рубаху навыпуск, обязательно подпоясывали кушаком. Кушак - пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека по верхней одежде. Составной частью мужского костюма был зипун. Зипун – короткая мужская куртка без воротника, которую носили под кафтаном. Верхней одеждой крестьян был тулуп – шуба из овчины (носилась мехом вовнутрь) и армяк – длинный, теплый просторный крестьянский кафтан без сборок. Более богатые люди носили кафтаны. Кафтан – верхняя мужская одежда самого разнообразного покроя. Кафтан мог быть длинным до пят или до колен, с рукавами до локтя или до кончиков пальцев. У кафтана могли быть и длинные рукава - до пола. Для рук в данном случае на уровне пояса делали прорези. Отсюда появилась пословица «работать спустя рукава». Боярские кафтаны, как правило, были сшиты из дорогого материала – парчи и богато украшались драгоценными камнями.

Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и кокошника. Кокошник - головной убор русских женщин, в виде опахала или округлого щита вкруг головы. Кокошники искусно расшивали речным жемчугом, украшались плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золото-серебряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Головные уборы также хранились в семьях, передавались по наследству из поколения в поколение и были непременной частью приданого зажиточной невесты. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с „шишками", маленькие плоские шапочки с ушками и другие.

Рубаха называлась "рукава", т. к. из-под сарафана видны были только рукава. Сарафаны могли украшаться разнообразными кружевами, серебряными или позолоченными пуговицами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение. Сарафан обязательно подвязывали поясом. Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку - епанечку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине. Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Душегрейка надевалась в праздничные дни, в других же случаях ее заменял фартук. Подвязывали его под мышками или на талии, по длине он был ниже колен).

Физкультминутка.

Работа в рабочей тетради: упражнения 3, 4, 5, 7 (по ходу выполнения работы учитель дает необходимые комментарии). Упражнение 8 (составить устный рассказ).

4. Закрепление ЗУН:

Разгадайте кроссворд (найдите слова, спрятанные в кроссворде, и дайте им объяснение, последняя буква слова может быть первой буквой следующего слова, слова можно читать слева-направо и справа-налево, сверху-вниз и снизу-вверх):

ь

т

е

л

к

и

н

ш

у

р

с

у

л

а

п

т

и

о

я

а

е

л

г

к

у

д

н

у

с

б

н

у

с

а

р

а

ф

а

н

м

и

п

о

р

т

к

и

з

б

а

Ответы: тулуп, портки, изба, амбар, рушник, клеть, лапти, сундук, сарафан, сени.

5. Объяснение домашнего задания:

Урок 15, упражнения 6 и 8.

Выставление оценок за работу на уроке.

Собрать тетради на проверку.

Урок 16. Жизнь в монастыре на реке Чусовой.

Цель: продолжить знакомство с житием преподобного Трифона Вятского, познакомиться с тем, какой подвиг нес преподобный Трифон в монастыре на реке Чусовой; способствовать формированию умения составлять план по отрывку из жития о жизни преподобного Трифона в монастыре на реке Чусовой и рассказывать по составленному плану; уметь отвечать на вопрос: какие сокровища своей души раскрывает перед нами преподобный Трифон.

Оборудование: фотографии реки Чусовой, магниты, икона преподобного Трифона Вятского.

1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие.

2. Актуализация ЗУН:

Проверка домашнего задания (спросить 2-3 учащихся, если будет необходимость подкорректировать выполненное ими задание, обратить внимание на ошибки и недочеты).

Беседа:

- На последних уроках мы с вами знакомились с крестьянским бытом, объясните, пожалуйста, как связаны между собой житие преподобного Трифона Вятского и жизнь крестьян? (Через сюжеты о крестьянской жизни: крестьянском быте, занятиях крестьян, крестьянской одежде, мы узнаем о жизни преподобного Трифона до его ухода в монастырь, о его детских и юношеских годах).

- Сегодня на уроке мы снова возвращаемся к житию преподобного Трифона, но сначала давайте вспомним, что такое «житие»?

- Что уже мы узнали о жизни преподобного Трифона из его жития?

Работа в рабочей тетради: упражнение 2 урок16.

(Примерный вариант выполнения задания, пункт 8 учитель называет сам):

1 – Родился Трофим в Архангельской губернии, в крестьянской семье Подвизаевых.

2 – Любил ходить в церковь и слушать слово Господне.

3 – Ушел из дома странствовать.

4 – Трофим живет на паперти церковной в г. Орлове, в землях купцов Строгановых. Случай с прикащиками.

5 – Исцеление сына Якова Строганова. Вновь отправился странствовать.

6 – Принял монашеский постриг в монастыре с. Пыскор.

7 – Просвещение язычников-идолопоклонников. Обращение их в христианскую веру.

8 – Подвиг преподобного Трифона на реке Чусовой.

9 – Приход Трифона в Хлынов. Основание монастыря.

10 – Изгнание и возвращение праведника).

- Скажите, какие сюжеты жития преподобного Трифона мы уже с вами рассмотрели, а какие - еще предстоит изучить?

3. Формирование ЗУН:

Постановка познавательного задания на урок: сегодня на уроке мы попробуем выяснить, какой подвиг нес преподобный Трифон на реке Чусовой; снова поучимся составлять план по отрывку из жития и подготовим пересказ по составленному плану.

Работа в рабочей тетради: упражнение 1 урок 16 (чтение текста, словарная работа, ответы на вопросы, составление плана, но предварительно необходимо вспомнить все этапы составления простого плана).

Примерный план отрывка:

1) Безмолвное место на реке Чусовой.

2) Преподобный освятил это место.

3) Исцеление бесноватых.

4) Пожар на подсеке.

5) Преподобного Трифона заковали в оковы.

6) Царский гнев на купцов Строгановых. Освобождение преподобного Трифона.

7) В поисках нового молитвенного места.

4. Закрепление ЗУН:

Итоговая беседа:

- Какой подвиг нес преподобный Трифон в монастыре на реке Чусовой?

- Какие сокровища своей души раскрывает перед нами преподобный Трифон?

5. Объяснение домашнего задания:

Домашнее задание к уроку 16.

Урок 17. Приход Трифона в Хлынов. Основание монастыря.

Цель: познакомиться с понятиями «монастырь», «преподобный», «монах», «инок»; уметь объяснять их смысл; выяснить, какое значение имеет монастырь в русской культуре; называть монастырь, который преподобный Трифон основал на Вятке - Успенский Трифонов монастырь; определить значение деятельности преподобного Трифона для Вятской земли, уметь отвечать на вопрос, почему для Вятской земли было важно появление праведника и строительство монастыря.