· Служба в Пророческом монастыре г. Яранска.
Проверка домашнего задания: пересказ жизнеописания преподобного Матфея Яранского по плану.
3. Формирование ЗУН:
Постановка познавательной задачи на урок: сегодня и на следующем уроке мы с вами познакомимся с земной жизнью и подвигами священномученика Михаила Тихоницкого, выясним, в чем значение его подвига для Вятской земли и почему он стал священномученик.
Работа в рабочей тетради: упражнение 1, урок 30-31 (работа с понятиями, учащиеся вместе с учителем выясняют значение непонятных слов).
На уроках мы с вами уже вели разговор о святых, которых называют «преподобные» и «блаженные». А кто такие «мученики» и «священномученики»?
Мученик – христианин, который за Веру в Бога принимает мучения и смерть.
Священномученик – священник, который пострадал за Христа, отдал свою жизнь за Веру православную.
Работа в рабочей тетради: упражнение 2, урок 30-31 (чтение текста, словарная работа, ответы на вопросы к тексту).
4. Закрепление ЗУН:
Итоговая беседа:
- Назовите день памяти священномученика Михаила Тихоницкого?
- Почему он стал «священномучеником»?
- Чему вас научил мученический подвиг отца Михаила?
- В чем значение его подвига для Вятской земли?
5. Объяснение домашнего задания:
Домашнее задание к уроку 30-31 (если будет позволять время, план можно составить на уроке).
Выставление оценок за работу на уроке.
Урок 32-33. Повторение по курсу «Введение в историю».
Цель: повторить и систематизировать основные понятия по курсу, способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, объяснять последствия событий.
1. Организационный момент: учащиеся готовятся к уроку, приветствие.
2. Актуализация ЗУН; формирование ЗУН; закрепление ЗУН:
Работа в рабочей тетради: совместная работа учащихся и учителя, выполнение упражнений 1-6, урок 32-33; упражнение 7 учащиеся выполняют самостоятельно. Наиболее удачные сочинения можно зачитать перед классом.
3. Объяснение домашнего задания:
Подготовиться к празднику «Вятская Свистунья».
Урок 34. Праздник «Вятская Свистунья» для 3-х классов.
Цель: обобщить знания по курсу; способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки; поддержание духовных традиций Вятской земли.
Оборудование: три скамейки для команд, свисток, карточки с заданиями, ручки для каждой команды, оборудование для спортивных игр, пометки на литию.
1) Лития.
2) Классы выстраиваются в одну линейку.
3) Вступительное слово:
- Какой праздник праздновался на Вятской земле в четвертую субботу после Пасхи?
- С каким событием Вятского предания связан этот праздник?
- Почему он имеет такое название?
- Расскажите, как проходил праздник? Какие развлечения были самыми любимыми у вятчан?
- Почему этот праздник называют ещё «местной Пасхой»?
- В чем смысл этого праздника? (через Пасху становится виднее смысл праздника, как победы света над тьмой, веры над неверием, поэтому называют «Вятскую свистунью» ещё и «местной Пасхой»; праздник стал покаянием вятских людей и символом их исцеления от греха слепородства).
Мы с вами тоже собрались здесь, чтобы отпраздновать этот праздник.
- А давайте подумаем, как каждый из нас должен себя вести во время праздника, чтобы нас не назвали потом «вятскими слепородами»? (не шуметь, помогать друг другу, никого не обижать, думать о других, работать дружно, слаженно и т. д.).
В конце мы вместе подведем итог и выясним, кто проявил себя с самой лучшей стороны, тот получит подарок.
Прежде, чем начать наш праздник, давайте разделимся на команды.
(рассчитаться на 1-3-й и разделиться на 3 команды,
команды рассаживаются на скамейках).
4) Ход:
Задание 1. Отгадать, о каких событиях вятского предания идет речь в следующих фразах или отрывках?
· «И избравше место прекрасно над рекою Вяткою, близ устья реки Хлыновицы…, и на оной горе начаша к созиданию града место устрояти, древеса готовити…»;
· «В золотом поле, выходящая вправо из лазуревых облаков…, рука, держащая натянутый лук со стрелою; в правом углу – крест…»;
· «Познав друг друга, ударились в несказанную печаль…»;
· «В честь оставшихся после сражения вдов, продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и позолоченные…»;
· «… Новгородцы подожгли их селение и кумирницу, которой поклонялись язычники, живущие не по христианской вере…»;
· «…В воротах монастыря встретил преподобного Иона с братиею. Он припал к ногам старца и со слезами просил прощения у него…».
Задание 2. Продолжите пословицы и объясните их смысл.
· «Своя своих не познаша и …»
· «Земля без праведника не …»
· «Пример человекам – монахи, пример монахам - …»
Задание 3. Вставить вместо пропусков.
В тексте об основании города пропущены географические названия, необходимо вставить их в текст:
«И избраше место прекрасно над рекою _________ близ устья течения реки ________________, на высокой горе иже ныне зовется _________________________. К созиданию града место устрояти, древеса готовити. И заутро восставшее, обретоша некаго Божиим промыслом все изготовление принесено по ____________- реке ниже на высокое же, паче пространейшее место и широкое поле, иже в то время нарицашеся _____________________________».
(проверить правильность выполнения задания)
Задание 4. Поэтический конкурс.
Попробуйте вставить вместо пропусков слова в стихотворение. Вставленные вами слова должны рифмоваться и подходить по смыслу. Придумайте название стихотворению.
Свистоплясы.
Мы с татарами дралися,
Устюжане подошли
Мы их за ночь перебили,
К утру поняли: свои!
К Раздерихинскому спуску
Со свистульками идем.
Как отслужим панихиду,
Свистопляску заведем.
Вот у нас на Вятке
Каковы порядки!
Да, у нас на Вятке
На все свои порядки!
В. С. Федорова.
(проверить выполнение задания и прочитать правильный вариант стихотворения)
Задание 5. «Озвучить картинку».
· Назвать событие вятского предания, которое изображено на рисунке.
· Назвать архитектурный памятник и объяснить, каким образом он связан с событиями вятского предания.
Задание 6 «Живые иконы».
О ком идет речь? (назовите имя вятского святого).
· «…15 июля 1612 года к городу Хлынову медленно поднималась … ладья… на дне лодки лежал в монашеском одеянии старец, лет под 70… Осеняя себя крестом и наклонясь по направлению к своему монастырю, с помощью спутников выходит старец из ладьи и посылает своего слугу в обитель с просьбою не отказать ему в приюте…»
· Значение его подвига в том, что он стал первым вятским святым – местным уроженцем и претерпел юродство, в то время, как местные жители пребывали в духовной слепоте. Подвиг юродства ради Христа он нес в течение 30 лет. Блаженный сподобился дара молитвенного созерцания Бога, прозорливости и исцеления.
· «…Много ли мало ли времени прошло, а до Туриной горы (он) дошел. Оказалась она недалеко от города Лальска, который теперь к нашей Вятской губернии относится. Место путнику понравилось. Соорудил он хижину из ветвей и поселился в ней. Строго постился, дни и ночи молился – как же храм-то построить? С чего, как не с молитвы начать? Ему уже далеко за пятьдесят, человек он не молодой. Ни сил, ни денег нет…. Решил тогда монах здешним жителям о своем чудесном видении рассказать. Надеялся, что обрадуются и станут помогать…».
· «…Решился, наконец, Симеон Петрович печатать свои сочинения. Вышли первые книжки с наставлениями. Он объяснял, что говорят святые о церкви, зачем нужно в праздничные дни в храм ходить… Увидел эти книжечки вятский архиерей – владыка Аполлос, прочитал. Симеона Петровича к себе позвал, долго с ним беседовал и понял, что перед ним не простой человек – перед ним монах, которого редко встретишь. Уговорил владыка его монашеский сан принять…».
· «Он много раз обращался к своим духовным чадам словами преподобного Серафима Саровского: «Приходите на мою могилку, излейте все свое горе, расскажите, как живому все ваши беды и печали, и если я буду иметь дерзновение у Господа, то не оставлю вас без утешения». Старец мирно скончался 29 мая 1927 года. Его похороны превратились в полноводный Крестный ход, свидетельство торжества православной веры, которую не удалось искоренить на Вятской земле безбожной власти…».
· «Пришла пора узнать преподобному … и о нашей Вятской стране. Людей там, говорят, множество, изобилие всякое – богатство, значит. А вот монастыря на Вятке нет ни одного. Да как же так? Видно, в житейских заботах люди о Боге забывают. Если у них молитвы нет – вера оскудевает. Нет веры – народ пропадает. Надо, значит, идти на Вятку - молиться, помогать, души христианские спасать…».
Итак, немного вспомнили основные события вятского предания, а сейчас для вас – спортивные игры.
Спортивные игры проводит клуб «Дружина».
5) Заключение:
Команды выстраиваются в одну шеренгу, подводятся итоги праздника.
- Смогли ли мы сегодня преодолеть свое слепородство? Почему? (Или благодаря чему?).
А кто помог вятчанам исцелиться от недуга слепородства и основал на Вятке монастырь, чье имя носит наша гимназия? В каком веке он жил?
И в настоящее время, как и много веков назад, преподобный Трифон является для нас небесным заступником и покровителем.
Сейчас мы с вами пойдем к преподобному Трифону, в Успенский собор Трифонова монастыря на благодарственный молебен.
А перед этим вы получите от классных руководителей подарки за участие в сегодняшнем празднике.
6) Молебен в Успенском соборе Трифонова монастыря.