Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации Составитель: начальник социально-психологического отдела Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (стр. 13 из 40)

После обсуждения собственной стратегии ребенка психолог или психотерапевт должен подчеркнуть, как важно уметь разделить свои чувства с кем-нибудь. Например, можно сказать ребенку: «Переживать тяжелую ситуацию наедине гораздо труднее, чем если бы ты мог поделиться и обсудить ее с кем-то».

Обучение приемам релаксации.

Обучение ребенка приемам релаксации и расслабления – одна из составных частей тренировки способов преодоления травмы. Работа с чувствами и мыслями по поводу пережитой травмы может вызвать у детей усиление беспокойства, поэтому необходимо сопровождать занятия релаксационными процедурами – дыхательными упражнениями, последовательным сокращением и расслаблением отдельных групп мышц и т.п. Установлено, что тревога и расслабление – две взаимоисключающие друг друга реакции. Поэтому систематическое использование приемов релаксации обучает ребенка справляться с чувствами страха и тревоги при возвращении к травматической ситуации.

Работа с когнитивной сферой. Аффективная и когнитивная проработка травмы.

Опыт насилия, полученный ребенком, проявляется на когнитивном уровне через искаженное представление о себе и об окружающем мире, что порождает определенные эмоциональные и поведенческие реакции. Не имея возможности опереться на достаточный жизненный опыт, ребенок в своих мыслях о насилии отражает те неверные установки, которые внушил ему обидчик или которыми он сам попытался объяснить для себя факт насилия.

В связи с этим работа с когнитивной сферой ребенка предполагает постепенное открытие травмы и дальнейшую когнитивную и аффективную переработку эпизодов насилия, коррекцию искаженных когнитивных представлений ребенка о насилии и помощь ему в формировании более адаптивных представлений о себе и о ситуации.

Подготовка к постепенному открытию.

Цель постепенного открытия – помочь ребенку преодолеть травму и быть способным возвращаться к ней без существенного дистресса. Особенно это значимо, когда речь идет о помощи ребенку, пострадавшему от сексуального насилия. Проработка травмы необходима для того, чтобы ребенок перестал тратить огромное количество внутренних ресурсов на подавление и избегание тяжелых воспоминаний и был способен преодолеть более отдаленные последствия насилия.

Подготовка к постепенному открытию включает в себя ряд этапов:

  • Информирование ребенка и родителя, если он выступает на стороне ребенка и участвует в процессе реабилитации, о необходимости работы с тяжелыми переживаниями как условии дальнейшего преодоления ситуации;
  • Сбор общей информации о насильственном опыте ребенка. Если ребенок демонстрирует сильную тревогу и избегание, то можно начать с косвенных вопросов: «Как может проявляться насилие в отношении детей?», «Кто может совершать насилие?», «Почему дети не рассказывают о том, что с ними произошло?», «Какие чувства может испытывать ребенок, с которым это произошло?» и т.д.;
  • Важно понять, что именно пугает ребенка, какие у него есть страхи, связанные с опытом насилия или с последствиями его выявления. Ребенок может бояться угроз, публичной огласки, осуждения. Знание психолога об этих тяжелых мыслях и чувствах ребенка помогает ему последовательно управлять процессом открытия и следовать от менее пугающих случаев к более сложным;
  • Необходимо выяснить, был ли у ребенка опыт ненасильственного общения с насильником, затем, по возможности, подойти к первому эпизоду насилия (если для ребенка приемлема такая последовательность), далее перейти к другим специфическим эпизодам насилия (которые ассоциируются с особыми ситуациями – день рождения, начало или конец учебного года и т.д.). Главный принцип, который здесь необходимо соблюдать, - движение от наименее трудных эпизодов к наиболее тяжелым и болезненным;
  • Ключевой момент открытия заключается в актуализации воспоминаний, чувств и мыслей, связанных с эпизодами насилия, которые вызывают наибольшую тревогу, страх или смущение. Дети стараются избегать разговора о волнующих эпизодах, но консультанту необходимо мягко и последовательно направлять внимание ребенка обратно к эпизодам, не задавая слишком много специфичных вопросов, а фокусируясь на эмоциях и ощущениях. Консультанту необходимо напомнить ребенку, что лучше выразить свои чувства, чем пытаться их подавить. Дети, которые пострадали от длительного насилия, имеют тенденцию смешивать эпизоды вместе, и им нужна помощь, чтобы сфокусироваться на специфичных эпизодах, на первом, последнем или на тех, что связаны с особыми переживаниями.

Управление избегающим поведением ребенка.

Тревога и напряжение ребенка – определенное достижение на этом этапе помощи, и важно продолжать постепенное открытие, хотя более естественная реакция специалиста – это эмпатическое присоединение к ребенку и желание не допустить, чтобы он опять страдал.

Для того чтобы снизить сопротивление ребенка и грамотно управлять процессом открытия, специалист может предложить ребенку выбрать вид, время и длительность дискуссии. Если ребенку сложно продолжать разговор, можно продолжить ему выбрать какое-либо творческое занятие – рисование, игру и др. Такой прием поможет почувствовать ребенку контроль над ситуацией и в то же время позволит продолжить целенаправленную работу.

Соблюдение принципа следования от наименее тревожащих эпизодов насилия к наиболее тревожащим также позволяет специалисту управлять избегающим поведением ребенка. Важно напомнить ребенку об основных терапевтических установках: важно выражать свои чувства, даже если они очень болезненные; восстановление воспоминаний – тяжелая работа, но ты можешь это сделать; нормально злиться, плакать или чувствовать беспокойство, рассказывая о тяжелых событиях и др.

Формы постепенного открытия.

Проработка травматического опыта ребенка возможна как через прямое словесное выражение, так и через использование специализированных материалов или средств. Это может быть:

Проигрывание опыта насилия с помощью игрового материала – кукол, игрушек и другой атрибутики игротерапии или песочной терапии. Важно, чтобы психолог стимулировал ребенка проиграть реальный опыт насилия, включаясь в игру там, где это необходимо, и подыгрывая ребенку с использованием информации, которую ребенок уже предоставил.

Изображение опыта насилия в продуктах творчества детей – рисунках, стихах, рассказах. Дети постарше могут выражать свои мысли и чувства в форме писем, историй, стихов и песен. Со временем подросток может гордиться таким документированным опытом и делиться им с членами семьи или использовать его для помощи другим детям.

Визуализация – более взрослые дети могут использовать направленную визуализацию, чтобы сконцентрироваться и описать какой-либо из эпизодов насилия.

Обсуждение чувств, связанных с насилием.

Начать говорить о чувствах, связанных с насилием, - это сделать первый шаг на пути к исцелению. Особенно важно обсудить так называемую «путаницу чувств» - смешанные или смущающие ребенка чувства в том случае, если обидчик был близким для ребенка человеком и он все еще продолжает его любить. Можно составить с ребенком список лиц, с которыми он мог бы обсуждать важные для него переживания, в том числе и связанные с насилием. Здесь возможна также и ролевая игра с использованием кукол на руках.

Переформулировка когнитивных искажений.

Важно продемонстрировать ребенку взаимосвязь мыслей, чувств и поведения, то есть того, как мысли могут влиять на то, как мы себя чувствуем, и как мысли и чувства вместе влияют на наше поведение.

Следует помочь ребенку распознать мысли, которые вызвали у него те или иные чувства, и обсудить их с ним. Необходимо подчеркнуть, что негативные мысли не являются обязательно правильными и постоянными. Когда ребенок поймет, что об одном и том же можно думать по-разному, важно продемонстрировать ему, как негативные или тяжелые мысли можно изменять на более позитивные и рациональные.

Важно, чтобы видоизменяемые утверждения были связаны с конкретными трудностями ребенка. Если это проблема с самооценкой, ребенка можно поддержать, помогая ему формулировать новое отношение к себе: «Я особенный, потому что…» или «Я так же хорош, как и другие дети, потому, что я…». Если ребенок боязлив или трудно контактирует со сверстниками, предложите ему актуализировать ситуации, когда он проявлял смелость: «Иногда я могу быть очень смелым…». Полезно использовать ролевые игры, чтобы проигрывать позитивные утверждения о себе.

Процесс по изменению мыслей и эмоций – это навык, которому не всегда удается обучить сразу и который надо тренировать.

Таблица 4

Переформулировка стрессовых реакций для детей –

жертв сексуального насилия

Категория

Стрессовая ситуация

Переформулировка

Страх и тревога

Я боюсь, что никто не защитит меня Я знаю взрослых, которые могут меня защитить
Другие люди сделают мне больно Если мне будет грозить опасность, я знаю, к кому можно обратиться за помощью

Гнев и фрустрация

Я ненавижу себя, я плохая Я хорошая. Я себе нравлюсь
Я не должна сердиться на того, кто это сделал, так кА он говорил, что любит меня и заботится обо мне Я имею право чувствовать злость

Вина и сожаление

Я виновата в том, что случилось В том, что случилось, нет моей вины. Виноват тот, кто это сделал
Я была наказана за то, что была плохой и не слушалась взрослых Я хорошая. Я не заслужила того, что произошло

Стыд и отвращение к себе

Я всегда беде беспомощной. У меня ничего не получится Я молодец. Я многое могу
Я не уверена в себе, я не доверяю себе Я могу доверять себе и верить в себя
Я никому не могу доверять Я могу доверять себе и верить в себя

Грусть

Я ничего не чувствую Я могу чувствовать. Я могу жить дальше

Работа с поведенческой сферой.