Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность.
Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).
Дополнения
Прозрачный, "стеклянный" ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет
Цвет, обычное его использование:
зеленый — для крыши; коричневый — для стен;
желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна,
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз. Количество используемых цветов:
хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.
Выбор цвета
Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Цвет черный — застенчивость, пугливость.
Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.
Цвет пурпурный — сильная потребность власти.
Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Цвет желтый — сильные признаки враждебности.
Общий вид
Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:
а) правая сторона — будущее, левая — прошлое,
б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,
в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.
Перспектива
Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки "потери перспективы" (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).
Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне.
Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;
2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование прошлого. Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа — желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий конт-юль над ситуацией.
Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не спытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые — ригидность. Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание а неспособность к четкой позиции.
Схема обработки рисунка в тесте "Дом"
Выделяемый признак
1. Схематическое изображение
2. Детализированное изображение
3. Метафорическое изображение
4. Городской дом
5. Сельский дом
6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета
7. Наличие окон и их количество
8. Наличие дверей
9. Труба с дымом
10. Ставни на окнах
11. Размер окон
12. Общий размер дома
13. Наличие палисадника
14. Наличие людей рядом с домом и в доме
15. Наличие крыльца
16. Наличие штор на окнах
17. Наличие растений (количество)
18. Количество животных
19. Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и т.д.)
20. Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2,3
21. Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3
22. Дверь открытая
23. Дверь закрытая
«Человек»
Голова
Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.
Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.
Нечеткая голова — застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце — межперсональный конфликт.
Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.
Шея
Орган, символизирующий связь между сферой контроля (го-овой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их коорди-ационный признак.
Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллекту-ьном контроле.
Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импуль-ов, старание их контролировать.
Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.
Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и жела-иям, выражение неподавленного импульса.
Плечи, их размеры
Признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или резмерной озабоченности силой и властью.
Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осто-ожности, защиты.
Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недо-таток жизненности.
Плечи широкие — сильные телесные импульсы.
Туловище
Символизирует мужественность.
Туловище угловатое или квадратное — мужественность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворен-ых, остроосознаваемых субъектом потребностей.
Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, алоценности.
Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный нтакт с действительностью.
Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать.
Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.