ЭК объединяет заинтересованный круг пользователей (сформированная учебная группа), которые могут быть разделены в пространстве и во времени. Особенностью режима ЭК является то, что сообщение, посланное абонентом в ЭК, попадает ко всем абонентам, подключенным к данной конференции, и каждый пользователь получает все приходящие в нее сообщения. Удобство состоит в том, что такой способ общения полезен и крайне дешев, поскольку для пользования им каждому участнику достаточно иметь лишь почтовый ящик. Применение режима ЭК требует управления (модерирование) со стороны преподавателя. Работа возможна в режиме реального времени, например, при использовании системы IRC (Internet Relay Chat) и произвольного во времени доступа (по необходимости и возможности).
Видеоконференция
Этот метод представляют собой современную технологию общения, которая позволяет в режиме реального времени передавать всем участникам видеоконференции звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы.
Телеконференцсвязь и видеотелефон обеспечивают возможность двухсторонней связи между преподавателем и студентами. При этом происходит двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций. Все это можно наблюдать одновременно в трех окнах на экране каждого монитора абонентов (преподавателей и студентов). При групповых занятиях в большой аудитории имеется возможность проецировать изображение монитора компьютера на большой экран с помощью, например, жидкокристаллического или иною проекционного устройства.
Видеотелефон отличается от видеоконференц-связи ограниченностью размеров и качества представления визуальной информации и невозможностью использовать в реальном времени компьютерные приложения.
8.«ПРЕДМЕТНЫЙ» КВН КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Некоторые преподаватели, стремясь пробудить интерес студентов к преподаваемым дисциплинам, используют в своей практике игру КВН, тема которой совпадает с темой учебной программы или отражает содержание дисциплины. Однако следует учитывать, что «предметный» КВН можно считать интерактивным методом обучения только при условии, что подготовка к игре и сама игра отвечают следующим требованиям:
! При подготовке к игре у её участников (игроков команды) должны формироваться (закрепляться, углубляться) знания и умения, отвечающие обучающим задачам конкретной дисциплины (что должны «знать-уметь» и чем «владеть» студенты, изучившие дисциплину), а сам процесс игры должен создавать ситуации, в которых проявляются (закрепляются) знания и навыки, сформированные в рамках дисциплины.
! Демонстрируемые игроками в процессе выполнения заданий (в процессе игры) знания и умения, соответствующие содержанию конкретной дисциплины, а также сами процедуры игры должны создавать условия для усвоения (закрепления) этих знаний и умений у зрителей (других студентов).
То есть, сценарий (задания, технология их выполнения) должны создавать условия не для веселых шуток и самодеятельных номеров «на тему», а для демонстрации полученных знаний и умений в формате КВН. Это чрезвычайно сложно. Разработка такого сценария, требующая от преподавателя особых способностей, выходящих за рамки его узкопрофессиональной сферы, очень трудоемка. Скорее – это задача творческого коллектива специалистов.
Следует понимать, что самодеятельные выступления студентов на некоторую тему, совпадающую с темой учебной программы и названием дисциплины, но не выполняющие обучающих задач в рамках этой дисциплины, даже при самом высоком уровне подготовки к игре, не могут быть отнесены к интерактивным методам обучения.
! Если сама игра может проходить во время аудиторных занятий, то подготовка к ней должна осуществляться в форме самостоятельной совместной работы студентов за пределами аудиторного расписания и не может заменять практические занятия по дисциплине.
КВН – это абревиатурра трех слов, первое из которых – слово «КЛУБ», что подразумевает не разовое выступление студентов, а систематическую деятельность и особый контекст их взаимодействия и творчества.
Эта деятельность создает условия для формирования и развития у вовлеченных в неё студентов целого комплекса профессионально ценных качеств личности: креативности, предприимчивости, гибкости и многовариантности поведения, навыков эффективного межличностного взаимодействия, навыков командной работы, организаторских качеств и т.п. Поэтому поддержка студенческих КВН выступает эффективной формой и одним из важных направлений воспитательной работы в современных вузах. Успехи студентов вузов в играх КВН разных уровней учитываются при оценке внутривузовской работы с молодежью.
Однако использование игр КВН в учебном процессе жестко ограниченно требованиями, предъявляемыми к учебным дисциплинам в соответствии с образовательными стандартами, и должно соответствовать вышеописанным условиям. В противном случае преподаватели-предметники могут использовать эту форму работы как одну из форм своей воспитательной работы со студентами.
Библиография
1. Активные и интерактивные формы проведения занятий при подготовки бакалавров сферы обслуживания: Учебно-методическое пособие. – М.: Издатель Степаненко, 2011. – 152 с.
2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – С. 70-79.
3. Гура В.В., Турик Л.А., Терновая И.П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов / под. Ред. В.В. Гуры. – Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. Ин-та, 2010. – 108 с.
4. Зеер Э.Ф. Инновации в профессиональном образовании: учеб.-метод. пособие / Э.Ф. Зеер, Д.П. Заводчиков. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2007.
5. Инновационные методы обучения: Методические рекомендации для магистрантов, получающих квалификацию «Преподаватель высшей школы». – Нальчик: Каб.-Балк. Ун-т, 2006. – 35 с.
6. Корнеева Е.Н. Активные методы социально-психологического обучения: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2009.
7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. С. 158.
8. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12-18.
9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2006. – С. 265 – 271.
10. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. – 2000. – № 4.
11. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в образовании. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004, – 384 с.
12. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения / под. ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2007. – 176 с.
13. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
14. Чернышев Я.Л. Психология управления в инновационной среде Учебно-методический комплекс. – Ульяновск: УлГУ, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема оформления используемых интерактивных методов в рабочих программах
№ п/п | Тема | Количество часов | Используемый метод | Формируемые компетенции |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схема методических разработок по дисциплинеИнтерактивные методы, используемые в преподавании дисциплины_______________________
№ п/п | Тема заня-тия | Используемый метод | Задачи | Формируемые компетенции | Кол-во часов | Средства | ||
Обучающие | Воспита-тельные | Развива-ющие | ||||||
1. | ||||||||
Содержание: а) этапы 1. 2. … б) количество участников (игроков): в) самостоятельная подготовка студентов (при необходимости) |
2. | ||||||||
Содержание: | ||||||||
3 и т.д. |