Какие принципы мышления высмеиваются в этом историческом анекдоте?
114. Двоих судили за убийство. Присяжные признали одного из обвиняемых виновным, а другого невиновным. Судья обратился к тому, кто был признан виновным, и сказал: «Это самое странное дело из всех, которые мне приходилось разбирать. Хоть ваша вина вне всяких сомнений установлена, по закону я должен выпустить вас на свободу».
Как объяснить столь неожиданное заявление судьи?
Задания для самостоятельного анализа
115. Во время одной средневековой дискуссии между номиналистами и реалистами в зал была внесена корзина яблок. «Возьмите это единичное, отдельный предмет, - сказал реалист, но так, чтобы он не был общим, не был яблоком!» «А вы, - ответил номиналист, - возьмите яблоко вообще, но так, чтобы оно не было вот этим единичным предметом!». О чем говорит эта ситуация? Найдите из нее выход с помощью диалектической концепции общего и единичного.
116. Нильский крокодил похитил ребенка одной египтянки. Она просит его не есть ребенка, а вернуть его ей. Крокодил отвечает: «Я верну тебе ребенка тогда и только тогда, когда ты отгадаешь, что я с ним сделаю, съем его или не съем? На это египтянка отвечает: «Страшный крокодил, конечно, не отдашь ты мне ребенка, а съешь его». Как должен поступить крокодил, чтобы выполнить свое решение?
117. Один логик попал в плен к дикарям и был заключен в темницу, имеющую два выхода. Вождь дикарей предложил пленнику следующий шанс на спасение: «Один выход ведет на верную смерть, другой – на свободу. Ты можешь выбрать любой. Сделать выбор тебе помогут два моих воина. Они ответят «да» или «нет» на один твой вопрос – любой, какой ты пожелаешь им задать. Но один из моих воинов всегда говорит правду, а другой – всегда лжет». Сообразительный логик после минутного размышления задал всего один вопрос, после чего безошибочно выбрал выход, ведущий на свободу. Что это был за вопрос?
118. В комнате было темно, на столе лежали пять шляп: две белые и три черные. Трое вошли в комнату, каждый в темноте одел какую-то шляпу, очевидно, не зная, какую, и все поочередно вышли. Ни один из них не оглядывался назад. Шли друг за другом, и ни один не видел, какая на нем шляпа. Итак, каждый видел только шляпу впереди идущего, то есть первый не видел никакой шляпы, второй видел шляпу первого, а третий – шляпу второго и первого. При этом шествии первый спрашивает третьего: «Какая на Вас шляпа?» Третий, посмотрев на шляпы первого и второго, отвечает после минутного раздумья: «Не знаю, какая на мне шляпа». Второй, посмотрев на шляпу первого и подумав об ответе третьего, ответил: «не знаю, какая на мне шляпа». Тогда первый, принимая во внимание ответы третьего и второго, а также стараясь представить ход их рассуждений, отвечает: «А я знаю, какая на мне шляпа». Какая шляпа была на первом?
119. Разбирается дело Джонса, Брауна, Смита. Один из них совершил преступление. В процессе расследования каждый из них сделал по два заявления.
Браун: «Я не делал этого. Джонс не делал этого».
Джонс: «Смит сделал это. Браун не делал этого».
Смит: « Я не делал этого. Браун сделал это».
Было установлено далее, что один из них дважды солгал, другой дважды сказал правду, а третий – раз солгал, раз сказал правду. Кто совершил преступление?
120. Один король хотел уволить своего премьер-министра, но не хотел при этом его обидеть. Он вызвал премьер-министра и сказал ему: «У меня в портфеле две записки, на одной написано «останьтесь», на другой – «уходите». Какую из записок Вы вытащите, так и следует Вам поступить. Хитрый премьер-министр догадался, что король хочет от него избавиться и поэтому в обеих записках написано – «уходите». И все же он поступил таким образом, что король вынужден был его оставить, так как премьер выполнил его условие. Как поступил премьер-министр?
121. В начале 20 века Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества. Каково ваше отношение к точке зрения Гальтона?
Кроссворды
1.
1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||
6 | 7 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||
9 | 10 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | 12 | 13 | ||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||||
15 | 16 | 17 | ||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||||
21 | 22 | |||||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||||||
24 | 25 | |||||||||||||||||||||||||||
26 | ||||||||||||||||||||||||||||
27 | ||||||||||||||||||||||||||||
По горизонтали: 4. Определенное место, занимаемое личностью в социальной структуре в соответствии с возрастом, полом и т.д. 6. Как называл Вернадский среду обитания человечества, управляемую научным знанием. 9. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным или другим признакам. 10. Как, применительно к человеческому бытию, понимается определение «интегрированность человеческой жизни, неповторимая сопряженность в ней самых ранних качеств субъективности». 11. Какой немецкий философ выдвинул концепцию, что всякий «подлинный акт человека» изначально двойственен: инстинктивен и духовен. 12. Французский философ, основной труд которого «О духе законов». 15. Как античные философы называли внутренний духовный мир человека. 17. Один из аспектов культуры, отражающий развитие человека в обществе. 19. Один из элементов марксисткой классификации исторического процесса. 21. Что рассматривает философия как неповторимое своеобразие какого–либо явления, включая природные и общественные. 22. Процесс приспособление человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. 24. Самая глубокая субстанция общества. 25. Наиболее развитая историко-культурная общность людей. 26. Деление общества на группы по какому-либо признаку. 27. Степень влияния личности в социальной группе или обществе.