Операции на открытом рынке
Несмотря на временное прекращение функционирования рынка государственных ценных бумаг (ГКО - ОФЗ), Банк России не исключает из круга используемых инструментов денежно-кредитной политики данный инструмент регулирования банковской ликвидности. Уже в сентябре 1998 г. Банк России предложил рынку новый финансовый инструмент - свои облигации (ОБР), которые используются Банком России в операциях на открытом рынке.
Процентная политика
В 1999 г. Банк России будет стремиться к снижению процентных ставок в реальном выражении.
Поскольку восстановление межбанковского кредитного рынка потребует определенного времени, Банк России своей процентной политикой должен предусматривать возможность для одних банков пополнять свою ликвидность за счет кредитов Банка России и нейтрализовать избыточную ликвидность у других банков. В связи с этим особое внимание Банк России будет уделять соотношению между процентными ставками по своим кредитным и депозитным операциям в целях избежания возможности арбитражной игры банков на операциях Банка России.
Влияние Банка России на процентные ставки по операциям банковской системы с нефинансовыми агентами ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по улучшению состояния банковской системы.
Вторичные инструменты денежно-кредитной политики
Достижению конечных целей денежно-кредитной политики могут способствовать так называемые вторичные инструменты. В связи с этим может использоваться временное изменение пруденциальных требований, в частности нормативов достаточности капитала и ликвидности в качестве вторичных денежных инструментов.
Банк России рассмотрит вопрос о целесообразности установления банкам специальных нормативов диверсификации их активов.
Условия повышения эффективности денежно-кредитной политики Банка России
Денежно-кредитная политика формируется в условиях двухуровневой банковской системы. Сам принцип двухуровневой банковской системы предполагает взаимодействие центрального банка только с коммерческими банками и не допускает его непосредственного вмешательства в деятельность нефинансового сектора. При слабой институциональной основе экономики, выражающейся в отсутствии необходимого законодательного обеспечения, механизма эффективного контроля за соблюдением законов и контрактов, специальных организационных структур, инструментов осуществления платежей, а также надежных инструментов сбережений, результативность действий в области денежно-кредитной политики может быть ограниченной.
В связи с этим Банк России считает необходимым развивать институциональные реформы, совместно с органами законодательной и исполнительной власти разработать в этой области программу и начать ее реализацию уже в 1999 г. Ключевыми направлениями такой программы должно стать создание механизмов, позволяющих активизировать совокупный спрос в экономике и нормализовать денежные потоки, применение инструментов сбережений, являющихся здоровой основой финансирования экономического роста.
Глава 5. Особенности денежно-кредитной политики в регионе
Федеративное устройство России, географические, исторические условия формирования ее территорий и предоставление некоторой свободы регионам в функционировании экономики явились самодостаточным регулятором для формирования пусть несколько обособленной, но пропорциональной модели экономического развития отдельных территорий, в том числе и Красноярского края. Пропорции основных секторов экономики края во многом совпадают со сложившимся средним российским уровнем.
В силу такой специфики края важно рассмотреть закономерности, имевшие место при реализации основных направлений денежно-кредитной политики центрального банка и влияния ее на развитие экономики, выявить особенности денежно-кредитного регулирования на территории.
Поскольку Банк России отказался дифференцированно применять основные рычаги денежно-кредитной политики по регионам, поэтому на территории края действовала единая для всей банковской системы ставка рефинансирования, единые нормы обязательного резервирования вне зависимости от объемов и состава привлеченных средств и сформированной на их основе структуры активов. Лимиты получаемых на кредитных аукционах кредитов рефинансирования или ломбардных кредитов определялись сначала требованием соблюдения банками экономических нормативов, затем под залог государственных ценных бумаг в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенных в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики без определения приоритетных направлений кредитования и потребности конкретных хозяйственных комплексов, без установления вариационной маржи по полученным кредитам Центрального банка.
В соответствии с Законом РФ «О Центральном банке РФ» и сложившейся организационной структурой Главные территориальные управления Центрального банка РФ на территориях обеспечивали выполнение утверждаемых в законодательном порядке «Основных направлений единой денежно-кредитной политики ЦБ» и явились органами надзора и контроля за соблюдением банками, действующими в регионе, требований и нормативов ЦБ, регулирующих их деятельность. Выполнение общеусредненной денежно-кредитной политики на территории Красноярского края имело определенные последствия.
В условиях экономического спада Центральный банк РФ осуществлял политику стимулирования спроса на кредит посредством снижения учетной ставки (ставки рефинансирования), но цели в регионе достигнуты не были, поскольку финансовое неблагополучие большого числа предприятий было ограничителем роста спроса на кредиты и достаточного для экономического роста мультипликативного увеличения денег на депозитных счетах в банках не происходило. Низкие рыночные ставки межбанковских кредитов не стимулировали банки к получению кредитов в Центральном банке, что также не способствовало расширению денежного предложения экономике в нужных объемах.
Реализация Банком России объявленного снижения ставки рефинансирования в 1,7 раза (с 48% до 28%) в 1997 г. определила в крае снижение ставок по депозитам в 2,4 раза, по кредитам - в 2,1 раза, в 1996 г. ставка рефинансирования снизилась в 3,3 раза (со 160% до 48%), ставки по депозитам снизились в 2,3 раза, по кредитам снизились в 1,3 раза. Поскольку средние процентные ставки по привлечению средств банками всегда были ниже установленных ставок рефинансирования, в 1997 г. размер ставки Банка России был ближе к рыночным ставкам процента. Обязательства банков в крае в большей степени были подвержены влиянию изменения ставки рефинансирования вследствие краткосрочности по сравнению с активными операциями [8]. Отставание темпов снижения процентных ставок по кредитам от темпов снижения ставок по депозитам компенсировало высокие кредитные риски. При общей тенденции к снижению ставок такое соотношение позволяло банкам оптимизировать соотношение доходности вложений и стоимости обязательств для поддержания уровня собственной рентабельности в условиях действия высоких ставок налогообложения прибыли. Ввиду действия такого «порога» удешевление кредитов для предприятий нефинансового сектора мерами по снижению ставки рефинансирования не могло быть достигнуто.
Неблагоприятные внешние и внутренние факторы, включая ошибки в экономической политике, предопределили возникновение предкризисной ситуации в банковской сфере России в ноябре - декабре 1997 г. вплоть до августа 1998 г.
В ноябре 1997 г. - июле 1998 г. Банк России активно менял ставку рефинансирования, увеличивая стоимость рублевых активов с тем, чтобы привлекать новые заимствования и сдерживать вывод средств с рынка ГКО - ОФЗ на валютный рынок и за пределы страны. Снижения доходности ГКО - ОФЗ в данной ситуации не могло быть, так как спекулятивные капиталы устремились бы не в реальный сектор, а на валютный рынок.
Поскольку для восстановления платежеспособности государства предпосылки не появлялись и адекватной реакции рынка в ориентировании на ставку рефинансирования не происходило, она перестала быть инструментом укрепления рубля.
В августе 1998 г. Правительство России не смогло продолжать обслуживание и погашение внутреннего долга. Это привело к замораживанию выплат по ГКО и ОФЗ, остановке финансовых рынков, скачку валютного курса рубля, что и явилось непосредственной причиной кризиса в банковской сфере России, так как значительная часть банков была ориентирована на предсказуемый валютный курс и устойчивое функционирование рынка ГКО - ОФЗ.
Банковский кризис проявился: в дефиците капитала, необходимого для обеспечения банкам необходимого уровня ликвидности операций; снижении платежеспособности части банков; неспособности выполнять ими свои обязательства перед кредиторами и клиентами, включая платежи в пользу бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; снижении доверия населения, предприятий и иностранных партнеров к банковской системе; резком снижении уровня взаимного доверия внутри самого банковского сообщества и остановке межбанковского денежного рынка, арестах корреспондентских счетов отдельных российских банков за рубежом, в результате чего уменьшается приток экспортной валютной выручки, снижаются ликвидные активы, выраженные в иностранной валюте.
Ужесточение Банком России нормативов, регулирующих деятельность банков, в т. ч. по увеличению собственных средств, заставляло банки расширять объемы активных операций для получения прибыли за счет некоторого прироста привлечения средств. В разных экономических условиях трех лет почти совпадал прирост номинальных объемов привлеченных средств: за 1998 г. прирост составил 24,2%, за 1997 г. - 21%, в 1996 г. - 20%. С учетом инфляции (17,2% - 1998 г., 8,8% - 1997 г. и 22,1% - 1996 г.) реальные суммы за 1998 г. выросли на 6%, за 1997 г. выросли на 13,7%, за 1996 г. снизились на 3%. В валюте сводного баланса банков доля обязательств в целом за 1998 г. не изменилась, так как прирост обеспечен именно обязательствами (причем 60% составил прирост по инвалютным счетам в рублях), доля привлеченных ресурсов в 1997 г. возросла на 6 п. п. до 53,8%, в 1996 г. возросла на 6,8 п. п. до 43,8% [8].