В целом по России, например в 1997 г., депозиты приросли на 29,6%, за 11 месяцев 1998 г. - на 6,2%. Поэтому можно сделать вывод о том, что помимо экономических нормативов деятельности на прирост привлечения ресурсов влияла экономическая ситуация.
Определенному увеличению объемов привлечения ресурсов способствовали изменения нормативов отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России. Банкам для сохранения сложившегося уровня активных операций приходилось привлекать больше ресурсов из расчета дополнительного объема, изымаемого в обязательные резервы. Также размер нормативов влиял на реальную цену привлекаемых ресурсов, например, при действующем размере отчислений в обязательные резервы в 10% процентная ставка привлечения поправляется на 1,11 п. п.
Процентная политика и регулирование размера денежной массы в обращении Банка России, направленные на снижение темпов инфляции, оказывали влияние на структуру привлеченных средств. Если в 1996 г. в условиях еще достаточно высокой инфляции и ухудшения финансового состояния снизились остатки средств на расчетных счетах предприятий на 14,4% и значительно снизились остатки по депозитам юридических лиц на 47,8%, то сохранилась устойчивая тенденция роста рублевых вкладов населения на 44%. Доля вкладов населения в структуре привлеченных ресурсов возросла на 10 п. п. до 57,3%. Доля средств в инвалюте возросла незначительно и составила 12,6%, доля межбанковских кредитов возросла на 2,9 п. п. и составила 4,6% (см. прил. 14).
В 1997 г. при достаточно низких действующих на рынке ставках доля вкладов населения увеличилась всего на 1 п. п. и составила 52,4%. Доля остатков средств на расчетных счетах увеличилась на 3,9 п. п. и составила 16,5%, доля средств в инвалюте увеличилась на 1,2 п. п. и составила 9,8%. Доля межбанковских кредитов снизилась с 9,2% до 3,4% (см. прил. 15).
Если в 1998 г. до кризиса инерционно сохранялись тенденции предыдущего года, то в целом за год изменение структуры обязательств кредитных организаций характеризуется снижением доли вкладов населения на 0,7 п. п. до 55,5%, увеличением суммарной доли средств клиентов и государственных органов на 5,8 п. п., ростом межбанковских кредитов в 6 раз. Часть обязательств в инвалюте, пересчитанная в рубли, выросла до 20% с 11,2% за счет роста средств клиентов в валюте в 2,87 раза (рублевые счета на 35%) и вкладов граждан в 2,45 раза (рублевые счета на 7%). В долларовом выражении она сократилась на 35% (см. прил. 16).
Суммы размещаемых банками средств и их сбалансированность со сроками привлечения, а соответственно, ликвидность зависели как от степени инфляционных ожиданий, сокращения временно свободных средств у предприятий и населения, снижения доверия к банкам, так и от нормативов обязательного резервирования. Немаловажно было для укрепления банковской системы территориальному управлению Банка России иметь право устанавливать норматив отчислений в обязательные резервы не только исходя из суммы и сроков привлекаемых средств, но и исходя из состояния ликвидности отдельных групп активов, так как снижение качества активов было связано с общим ухудшением положения в экономике (ликвидных активов меньше вкладов и депозитов). У различных банков изменение ликвидности происходило своеобразно и в различное время, поэтому уменьшение норматива резервирования в целом по России не всегда было своевременно для отдельного банка в силу складывающихся объективных экономических причин. Нормативы Центрального банка поэтому должны учитывать категорию банка, величину и вид вклада.
Имевшее место в течение трех лет изменение нормативов и объемов обязательных резервов влияло на динамику средств на корреспондентских счетах. В некоторых случаях образовывались и росли неплатежи в связи с недостаточностью средств на корреспондентских счетах банков для взноса в обязательные резервы. Внеочередное регулирование обязательных резервов с возвратом средств при резком снижении объема привлеченных ресурсов за счет массового изъятия клиентами вкладов и депозитов позволяло некоторым банкам восстанавливать способность проводить платежи.
Изъятие средств в обязательные резервы Центрального банка уменьшало свободные оперативные резервы банков в регионе, банковский мультипликатор мало проявлялся, так как равнозначной выдачи кредитов Центральным банком или другими банками не осуществлялось. Наряду с уровнем резервных требований важным моментом прироста депозитной базы у банков также были бы операции по покупке ценных бумаг на открытом рынке Банком России.
Ввиду незначительных объемов рефинансирования местных банков их ликвидность при ломбардном кредитовании не изменялась. Выполнение обязательств обеспечивалось другими активами. Потребность появлялась при сокращении у конкретного банка источников привлеченных средств. Банк России поощрял наличие в активах банков государственных ценных бумаг, так как именно залог ГКО и ОФЗ обеспечивал обязательства по ломбардным кредитам. Тем более привлекательным было то, что размер маржи не ограничивался.
Местные банки широко не участвовали в ломбардных аукционах, к операциям РЕПО не имели электронного доступа. Отсутствие других доступных для банков края форм рефинансирования усиливало трудности региональных банков в развитии денежно-кредитных отношений в крае. Осуществление Банком России других доступных форм рефинансирования могло бы обеспечить поддержание ликвидности большего количества банков, повышая результативность мер Центрального банка по стабилизации банковской системы в регионе [8].
Другая форма регулирования ликвидности - привлечение Банком России в депозит временно свободных средств банков региона - практически не меняла показателей их ликвидности, предполагалось, что на сумму депозитов сокращались бы спекулятивные возможности банков. По эффекту депозитные операции должны были экономически определить предпочтения другим доходным операциям - сделкам с иностранной валютой и покупкой государственных ценных бумаг, так как основным мотивом участия банков в депозитных операциях являлась возможность получения ими гарантированного дохода.
Сокращение у банков временно свободных денежных средств к концу 1996 г. и низкий уровень дохода (в 2 - 3 раза ниже уровня средней процентной ставки по привлеченным средствам) явились причинами снижения активности банков Красноярского края в участии в депозитных операциях до полного отказа участвовать. При этом Банк России не использовал дифференцированные процентные ставки и сроки привлечения в зависимости от верхнего и нижнего пределов размещаемых в депозит сумм из любых заявленных банками в регионах.
В 1997 г. при росте остатков средств на корреспондентских счетах от банков региона поступали предложения о размещении средств в депозиты, но с региональными банками депозитных операций уже не осуществлялось. Поэтому росли вложения банков в государственные ценные бумаги и инвалюту [8].
Сохранение короткими сроков привлечения средств, изъятие части в резервы Центрального банка и понижательная динамика процентных ставок меняли структуру активов банков, приносящих доход. В то же время суммы ссудной задолженности за три года показали, что снижение нормы обязательного резервирования не привело к росту ссудной задолженности, так как платежеспособный спрос на кредиты сокращался. Уменьшение доходов по размещенным кредитам, в том числе из-за снижения платежеспособности и кредитоспособности нефинансовых предприятий, привело к тому, что банки переориентировали вложения в более доходные и ликвидные активы - в государственные ценные бумаги (большей частью краткосрочные), объем их возрос за 1996 г., например, в 2,6 раза.
Доля валютной части в общей сумме баланса уполномоченных банков в течение 1996 - 1997 гг. сократилась. Если в 1996 г. снижение объемов операций в инвалюте было связано с увеличением спроса на национальную валюту в условиях удержания Центральным банком курса рубля в рамках валютного коридора, уменьшением инфляционных ожиданий и введением более жесткого контроля по операциям с иностранной валютой, то в 1997 г. даже при сокращении среднемесячного прироста курса доллара в сравнении с 1996 г. с 15% до 0,6% активы и пассивы в инвалюте имели тенденцию к росту. С 1 сентября после объявления деноминации рубля сложившееся в предыдущие годы превышение активов над пассивами сменилось тем, что пассивы превысили активы на 1/6 часть. Поскольку доходность по вкладам в рублях в 1997 г. была выше доходности по вкладам в инвалюте, именно наличным долларам как средству сбережения население отдавало предпочтение. В то же время оборот купленной и проданной наличной иностранной валюты на межбанковском рынке уменьшился в сравнении с 1997 г. в 3,7 раза. Общий оборот наличной иностранной валюты в 1998 г. снизился в 2,2 раза. Остатки наличной иностранной валюты к концу года сократились в 1,5 раза [8].
Сокращение Центральным банком разрыва между размерами обязательных требований по обязательствам в рублях и инвалюте не приводило к сокращению объемов валютных операций в докризисный период 1998 г., а в целом за год пассивы сократились на 35%. Ссудная задолженность в рублях сократилась на 5,5%, по валютным кредитам в рублевом выражении выросла в 2,82 раза, соответственно активы в валюте выросли в 3,83 раза или приведенном к началу года долларовом выражении на 10,7%. Превышение пассивов в инвалюте над активами сменилось - активов к концу года сложилось на 35% больше.