В большинстве промышленно развитых стран с рыночной экономикой выбор стратегической цели денежно-кредитной политики обусловливается общими действиями в рамках национальных, в высокой степени дифференцированных условий. Различия целей в разных странах наиболее очевидно проявляются при определении тактики монетарных властей.
Цели денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия - внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные и конечные.
Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообусловливаемых и взаимозависимых (см. Приложение 17).
Весьма важно, чтобы специфические цели, которые в нашей классификации получили название промежуточных, находились исключительно в компетенции монетарных властей. В таком случае контроль упрощается, а ответственность за успех или неудачу может быть приписана исключительно одному органу: центральному банку. Безусловно, денежно-кредитная политика не может ставить перед собой цель обеспечить стабильность реальной переменной величины; её роль заключается в обеспечении прежде всего стабильности покупательной способности денег.
Конечные цели. При определении конечных целей часто говорят о "магическом" четырехугольнике, гранями которого являются названные выше макроэкономические показатели. Экономическая политика заключается в оптимальном сочетании всех этих параметров в зависимости от конкретных экономических и политических требований и в способности выстраивать приоритеты. Так, задача стимулирования производства во многих случаях трудно совместима с задачей борьбы с инфляцией или обеспечением равенства внешних балансов. Подъем экономической активности за счет увеличения доходов чреват ускорением темпов роста цен и различного рода нежелательными процессами во внешней торговле, если национальный производственный аппарат не сможет отреагировать на рост потребления.
Следовательно, экономическая политика должна установить для себя определённую иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Невозможность одновременного достижения всех граней превращает четырехугольник в магический.
Среди конечных целей существует одна, ответственность за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путём развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Совершенно очевидно, что денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политики доходов, политикой промышленно-торговых структур и т. д.).
Промежуточные цели. Для того, чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели.
Центральные банки в качестве промежуточных определяют задачи, благоприятствующие реализации конечной цели.
Центральный банк имеет возможность выбора либо одной из двух промежуточных целей - процентные ставки или денежная масса, либо обе цели вместе. Это означает, что стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей - количестве денег и объёме кредитов.
В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей. Большинство развитых стран, входящих в ОСЭР, обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств (М1) до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Некоторые страны ограничивают свои промежуточные цели количеством денег центрального банка, считая, что этот агрегат представляет ограниченные запасы денег в обращении. Наконец, в отдельных странах монетарные власти предпочитают фиксировать кредитные цели.
Последние могут определяться различным образом. Наиболее узкое определение соответствует "внутреннему кредиту", включающему банковские кредиты резидентам частного и государственного секторов. Понятие "общий внутренний кредит" объединяет внутренние источники кредитования (суммарные банковские и небанковские кредиты резидентам, к которым присовокупляются эмиссии на финансовом рынке). Наконец, "глобальный кредит" включает совокупность всех источников финансирования экономики (общий внутренний кредит и внешнее финансирование).
Однако довольно часто центральные банки занимают прагматические позиции, обращая внимание на многие агрегаты (США, Великобритания, Япония) модифицируя агрегаты, считающиеся индикаторами их денежно-кредитной политики (США, Великобритания), или ассоциируя количественные цели кредита и денег (Нидерланды).
Некоторое количество критериев в отдельных странах оправдывает выбор целей между количеством денег и объемом кредита. Преодоление дефицита баланса текущих платежей требует установления очень четких норм кредита. Приоритет, отдаваемый выравниванию внешних расчетов, заставил некоторые страны (Италия, Великобритания) в течение определенного периода осуществлять цели в пределах внутреннего кредита.
Стремление к стабильности валютного курса в условиях открытой экономики очень затрудняет контроль денежных агрегатов. Несмотря на имеющиеся в его распоряжении методы (контроль валютных курсов, обязательные резервы на вклады нерезидентов, норма процента и т. д.), центральный банк теряет контроль над предложением денег, поскольку он осуществляет покупку и продажу иностранной валюты по определённому курсу и без ограничений.
Регулирования количества денег очень сложно добиться в случаях притока валюты, так как задача сокращения внутренних источников кредитования трудно реализуема. В случае оттока валюты, напротив, сокращение денежной массы может легко компенсироваться интенсивно поддерживаемым внутренним кредитованием, способствующим реализации цели. Следовательно, целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею.
Возможность монетарных властей осуществлять эффективный контроль над избранным агрегатом представляется фактором, определяющим выбор. Эта возможность в значительной степени зависит от особенностей структуры, источников финансирования и кредитования экономики, свойственных каждой стране. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.
В экономике, где существуют крупные и взаимозависимые рынки капиталов, возможность замещения банковского кредита прямым финансированием через доступ к рынку может являться препятствием для достижения кредитных целей. Напротив, процесс взаимозамещения денег и ценных бумаг может оправдать отказ от денежного агрегата, эволюция которого чревата утратой значительной его части в пользу кредитных целей.
Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т. д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т. д.); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т. д.); видов кредитов (инвалютные авансы).
Выбор целей, играющий иногда большую роль (например, расширение кредитов на экспорт как средство оптимизации торгового баланса), не должен разрушать взаимообусловленность совокупности денежно-кредитной политики. Так, рост кредитных вложений на экспорт может ускорить рост денежной массы, оживить повышение цен и в конечном счёте нарушить торговый баланс.
Внешние цели. Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие международных банковских операций обусловливают все более важную роль внешних аспектов денежно-кредитной политики.
Внешнее равновесие ассоциируется с равновесием основного (платежного) баланса, которое в значительной степени может автономно влиять на уровень валютного курса независимо от движения долгосрочных капиталов и текущих платежей. Однако равновесие платёжного баланса не обеспечивает автоматически краткосрочную стабильность валютного курса, хотя в отношении среднесрочного курса оно часто оказывается единственным эффективным средством.
Ситуация неуравновешенности платежного баланса, следовательно, может сосуществовать с ростом валютного курса в результате прилива капиталов (как было, например, в США в начале 80-х гг. ). В то же время положительное сальдо торгового баланса может сопровождаться оттоком капиталов.
В ситуации неуравновешенности платежного баланса, обусловленной слишком интенсивной экономической экспансией в стране, возможны различные схемы возврата к равновесию:
- изменение цен;
- прямое регулирование с помощью денег;