Смекни!
smekni.com

С. А. Савин Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика (стр. 9 из 51)

Кроме того, власть центрального банка над предложением денег является достаточной для того, чтобы количество денег в обращении представляло собой ясный индикатор денежно-кредитного состояния на конкретный момент: непрерывное увеличение темпа роста денег означает, что монетарные власти способствуют этому, и наоборот.

Однако, чтобы денежная масса могла по-настоящему служить индикатором денежно-кредитной политики, нужно ещё, чтобы её статистическое содержание могло легко определяться. Такая возможность часто оспаривается. Действительно, существует много определений денежного агрегата, его состава в зависимости от соотношения финансовых активов, которые, не являясь непосредственно платёжными средствами, но будучи конвертируемы в эти средства без большого срока и без большой стоимости, приравниваются к деньгам. И поскольку различные денежные агрегаты не изменяются параллельно, то выбор того или иного агрегата в качестве индикатора денежно-кредитной политики не является безразличным.

В монетарной практике развитых капиталистических стран почти повсеместно утвердился "многовариантный" принцип определения денежной массы. В основу разграничения денежных агрегатов в финансовой статистике положен "принцип ликвидности". Это понятие относится к способности средств денежно-кредитной системы опосредовать сделки на рынке товаров и услуг и ссудных капиталов, а также служить резервуаром покупательной способности. При всем многообразии методов статистического учета денежной массы в различных странах денежные агрегаты в наиболее общем виде могут быть представлены следующим образом:

М0 - наличные деньги в обращении, включая денежные средства в кассах банков;

М1 - М0 + средства на текущих счетах коммерческих банков и вклады до востребования;

М2 - М1 + срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках;

М3 - М2 + сберегательные вклады в специализированных кредитно-банковских институтах;

М4 - М3 + акции, облигации, депозитные сертификаты коммерческих банков, векселя физических и юридических лиц;

М5 - М4 + средства в иностранной валюте физических и юридических лиц.

Качественный состав денежных агрегатов неоднозначен в различных странах, что обусловлено как традиционно сложившимися теоретическими представлениями о деньгах, о соотношении налично-денежного и безналичного компонентов в совокупном денежном обороте, денег и финансовых активов, так и спецификой денежно-кредитной системы и используемыми методами ее регулирования центральным банком. Так, в США в составе денежной массы присутствуют 4 основных денежных агрегата:

М1 - наличные деньги вне банковской системы, дорожные чеки, депозиты до востребования (без межбанковских и остатков на счетах казначейства) и так называемые "прочие чековые депозиты", которые включают в себя счета-АТС и НАУ, а также паевые счета кредитных союзов;

М2 - М1 + срочные и сберегательные депозиты (до 100 тыс. дол.), однодневные соглашения об обратном выкупе ценных бумаг, однодневные евродолларовые депозиты резидентов США и суммы взаимных фондов денежного рынка);

М3 - М2 + срочные депозиты свыше 100 тыс. дол., срочные соглашения "ре-по", срочные евродолларовые депозиты;

Л - М3 + запас сберегательных бонов (облигаций), краткосрочных го-сударственных обязательств, коммерческих бумаг и банковских акцептов вне банковской системы.

Статистика денежного обращения других развитых стран использует ряд показателей, отражающих структуру и динамику денежной массы. В Японии, к примеру, применяется 4 различных по своему охвату показателя денежной массы. Наиболее адекватным Банк Японии считает расширенную денежную массу, которая включает в себя наличные деньги в обращении, средства на текущих счетах в коммерческих банках и средства, вложенные в один из видов ценных бумаг рынка краткосрочных капиталов - в депозитные сертификаты. В Великобритании публикуются 5 показателей денежной массы, в Италии - 4, в Швейцарии - 3, во Франции - 10, в Германии - 3.

Центральный банк России не имел опыта агрегирования денежной массы, поэтому в качестве ориентиров были приняты агрегаты денежной массы, используемые в зарубежной практике. Однако показатели денежной массы России должны учитывать специфику ее структуры, в которой основное место занимают наличные деньги в обращении, средства на расчетных, текущих и срочных счетах юридических лиц, во вкладах населения в Сберегательном банке. Остальные компоненты денежной массы находятся на стадии развития. Их значимость будет увеличиваться по мере развития соответствующих видов счетов и операций банков.

Агрегаты, учитывающие специфику денежного оборота в стране, представляют собой в настоящее время следующее:

М0 - наличные деньги нефинансового сектора и в кассах банков;

М1 - М0 + расчетные, текущие и прочие счета в коммерческих банках юридических лиц; вклады в коммерческих банках юридических и физических лиц; вклады населения в Сбербанке до востребования;

М2 - М1 + срочные вклады в Сбербанке;

Н (денежная база) - М0 + обязательные резервы коммерческих банков в центральном банке и средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в центральном банке.

Таким образом, спецификой агрегирования денежной массы в России является то, что денежный агрегат М2, рассчитанный по методике Центрального банка РФ, включает в себя все виды вкладов юридических и физических лиц в коммерческих банках (то есть и срочные и сберегательные), а агрегат М2 - срочные вклады в Сбербанке. Данная классификация отражает особое положение и статус Сбербанка РФ как основного института, аккумулирующего денежные средства населения.

Сравнительно недавно в Российской Федерации для характеристики величины денежной массы стал применяться показатель М2Х, в состав которого помимо величины М2 включаются также все виды депозитов в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте - Х).

С учетом национальных особенностей денежно-кредитной системы набор этих показателей весьма различен по своему составу, однако отчетливая тенденция к универсализации финансовых рынков и инструментов в последние десятилетия привела к тому, что денежные агрегаты постепенно начинают терять свою национальную окраску. При межстрановом сопоставлении развитые и развивающиеся страны пользуются статистическими данными МВФ, который рассчитывает общий для всех стран показатель М1 (наличные деньги и все виды чековых вкладов) и более широкий показатель "квазиденьги", куда включаются срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты, обращающиеся на рынке.

Между показателями денежной массы существуют не только значительные количественные расхождения, но они обладают различной динамикой и степенью "регулируемости" со стороны центрального банка. Из четырех агрегатов только М1 и М2 поддаются регулирующему воздействию центрального банка. Их динамика обладает более стабильной и определённой связью с динамикой номинального ВНП, которая поддаётся прогнозированию. Элементы, включённые в агрегаты М3 и Л, не подпадают под контроль и потенциально могут сыграть роль дестабилизирующего фактора. Наконец, строгое разграничение агрегатов денежной массы на практике имеет условное значение, что существенно осложняет их прогнозирование.

Проблема измерения в области процентной ставки несомненно менее сложна, чем в области денежной массы, поскольку структура процентных ставок более устойчива, чем структура денежной массы и квазиденежных активов. Эконометрия спроса на деньги, какой бы научной она ни была, не дает бесспорного ответа относительно наилучшего определения денежной массы. Последняя периодически меняется, что не совсем удобно для среднесрочного определения денежно-кредитной политики. Тем не менее, по мнению монетаристов, "денежный агрегат представляет собой лучший критерий для денежно-кредитной политики, имеющийся в её распоряжении" [35]. Вместе с тем не исключается замена критерия в зависимости от потребностей и возможностей.

В связи с этим возникают два вопроса: какое содержание и какое измерение денежного агрегата следует выбрать? Дать определение денежному агрегату - значит указать, какой вид денег должен быть принят в качестве индикатора.

Выбор денежной массы в качестве индикатора денежно-кредитной политики требует обязательного статистического наполнения этого понятия. Оно должно охватывать однородные совокупные величины, позволяющие вывести стабильную эконометрическую функцию денежного спроса.

Определение содержания и структуры денежной массы представляет собой немаловажную практическую проблему, поскольку рост различных её агрегатов не происходит параллельно, как об этом свидетельствует практика развитых западных стран.

Сторонники кейнсианской теории наглядно показали те практические трудности, с которыми связано использование денежной массы в качестве индикатора денежно-кредитной политики. Основной её недостаток состоит в том, что она является "слепым" индикатором, в котором не учитывается конъюнктурная панорама.

Следовательно, необходимо изучить, при каких условиях и обстоятельствах монетарным властям следует осуществлять свои исключительные права, чтобы денежно-кредитная политика была наиболее эффективной. В этом смысле основное предназначение денежно-кредитной политики - контроль, эффективный и стабильный, за выпуском денег, но эта задача должна быть дифференцирована от идеи "нейтрализации" и "автоматизации" денежно-кредитной политики, являющейся основополагающей в монетаристской теории, рекомендующей постоянный рост денежной массы, независимо от конъюнктуры.