Смекни!
smekni.com

Глава 1 устойчивое развитие императив современности (стр. 10 из 62)

Причиной третьего антропогенного экологического кризиса явилась экстенсификация производства, которая привела к массовой деградации почвенного покрова, возникновению огромных песчаных пространств, в том числе, по-видимому, и Сахары. Проявляются повсеместно локальные кризисы, вызванные подсечно-огневым земледелием и кочевым скотоводством, а затем появлением и распространением городских поселений. Ирригация, позволяя интенсифицировать сельское хозяйство, способствовала торможению его экстенсивных форм, но вместе, с тем создавала обширные агроценозы, весьма уязвимые для природных изменений и социальных потрясений. Античное Средиземноморье превратилось в арену межрегионального экокризиса, вызванного сведением лесов, выращиванием монокультур, вытаптыванием пастбищ на склонах гор, распространением каменоломен и рудодобывающих предприятий.

Четвертый кризис, означающий качественный скачок роста антропогенных негативных воздействий на природу, был вызван промышленной революцией, связанной на первых этапах с массовым сведением лесов на топливо и под поля. С переходом на ископаемые виды топлива кризисные явления несколько ослабли. Однако именно в это время появляются новые мощные природоразрушительные факторы, обусловленные возникновением и бурным развитием машинного производства. Появляются постоянные антропогенные потоки миграции химических элементов в воздухе, водах и почвах. В XIX веке возникли целые регионы «индустрии дымящих труб» — гиганты сталелитейной; горнодобывающей и металлообрабатывающей промышленности цветной металлургии, железные дороги, производства стройматериалов и большой химии. Экономическая мощь держав стала измеряться миллионами тонн чугуна, стали, угля, нефти, цемента, длиной железных дорог и числом больших городов.

Первые города возникли на заре цивилизации как крепости, военно-административные центры освоения или завоевания окружающей территории 5-6 тыс. лет назад в долинах рек Тигра, Ефрата, Нила. Размеры и месторасположение городов определялись возможностями доставки продуктов питания. Именно поэтому города в древние и средние века развивались почти всегда на берегах крупных рек, на морских побережьях. Хотя и сегодня большой город почти всегда связан с большой рекой (транспортная артерия, источник водоснабжения, место сброса, канализационных вод). Кстати, есть версия, что слова «русские», «Россия» связаны со словом «русло»: славяне селились по руслам рек. Фактически жизнь и современных городов во многом зависит от возможностей сельскохозяйственного производства прилегающего региона.

Другим фактором, который в значительной мере определяет размеры и схемы размещения городских поселений, является развитие транспорта. С появлением железных дорог стала реализоваться линейная схема размещения городов — они смогли оторваться от крупных водоемов, а с появлением автомобилей градостроительство реализует концентрическую схему застройки, разделение на центральный город и пригороды.

Третий ограничивающий фактор — отбросы, мусор. В США еще в конце прошлого века мэрия Чикаго содержала специальное стадо свиней, которых выпускали на улицы перед рассветом и они подбирали все съедобные отходы. Если современных горожан попросят назвать наиболее важные для жизни города машины и устройства, то они, без сомнения, в первую очередь укажут на автомобиль, компьютер, телефон. Но фактически современных городов просто бы не существовало без автотранспорта, железных дорог, мусороуборочных машин.

В 1700 году на планете был всего 31 город с населением более 100 тысяч, в 1800 — 65, в 1850 — 114, в 1900 — 326. В настоящее время их более 2 тысяч. Стремительный рост городов начался с середины прошлого века. В нашей стране — с началом индустриализации. С 1926 года по 1939 возникло почти 500 городов, до 1985 — 1284 города.

Это находит свое отражение в динамике городского и сельского населения. В 1926 году в городах СССР проживало всего 18 процентов населения, к 1970 году — 62 процента, к 1990 году — 66 процентов. В России сейчас городское население (городов и поселков городского типа) составляет почти 72 процента. В странах Западной Европы городского населения — до 85—90 процентов. Однако у нас выше ценз людности для отнесения поселения к городу — до 30 тысяч. Исключение делается только для центров автономных округов. Кроме того, стоит уточнить, что СССР был на первом месте в мире по концентрации городского населения — самое большое число сверхкрупных городов — 24, на втором месте — Япония, на третьем — США, на четвертом — Индия.

В настоящее время вызывает озабоченность неуправляемый рост сверхкрупных городов, агломераций. В социологической литературе их иногда называют раковыми опухолями планеты. В США создано специальное министерство жилищного строительства и городского развития. При президенте США — комитет по проблемам городов.

К 30-40-м годам текущего столетия огромные территории превратились в зоны экологического бедствия, разрушения природы и здоровья людей, символом которых стали «Кельна дымные громады», Питтсбург и Чикаго, Манчестер и Лондон, превратившиеся с лагом в 30-50 лет фактически в образцы для подражания в Восточной Европе и Азии [З].

Пятый качественный скачок в развитии производительных сил вызвал глобальный экологический кризис, грозящий перерасти во всемирную катастрофу. Он непосредственно связан с начавшейся в середине текущего столетия научно-технической революцией. Промышленное производство — основной природоразрушительный фактор с начала века — увеличилось уже к 1985 г. более чем в 50 раз, причем четыре пятых этого роста пришлись на период с 1950 года. Экономическая деятельность, которая в большей своей части осуществляется за счет потребления ресурсов лесов, полей, недр, морей и водотоков, в ближайшие десятилетия может повыситься в 5-10 раз [4]. Торговый оборот с 1950 по 1990 год возрос в 800 раз.

Рост производительных сил — основа увеличения человеческого могущества и благополучия, устойчивости общества, что наиболее обобщенно выражается в показателях средней продолжительности жизни и численности населения. Вместе с тем он же — главная причина периодических антропогенных экологических кризисов на Земле, которые каждый раз больно ударяют по роду людскому. Такова суровая диалектика истории. Всякий кризис заканчивался сокрушительным поражением человека, и выходил он из него каждый раз все более агрессивным.

Предполагается, что уже неандертальцы, существенно усовершенствовав орудия труда и научившись добывать огонь, значительно улучшили, по сравнению с питекантропами, условия жизни и на этой основе смогли быстрее увеличивать свою численность (3% за тысячелетие), которая, по ориентировочным расчетам, достигла 1 млн. Победившие их кроманьонцы, расширив формы сотрудничества и общения, увеличивали свою численность (8% за тысячелетие). В лучшие верхнепалеолитические времена население выросло до 3 млн. [5]. Однако человечество стало так интенсивно истреблять животный мир и пригодную в пищу растительность, что возник острый экологический кризис, растянувшийся на тысячелетия и резко ухудшивший жизненные условия, в результате чего численность людей на планете, по некоторым оценкам, сократилась как минимум в 10 раз [6].

Когда же человечество нашло выход из зашедшего в тупик присваивающего типа хозяйствования на путях неолитической революции, утвердившей земледелие и скотоводство как производящий тип хозяйствования, рост населения ускорился (40% за тысячелетие), достигнув к X-IX вв. до н. э. примерно 10 млн.

Период 3000-2500 гг. до н. э. некоторые исследователи считают эпохой грандиозной технической революции, связанной с появлением металлов и технологий металлообработки, повозки, плуга, упряжи, гончарного круга, паруса, технологий обработки камня и возведения из него домов и других сооружений — нововведениями, резко увеличившими независимость человека и устойчивость общества перед лицом неблагоприятных природных стихий, а следовательно, улучшившими благосостояние и условия для роста населения, достигнувшего в то время 200-280 млн. Однако именно в это время в Средиземноморье и Северной Африке, на Ближнем Востоке и Малой Азии развертывается третий экологический кризис, связанный с эрозией почв, опустыниванием, участившимися засухами, существенно сокращавшими возможности производства сельскохозяйственных продуктов. Распространение же форм рабского труда обусловило производственно-технический застой. В результате, общая численность населения практически не увеличивалась вплоть до средних веков [7; 8].

Кризис сельскохозяйственно-ремесленнической технологии феодальных обществ, кризисы городов, превратившихся в рассадники антисанитарии и очаги массовых эпидемий чумы, холеры и других инфекционных заболеваний, длительные войны, периодически губившие до половины населения ряда стран, сильно тормозили рост численности землян, а временами приводили к ее значительному сокращению.

Тем не менее к 1500 г. население планеты возросло до 440-450 млн. при существенном расширении обитаемой суши, и с этого времени можно проследить довольно тесную корреляцию между резко ускорившимися темпами производственно-технического прогресса и ростом численности людей. Так, если за первые 250 лет - эпоха в основном мануфактурно-ремесленнического торгового капитализма — население увеличилось менее чем на 300 млн. (2 промилле в год), то в последующие 150 лет — период первой промышленной революции — почти на 1 млрд. (свыше 4 промилле в год). То есть в это время происходит первый (из статистически зафиксированных) и чрезвычайно сильный «демографический взрыв», сила которого зато лавинно нарастает, так что ежегодные темпы его приходится измерять не в промилле, а в процентах: первое десятилетие XX века — 0,6%; второе, несмотря на мировую войну, — 0,85% (в СССР снижение — 0,8%) и совсем феноменальный рост 1950-1970 гг. — в период развертывания научно-технической революции — 1,95%, т. ч. в зарубежной Европе — 0,8%, в СССР и Северной Америке — 1,5%, в Африке и Латинской Америке — более 2,5. В период с 1985 до 2000 гг. в результате мер по регулированию рождаемости в ряде стран среднегодовые темпы прироста населения в мире составляют 1,6% [8].