Смекни!
smekni.com

Глава 1 устойчивое развитие императив современности (стр. 8 из 62)

Неустойчивый рост — это рост, характеризующийся, существенным колебанием темпов или чередованием спадов-подъемов при сохранении общей тенденции роста. Преобладание тенденции абсолютного снижения объемов производства, не компенсируемого повышением качества, означает экономическую деградацию. Рост материального производства может сопровождаться сокращением физических объемов продукции за счет достаточно быстрого повышения ее качества. Причем возрастание массы потребительной стоимости выпускаемой продукции, в принципе, возможно при сокращении не только ее физических объемов, но и совокупных стоимостных (тем более ценовых) показателей за счет снижения себестоимости, то есть путем всесторонней интенсификации производства, которую нередко путают, к сожалению, с интенсификацией труда. Итак, устойчивый экономический рост до тех пор, пока он не ограничен дефицитом ресурсов, может происходить и на экстенсивной основе, но концепция устойчивого экономического развития однозначно ориентирует на интенсификацию экономического роста.

Поэтому нельзя согласиться с Н. Н. Моисеевым, когда он утверждает, что в экономике никакого устойчивого развитая быть не может. Другой вопрос: практически любая известная в истории система периодически испытывала кризисы, спады, застои и т. п. Советская экономика, например, вплоть до начала 80-х гг. довольно устойчиво развивалась, хотя и в основном за счет экстенсивных факторов, а экономическое развитие послевоенной Японии в целом было устойчивым и по преимуществу на интенсивной основе.

1.1.6. Многопорядковая сущность понятия «устойчивое развитие»

В конце XX столетия в неравновесной ситуации оказались уже не отдельные страны, а весь мир, и не только потому, что возникли противоборствующие социально-экономические системы, и не только в силу возрастающего социально-экономического неравенства между Севером и Югом, но, прежде всего, потому, что благополучно для людей разрешающееся в течение тысячелетий противоречие между человечеством и природой достигло предельной остроты. Другими словами, экспансивно-гомеорезный путь развития общества, связанный с неограниченным потреблением природных ресурсов, исчерпал свои прогрессивные возможности: эволюция человеческого общества подошла к критической точке — точке бифуркации, за которой переход на кооперативно-гомеостазный, иначе говоря коэволюционный, способ взаимодействия с окружающей средой оказывается единственной альтернативой самоуничтожению. Основной принцип этого способа — обеспечение баланса антропогенных разрушительных воздействий на природу с самовосстановительными естественными процессами и объемами рекреационных работ, то есть равновесное природопользование, — выражает главный императив нашего времени.

Таким образом, понятие устойчивого развития оказывается чрезвычайно емким, многослойным и многозначным, имеет много порядков сущностей, которые мы попытаемся выявить, резюмируя итоги проведенного анализа. На самом абстрактном уровне его сущность (первого порядка) можно определить как развитие, сохраняющее целостность системы. (Н. Н. Моисеев), Однако целостность системы, вообще говоря, может сохраняться и при неустойчивом развитии — в неравновесных состояниях, а при переходе через точку бифуркации может не только не разрушаться, но даже обретать повышенную прочность в новой форме диссипативной структуры.

Более содержательное и конкретное определение — развитие системы в режиме ее внутреннего динамического равновесия — можно, по-видимому, рассматривать в качестве выражения сущности более глубокого — второго порядка. Тем не менее оно еще недостаточно для понимания тех реальных проблем, которые побудили ввести в научный оборот словосочетание, вызывающее столь много споров. Определение устойчивого развития как развития системы на основе коооперативно-гомеостазного взаимодействия с другими системами и окружающей средой, очевидно, приближает нас уже к сущности третьего порядка — к более конкретному пониманию интересующего нас вопроса.

Все три определения применимы к любым объектам типа самоорганизующихся систем, а потому еще слишком абстрактны для понимания сути конкретных глобальных проблем современности. Очевидно, что общество до сих пор развивалось на основе экспансивно-гомеорезного взаимодействия с окружающей средой, которое, исчерпав свои прогрессивные возможности, ведет теперь ко вселенской катастрофе. Сущность устойчивого развития четвертого порядка заключается в развитии общества в рамках равновесного природопользования.

В такой постановке вопрос о «развитии» природы, не ставится, речь идет лишь о ее модификации в соответствии с изменяющимися человеческими потребностями. Подразумевается только минимизация вмешательства людей в естественные эволюционные процессы по принципу: не навреди. Сущность устойчивого развития пятого порядка — технологическое развитие, обеспечивающее равновесное природопользование, которое может происходить и при сокращении общего объема полезной продукции.

Однако насущные потребности человечества обусловливают необходимость увеличения объемов предметов потребления, получаемых в итоге за счет природы, а потому понятие устойчивого развития содержит в себе также сущность шестого порядка — экономическое развитие на основе интенсификации общественного производства, не нарушающего равновесие в системе «общество—природа». Вопрос же о смысле и цели этого процесса пока остается открытым. Для ответа на него необходимо в понятии «устойчивое развитие» выявить сущность седьмого порядка, которая может быть выражена в определении: социальное развитие, обеспечивающее неуклонное повышение благосостояния и расширение возможностей развития для всех членов общества за счет интенсификации экономики на основе технологического совершенствования производства в рамках равновесного природопользования.

Радикальные изменения, подчеркивал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор Сарагоса, затронули не только стратегию развития, но и само его определение: глобальный многообразный процесс, включающий почти все аспекты жизни сообщества, его связи с внешним миром, его самосознание, не как простое накопление ресурсов и средств, но как улучшение качества человеческой жизни. Глобальные цели все более решительно сосредоточиваются на человеке, на развитии личности каждого. Развитие выходит далеко за пределы «производства и потребления благ», которые хоть и являются первостепенным условием для обеспечения определенного материального благосостояния и минимального уровня жизни, но на сегодняшний день далеко не единственные показатели. Его следует рассматривать как комплексный процесс, который включает в себя экономические, социальные, научные, культурные факторы и охватывает многие проявления общественной жизни, отвечающие моральным и культурным целям, укорененным в историческом наследии каждого народа.

«Развитие, — пишет Ф. М. Сарагоса, — должно не только обеспечивать большую социальную справедливость, но и реально проводить в жизнь принцип равноправия. Недостаточно улучшать материальные условия — необходимо стремиться к духовному, моральному и материальному прогрессу каждого члена общества, к гармоническому развитию личности. Развитие должно сопровождаться все более широким и сознательным участием человека в жизни сообщества и в то же время обеспечивать возможность такого участия. Если уж проблемы развития связаны с реализацией человека как личности, они должны учитывать и будущее цивилизации» [21 ].

Проблемы экологической устойчивости, обеспечения равновесного природопользования практически не отделимы от проблем экономической, социальной и политической устойчивости как в глобальном, так и национальном аспектах. Более того, социально-политическая устойчивость выступает как непременное условие и предпосылка достижения не только экономической, но и экологической устойчивости, в силу чего проблематика устойчивого развития оказывается в эпицентре всех политических, идеологических и нравственных проблем современности. Концепция устойчивого развития стала предметом обсуждения не только ученых, но и писателей, журналистов. Причем сразу же обнаружилось глубокое расхождение позиций, доходящее порой до прямо противоположных оценок, связанных с идеологическими мотивами.

1.1.7. Определение понятия «устойчивое развитие»

Проведенный анализ позволяет лишь утверждать, что понятие «устойчивое развитие» обладает несомненной эвристической ценностью, сложным многоуровневым содержанием, которое, применительно к глобальным и национальным проблемам современности, включает широкий круг задач, и в частности, как было показано выше, задачу обеспечения равновесного природопользования, означающего сбалансированность естественных и антропогенных планетарных процессов, F-потоков и D-потоков, потребления и воспроизводства природных ресурсов. Поскольку человечество не может (или пока не способно) отказаться от потребления многих невозобновляемых ресурсов, такая задача неразрешима. Тем не менее возможно ее «условно корректное» решение, состоящее в минимизации потребления таких ресурсов до практически приемлемых объемов за счет всевозможной экономии и компенсации возобновляемыми или практически неисчерпаемыми ресурсами (например, вместо ископаемых и растительных видов топлива использо­вать энергию солнца, ветра, приливов, водородного топлива, а в перспективе — термоядерных реакций, фотонов и т. п.), а также за счет все более широкого распространения замкнутых симбиотических циклов, обеспечивающих естественное восстановление потребляемых ресурсов. При таком понимании вопрос об обеспечении потребностей будущих поколений при равновесном природопользовании решается автоматически, и его включение в определение устойчивого развития ста­новится избыточным.