Тема 7: «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (часть 2)
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Определить место А.Н.Радищева в истории русской литературы
- Раскрыть суть дискуссионных проблем изучения творчества Радищева.
Основные вопросы к теме:
1. Дискуссионные проблемы изучение книги А.Н. Радищева:
1.1 Проблема композиции
1.2. Проблема соотношения автора и повествователя.
1.3 Проблема творческого метода.
2. Книга Радищева в контексте творчества писателя:
2.1. Проза - «Беседа о том, что есть сын отечества». «Житие Федора Васильевича Ушакова». «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске». «Дневник одной недели».
2.2. Поэзия - «Вольность». «Ты хочешь знать...». «Журавли». «Осьмнадцатое столетие».
3. Литературно-эстетическая позиция Радищева («Путешествие...»,«Памятник дактилохореическому витязю»).
4. А.Н. Радищев в оценках А.С. Пушкина.
Методические рекомендации:
Познакомьтесь с биографией Радищева, составьте хронологическую схему жизни и творчества писателя, особо выделив 1790 год.
Литература:
1. Указанные разделы учебных пособий и хрестоматий.
2 Радищев А.Н. Стихотворения. - М., 1975.
3 Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М., 1969. Гл. X.
4. Орлов П. А. Русский сентиментализм. – М., 1977.
5. Пушкин А.С. О литературе (любое издание)
Тема 8: Проза Н.М. Карамзина
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Общая характеристика жизни и этапов творчества Карамзина.
- Рассмотреть Карамзина как теоретика и писателя русского сентиментализма.
Основные вопросы к теме:
1. «Письма русского путешественника» Карамзина:
1.1 История создания и опубликования. Жанр.
1.2 Европа в изображении писателя.
1.3 Приемы повествования. Образ путешественника.
1.4 Проблемы изучения книги.
2 Просветительская проблематика очерка «Фрол Силин, благодетельный
человек»
3 Анализ повести «Наталья, боярская дочь» (по кн. Федорова В.И. и Орлова
П.А.)
4 Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Выделите приемы романтической поэтики.
5 Неоклассицизм в прозе Карамзина («Марфа Посадница, или Покорение Новгорода). Тема новгородской республики в русской литературе
6 Карамзин – историограф
Методические рекомендации:
Познакомьтесь с книгой Карамзина «Письма русского путешественника», подберите иллюстративный материал для характеристики европейских стран по следующей схеме: национальный характер, политическое устройство государства, природный ландшафт, культура. Подготовьтесь к текстовому контролю (вопросы 2 - 5).
Литература:
1. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника (любое издание)
2. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий
3. Орлов П.А. Русский сентиментализм – М., 1977
4. Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979. С.94 – 117
Тема 9: «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Определить литературно-эстетическую позицию Карамзина по статье «Что нужно автору?».
- Определить черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».
Основные вопросы к теме:
1. Поэтика заглавия повести. Ономастика Карамзина (имя персонажа)
2. Истоки повести. Карамзин и Руссо
3. Новый принцип в изображении чувства в повести Карамзина. Функция портрета, жеста, детали. Линия Лизы в повести
4. Новый принцип в изображении характера. Линия Эраста в повести
5. Психологическая функция пейзажа. Приведите примеры
6. Личностное начало в сентиментализме. Поэтика диалога. Роль авторских отступлений. Автор и читатель.
7. Анализ элементов «карамзинского слога» в повести
8. Особенности русской сентиментальной повести
Методические рекомендации:
Составьте хронологию жизни и творчества Карамзина. Сделайте выписки из повести «Бедная Лиза» и научной литературы, необходимые для анализа произведения.
Литература:
1 Карамзин Н. М. «Бедная Лиза» (научное издание)
2 Указанные разделы учебных пособий
3 Орлов П. А. Русский сентиментализм – М., 1977
4 Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть - М., 1979
5 Ковалевская Е. Г. Анализ текста повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
//Язык писателей XVIII века – Л., 1981
Тема 10: Литературно-теоретические манифесты русских писателей 18 в.
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Определить основные каноны классицизма
- Определить литературно-эстетическую позицию Карамзина по статье «Что нужно автору?».
- Определить основные черты «просветительского реализма»
Основные вопросы к теме:
1 «Эпистола о стихотворстве» Сумарокова - эстетический кодекс русского классицизма. Сравните с трактатом Н.Буало «О поэтическом искусстве» (общие черты и черты различия).
2 Жанры русского классицизма. Приведите примеры. Классицистические пародии И. А. Крылова («Каиб», «Подщипа»).
3 Статья Н.М. Карамзина «Что нужно автору?» - манифест русского
4 сентиментализма.
5 Жанры русского сентиментализма. Приведите примеры.
6 Дискуссия о «просветительском реализме» в литературоведении.
Методические рекомендации:
Повторите материал по классицизму и сентиментализму. Изложите письменно содержание «Эпистолы о стихотворстве Сумарокова». Подберите иллюстративный материал к жанрам русского классицизма и сентиментализма с кратким комментарием. Составьте конспект статьи Карамзина «Что нужно автору?», подтвердите материал статьи примерами.
Литература:
1 Сумароков А. П. Эпистола о стихотворстве (хрестоматия)
2 Карамзин Н. М. Что нужно автору? (хрестоматия)
3 Москвичева Г. В. Русский классицизм – М., 1986
4 Крылов И. А. Каиб. Подщипа. (хрестоматия)
5 Орлов П.А. Русский сентиментализм - М.,1977
6 Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979
[1] Учебным планом практические занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП