Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «Обществонедение : гражданин, общество, государство» : 5 кл. Пособие для учителя / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградник. Н. И. Городецкая и др.; Под ред. Л. Ф. Ивано (стр. 13 из 23)

Важно, чтобы ребята поняли, что со временем люди научи­лись определять величину вложенного труда и ценить не только сложность выполняемых трудовых операций, но и общественное значение результатов труда.

Во-вторых, труд может иметь материальную и моральную оцен­ку. Учителю важно разъяснить значение обеих оценок, как для участников труда, так и для получения желаемых результатов ра­боты.

Чем, кроме денег, можно оценить труд? Когда благодар­ность людей важнее денег? Почему трудовые заслуги людей отмечают почетными наградами?

А существует ли труд без расчета на вознаграждение? Как можно назвать такой труд?

Предметом размышлений могут служить материалы рубрики «Поэтическое слово», которая знакомит учащихся с басней Л. Н. Толстого «Старик и яблони». Учителю важно донести эти­ческий пафос басни, раскрыть значение бескорыстного труда человека.

Особого внимания на уроке заслуживает разговор о труде на общее благо, его влиянии на самого человека. Имеет значение осознание учащимися в ходе обсуждения того, что их посильный труд на общее благо уже сейчас, а не только в будущем, — су­щественный вклад в улучшение окружающей жизни (своей се­мьи, села или города, страны в целом).

Следующий раздел параграфа «Богатство и бедность» помо­гает осмыслить эти полярные социальные явления.

Разговор полезно начать с проблемного вопроса: что явля­ется богатством?

Обсуждение многообразия ответов учащихся позволит подве­сти их к выводу, что богатство — это все то, что ценят люди, что является значимым для них.

Положение о различных целях и средствах достижения богат­ства целесообразно проиллюстрировать примерами из знакомых учащимся сюжетов сказок, кинофильмов, рассказов. Полезно на­помнить, что отрицательные цели и средства достижения богат­ства, как правило, приводят и к отрицательному результату. Сто­ит вспомнить, например, двух героинь сказки «Морозко». Одна из них бескорыстно помогала по дому, попав в терем Мороза Ивановича. Именно за доброту наградил Морозко трудолюбивую девушку. Зато вторая сестра, позарившись на богатство, желая получить его как можно больше, осталась ни с чем, когда ее сверкающие на солнце «драгоценности» растаяли. Другие анало­гичные примеры приводят сами учащиеся.

Существенная часть работы на уроке — обсуждение таких дискуссионных вопросов, как: что является источниками бо­гатства для человека? Как стать богатым?

Можно предложить учащимся высказаться по этим вопросам, помочь обобщить их мнения, привести дополнительные примеры или вопросы, кроме имеющихся в пособии.

Стоит обратить внимание пятиклассников на то, что самым надежным источником богатства является труд, а само богатст­во — результат личных усилий, а не чудо, свалившееся с небес. Справедливая оплата честного труда — вот самый надежный путь к достойной жизни. Люди веками стремились победить нужду. Удавалось это там, где талант и трудолюбие соединялись с упорством и инициативой.

Может ли богатый человек исправить жизнь бедного или устранить причины бедности?

Последний вопрос является наиболее трудным для понимания пятиклассников, здесь нужна помощь учителя. Конечно, благо­творительность не может исправить чужую жизнь, а только не­много улучшить ее. Человек в отличие от животного не обходится удовлетворением только необходимых потребностей (еда, сон и т. п.). К, сожалению, не может он и полностью уст­ранить причины такого социального зла, как бедность. «Пода­вать легко, гораздо труднее сделать подачку излишней», — пи­сал Генри Форд. Он, в частности, предлагал деньги, вложенные в благотворительность, затратить на расширение производства (это увеличит количество дешевых товаров, создаст новые рабо­чие места для безработных) и тем самым поднять общее благо­состояние.

Один из путей борьбы с нуждой — это разбудить самостоя­тельность и активность самого человека для обеспечения своего благополучия.

Еще один способ разбогатеть — это открыть свое дело, при­носящее доход (заняться предпринимательством).

Важно обратить внимание учащихся на то, что это отнюдь не легкий способ, требующий от организатора не только знаний и умений, но и определенных личностных качеств (инициативность, самостоятельность в принятии решений, способность к риску, от­ветственность и др.). Можно предложить учащимся привести зна­комые примеры организации собственного дела, обсудить состав­ляющие его успеха.

Многие люди, сумевшие разбогатеть благодаря своему талан­ту, активности, умению организовать свой труд и труд других лю­дей, свои средства расходовали на общее благо. Отсюда и поня­тие благотворительность. Далее уместно обсудить с ребятами, как они понимают это слово, какую пользу приносит бла­готворительность самим благотворителям.

В результате учащиеся подводятся к выводу о том, что бла­готворительность, не устраняя причины бедности, необходима для улучшения жизни нуждающихся в ней, если последние по каким-либо причинам не могут обеспечить себе достойное существова­ние.

«Богатство обязывает» — этот принцип и традицию русских купцов полезно разъяснить на примерах из жизни российских ме­ценатов в историческом и современном контексте. Примеры мож­но найти в учебнике, в дополнительной литературе или исполь­зовать материалы рубрики «Жил на свете человек».

Специальная рубрика кратко знакомит с известными русски­ми меценатами братьями Сергеем Михайловичем и Павлом Ми­хайловичем Третьяковыми. Для раскрытия темы особенно значи­мы сведения об источниках богатства семьи Третьяковых, позволившего заниматься благотворительностью и меценатством.

Братья родились в Малоярославце в купеческой семье. Их дед Захар Елисеевич — московский купец 3-й гильдии — в 1828 г. уст­роил в Москве заведение по окраске и крахмалению холста и пару­сины. Отец Михаил Захарович — московский купец 2-й гильдии — вел торговлю полотном из своих лавок, в 1846 г. купил и в 1847 г. перестроил для торговли «Всенародные, дворянские и семейные мужские и женские бани» в Якиманской части Москвы. Унаследовав де­ло отца, братья развивали операции по закупке льна, его переработ­ке и продаже текстильных изделий. В 1860 г. они учредили торговый дом для продажи изделий из льна, хлопка и шерсти, а в 1866 г. — товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры. Совмест­но с другими предпринимателями Павел Михайлович выступил учре­дителем Московского купеческого банка (1866), Московского торго­во-промышленного товарищества (1874), нескольких других крупных фирм. Третьяковы составили крупное состояние (4,4 млн р.), имели недвижимость (5 домов в Москве), ценные бумаги. Они собирали кар­тины и основали коллекцию, которую Павел Михайлович передал Москве.

Материалы рубрики «Жил на свете человек» помогают под­вести учащихся к пониманию тезиса о том, что в основе богат­ства лежит многолетний, кропотливый труд, а также проиллюст­рировать положение учебника — «материальное богатство меценатов помогало сохранять духовное богатство».

Глубже обсудить проблему богатства и бедности, донести до учащихся разницу между понятиями духовное богатство и ма­териальное богатство учителю поможет обращение к литера­турным примерам, жизненным ситуациям. Например, предложи­те учащимся (возможно индивидуальное опережающее задание) познакомиться с рассказом И. С. Тургенева «Два богача» и от­ветить на вопросы: кому и зачем нужна благотворитель­ность? Только ли богатые могут быть милосердными?

Завершит разговор по теме раздела обсуждение проблемного вопроса: кого можно считать бедным и каковы причины бед­ности?

Учитель помогает обобщить мнения учащихся и подводит их к важному выводу. Труд не только основа жизнедеятельности че­ловека, важнейшая его потребность, но и условие его благосо­стояния и благополучия.

Завершить работу с текстом учебника можно обсуждением за­даний рубрики «В классе и дома».

Так, задания 1, 2, 3 предназначены для домашней работы и направлены на самостоятельное расширение знаний учащихся. Выполнение же заданий 5 и 6 полезно включить в канву урока, рассматривающую цели и средства достижения богатства. А вы­полнением задания 4 можно завершить урок.

Задача рубрики «Учимся трудиться и уважать труд» и второ­го практикума — научить учеников работать со знаниями: уметь применять, расширять и дополнять их, находить новые связи, рассматривать в новых контекстах.

Поэтому следующий этап работы — обсуждение и овладение правилами успешной организации труда, которые сформулирова­ны с опорой на русские народные пословицы. Можно сначала предложить пятиклассникам объяснить смысл той или иной пословицы, а затем организовать деятельность по усвоению пра­вила.

Реализовать принцип деятельности на уроке учителю помогут известные в педагогической практике методические и организа­ционные приемы: работа в группах по выполнению заданий, учеб­ный мозговой штурм, решение творческих задач и т. п.

Приведем несколько примеров реализации такого подхода.

Правило 2. «Поспешишь — людей насмешишь». Оно позво­ляет обсудить умение планировать свой труд с учетом времени и сил на его выполнение. Это обсуждение строится на основе са­мостоятельной работы учеников. Группы учащихся (5—8 чело­век) получают одно и то же задание. До Нового года осталось 3 дня, вашему классу поручили выпустить праздничную га­зету. Обсудите и предложите план выполнения этого за­дания с учетом имеющегося времени и сил на его выполне­ние.

Результат работы может быть представлен на проверку учи­телю, или представитель группы раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.

Правило 7. «Есть терпенье, будет и уменье». Необходимость настойчивости и терпения в достижении цели можно обсудить на примере рассказа В. А. Сухомлинского «По капле».