Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «Обществонедение : гражданин, общество, государство» : 5 кл. Пособие для учителя / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградник. Н. И. Городецкая и др.; Под ред. Л. Ф. Ивано (стр. 19 из 23)

Что касается права граждан на обращение в государственные органы, то это могут быть и жалобы на ущемление их прав, и предложения по общим государственным вопросам.

Следующий вопрос темы — обязанности гражданина. Целе­сообразно проверить понимание обязанностей, названных в учеб­нике, поставив вопросы: в чем значение обязанности граж­данина соблюдать Конституцию, законы РФ? Почему необходимо, чтобы каждый платил установленные государ­ством налоги? В чем состоит связь права гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанности гражда­нина сохранять природу? В чем состоит значение обязан­ности гражданина защищать свое Отечество? Почему не­обходимо, чтобы каждый бережно относился к памятникам истории и культуры?

Изложенные в Российской Конституции права и обязанности в равной степени относятся ко всем гражданам России.

Следующая часть темы урока посвящена порядку приобрете­ния гражданства. В учебнике названы два из числа возможных оснований приобретения гражданства. Первое — по рождению, от родителей, которые являются гражданами России. Второе — в результате приема в гражданство по заявлению. В 5 классе вряд ли следует более подробно освещать вопросы приобретения гражданства, предусмотренные Законом РФ «О гражданстве». Важно только подчеркнуть, что гражданством нужно дорожить: по сравнению с негражданами, находящимися на территории Рос­сии, только граждане наделены правами в сфере осуществления политической власти; Российское государство гарантирует защи­ту и покровительство своим гражданам, находящимся за его пре­делами.

Последнюю часть содержания темы по ее значению для вос­питания учащихся можно считать первой. Она основана на ин­теллектуальном и эмоциональном восприятии такого качества гражданина, как гражданственность (хотя сам термин граждан­ственность на уроке может и не вводиться). Учитель опира­ется на теоретическое понятие гражданственность, охватыва­ющее комплекс политических, социально-психологических и мо­рально-нравственных качеств гражданина. Речь здесь идет не о правовой только лишь связи гражданина и государства, а о чер­тах гражданина как активного участника общественно-политиче­ской жизни своей страны, своего государства. На этом уроке формируется первичное представление о гражданственности.

Название урока «Гражданин — Отечества достойный сын» не означает, что любой человек, имеющий гражданство, является достойным сыном Отечества. Это, скорее, идеал гражданина, пред­ставление о том, каким он должен быть. Слово достойный в словаре В. И. Даля раскрывается как «стоящий, заслуживаю­щий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требова­ниями правды, чести». Достойный человек — это человек ува­жаемый, ценимый.

Фрагмент из произведения Н. А. Некрасова как раз и пока­зывает, как не должен относиться гражданин к своей Родине. От­вечая на вопрос: как должен относиться гражданин к свое­му Отечеству? — учащиеся называют качества, противопо­ложные тому, что у Некрасова выражено словами «холоден ду­шой»: достойный гражданин переживает за свое Отечество, бо­леет душой за него.

Рубрика «Жил на свете человек» позволяет оценить творче­ство Некрасова с позиции гражданственности.

На вопрос: был ли Н. А. Некрасов достойным граждани­ном России? — желателен ответ, подкрепленный аргументами. Некрасов болел за свою страну, свой народ, он думал о буду­щем России, верил, что Россия преодолеет все испытания, ко­торые выпадут на ее долю.

Пятиклассникам предлагается вопрос на установление связи между понятиями гражданин и патриот. Вывод: достойный гражданин — это патриот своей Родины.

Стихотворные строки Ю. Яковлева побуждают учащихся по­думать о своем будущем, к которому нужно готовиться сегодня. Этому поможет рубрика «Учимся быть достойными гражданами». Если первые два совета учат воспитывать гражданское отноше­ние к своей стране, то два следующих относятся к поведению. На это важно обратить внимание пятиклассников.

Целесообразно поставить вопрос: а что доброго для других людей, для страны могут сделать дети?

Хорошо, если будут приведены факты, показывающие, что дей­ствительно полезного делают школьники (не считая, конечно, добросовестного выполнения своего главного дела — учебы). Это могут быть примеры участия в благоустройстве школьной терри­тории, помощи престарелым и инвалидам, сбора учебников и письменных принадлежностей для чеченских детей и другие об­разцы достойного поведения школьников.

Эффективность изучения темы возрастет, если дополнить по­знавательную деятельность детей соответствующей социальной практикой, т. е. общественно-полезными делами, дающими опыт достойного гражданского поведения.

§ 14. МЫ - МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД

Тема включает ряд фундаментальных для нашего сознания и морали гуманистических идей: мы — многонациональный народ; мы — единый народ; национальность не является ни заслугой, ни недостатком человека; к каждой национальности нужно отно­ситься с уважением.

Все идеи взаимосвязаны. Говоря о многонациональности на­шей страны, учитель обосновывает мысль о том, что мы — рос­сияне — единый народ. На «плечах» этих идей строится разго­вор о национальности, вводятся идеи об отношении человека к людям своей национальности и к людям другой национальности.

Особая идейная нагрузка составляет специфику данного уро­ка. Сама тема наций и межнациональных отношений относится, как известно, к числу не только объективно сложных, но и весь­ма деликатных. Урок, конечно, не требует какой-то особой ме­тодики. Однако дети должны постоянно чувствовать исходящие от учителя взаимность, доброжелательность, уважение, понима­ние. Сам учитель обязан твердо придерживаться гуманистиче­ских позиций, уметь их обосновывать, отстаивать, убедительно .защищать. Такая позиция, безусловно, передается детям, служит для них образцом.

Знания по истории России, которые уже имеются у пятикласс­ников (программа начальной школы), являются опорой в изуче­нии нового материала.

Примерный план изучения материала

1. Многонациональный народ России.

2. Культура России — культура ее народов.

3. Россия — новая родина.

4. Что такое национальность.

Оборудование урока

Карта Российской империи, на которой показаны территории и названы народы, вошедшие в состав России.

Текст Конституции Российской Федерации.

После повторения по вопросам рубрики «Вспомни» рекомен­дуем обратиться к тексту Конституции РФ и прочитать слова, которыми она начинается: «Мы, многонациональный народ Рос­сийской Федерации...» Затем состоится беседа по вопросам: объ­ясните, почему эта фраза стоит самой первой в главном законе нашей страны. Какое это имеет значение? Как вы понимаете ее смысл?

Выслушав ответы, целесообразно дать классу задание прочи­тать в учебнике первые четыре абзаца в разделе «Мы — дети разных народов, мы — один народ», а также рассмотреть карту из учебника истории. Ставятся примерно такие вопросы: что означают слова «многонациональный народ»? Чем вы под­твердите, что наша страна многонациональна? Какие мож­но сделать выводы, изучив карту? Какой народ был осно­вателем и главным строителем нашего огромного государства?

Выслушав ответы учащихся, учитель кратко разъясняет мысль об исторической и культурной миссии русского народа, его роли II качестве созидателя страны, сплотившего ее народы в единый народ, в единое государство. В результате проделанной работы пятиклассники будут подготовлены к ответам на вопросы, постав­ленные в конце раздела.

Вполне логично затем перейти к вопросу о многонациональ­ности российской культуры.

Разъяснив, что вместе с русской культурой национальные куль­туры народов России составляют великое духовное богатство на­шей Родины, учитель предложит классу перейти к конкретным примерам того, как складывается многонациональная культура. Этот момент работы представляется очень важным как в плане просвещения, так и в плане воспитания, поскольку включается механизм эмоционального познания.

Лучше, если дети сами прочтут в учебнике текст, где приве­дены стихи Гамзатова, и ответят на вопросы, поставленные к сти­хам.

Затем учащиеся читают материал о творчестве Степана Эрьзи.

Степан Дмитриевич Нефедов (Эрьзя) родился в 1876 г. в семье мордовского крестьянина в деревне Баево Симбирской губернии. В наши дни в этой деревне создан дом-музей Эрьзи.

К профессиональному обучению приступил поздно, в 25 лет. Но природная одаренность была столь велика, что он смог быстро ов­ладеть основами мастерства. В 1902—1907 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерской талантливого педагога Сергея Волнухина. Как и многие начинающие скульпторы, испытал сильное влияние выдающегося русского ваятеля Павла Тру­бецкого (1866—1938).

После разгрома русской революции 1905—1907 гг. Степан Нефе­дов уехал в Европу, где прожил почти 7 лет. Весной 1907 г. он при­езжает в Италию, учится у великих мастеров эпохи Возрождения. Именно здесь мордовскому крестьянину Нефедову суждено было про­славиться под псевдонимом, взятым в честь своего родного наро­да, — Эрьзя. В 1909 г. в Венеции он впервые принимает участие в Международной художественной выставке, которая не только принес­ла успех молодому художнику, но и способствовала росту авторите­та русского искусства за рубежом. В 1910 г. Эрьзя едет в Париж, где посещает ателье великого Родена, успешно осваивает опыт новой французской скульптуры. За годы, проведенные в Европе, молодой художник начал формироваться как мастер, освоил технику работы с классическим скульптурным материалом — мрамором.

Вернувшись в 1914 г. в Россию, он увлекся новым для себя ма­териалом — деревом. В русской скульптуре настоящим «открывате­лем» дерева был Сергей Коненков. Эрьзя был вдохновлен его рабо­тами и талантом, начал осознавать и осваивать природную красоту и оригинальность древесины.