Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «Обществонедение : гражданин, общество, государство» : 5 кл. Пособие для учителя / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградник. Н. И. Городецкая и др.; Под ред. Л. Ф. Ивано (стр. 20 из 23)

В 1926 г. он едет в Париж, где была организована его персональ­ная выставка. И с этого времени почти всю свою жизнь он странст­вовал по миру. Из Европы в 1927 г. Эрьзя попадает в Аргентину. Именно здесь он встречает дерево, которое идеально соответство­вало его требованиям к материалу. Это — субтропическое дерево ке-брачо, необычайно твердое, с выразительным рисунком и широкой гаммой цветовых оттенков. Особый эффект создавал контраст необ­работанного дерева с тщательно отшлифованной поверхностью. Имен­но в этом материале Эрьзя создал свои самые лучшие произведе­ния, которые внесли огромный вклад в развитие русской и мировой скульптуры и сделали его крупнейшим художником XX столетия.

Вернувшись через 23 года, в 1950 г., он привез на родную зем­лю свои замечательные произведения. Однако в течение нескольких лет после возвращения он не имел возможности показывать свои ра­боты зрителю: жестокие идеологические установки тоталитарного ре­жима отвергали свободное и независимое творчество мастера. Лишь после смерти Сталина он в 1954 г. все-таки сумел организовать пер­сональную выставку в выставочном зале на Кузнецком Мосту. Эта вы­ставка стала поистине легендарной. Зрители были потрясены и изум­лены новым искусством, которое многие годы создавал вдали от родины их соотечественник.

Умер Эрьзя в Москве в 1959 г., похоронен на родной мордов­ской земле, в городе Саранске. Там же создан Мордовский музей изобразительного искусства его имени, где основу экспозиции со­ставляют работы гениального скульптора.

Раздел «Россия — новая родина» можно изучать разными пу­тями.

Вариант 1. Учитель вначале характеризует различные пути, которые приводили людей разных национальностей в Россию, и рассказывает о том, как складывалась их дальнейшая судьба. За­тем класс обращается к разделу «Жил на свете человек» и зна­комится с романтической судьбой пушкинского прадеда Абрама Ганнибала. Разговор подкрепляется знакомством со скульптурным портретом Ганнибала.

Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал — «арап Петра Великого», негр по крови, прадед (по матери) Пушкина. В его биографии мно­го невыясненного. Сын владетельного князька, родился в Эфиопии. На восьмом году жизни похищен турками и привезен в Константино­поль, откуда примерно в 1705—1706 гг. русский посол привез его в подарок Петру I, любившему «редкости и курьезы». Петр крестил ара­па, и с тех пор тот был неотлучно при царе и сопровождал его во всех походах. В 1716 г. поехал с Петром за границу и остался во Франции учиться в Инженерной школе. Проучившись полтора года, поступил во французскую армию, воевал и был ранен. В 1723 г. вер­нулся в Россию и служил инженер-поручиком бомбардирской роты, где капитаном был сам Петр. После смерти Петра стал в оппозицию Меншикову, за что в 1727 г. был отправлен в ссылку в Сибирь. Слу­жил в Томске и Тобольске, а в 1730 г. переведен капитаном в Инже­нерный корпус, где и числился до увольнения в отставку в 1733 г. С воцарением Елизаветы вернулся в 1740 г. на государственную служ­бу и пошел в гору. Дослужился до чина генерал-аншефа, награжден имениями. Окончательно вышел в отставку в 1762 г., а умер в 1781.

Обладал природным умом и выказал недюжинные способности как инженер. По преданию, помог Суворову избрать военную карье­ру, убедив отца отдать сына в армию.

Женат был дважды, первый брак — неудачный. Вторым браком был женат на немке Кристине Шеберг. У них было шестеро детей. Его старший сын — Иван Абрамович Ганнибал — стал морским офицером, был участником Русско-турецкой войны 1768—1774 гг., отличился в битве под Чесмой и при взятии крепости Наварин, ос­новал крепость Херсон и так же, как отец, стал генерал-аншефом (умер в 1801 г.).

Дочь другого сына — Осипа Абрамовича (Надежда Осиповна) — была матерью Пушкина. Иван Абрамович стал ее опекуном, после то­го как отец бросил семью.

О своем происхождении Пушкин упоминал в стихотворениях «К Юрьеву», «К Языкову», «Воспоминания в Царском Селе», «Моя родо­словная», а также в незаконченном историческом романе «Арап Петра Великого», в примечаниях к 1-й главе «Евгения Онегина», ав­тобиографических записках.

Вариант 2. Можно начать прямо с рассказа о судьбе Ганни­бала, причем текст раздела небольшой и вполне доступен для са­мостоятельного прочтения учащимися. После чтения обсуждают­ся вопросы, поставленные в конце раздела. Ответы на вопросы станут мостиком к дальнейшему разговору о путях, приводивших иностранцев в Россию, и об их судьбах на новой родине.

Итогом работы станет вывод о том, что наша родина росла и пополнялась людьми разных национальностей и мы, россияне, конечно, не представляем одной нации. Однако все мы состав-пяем один многонациональный народ России и у нас единая судьба.

Этот вывод хорошо подкрепляется философскими стихами Ф. И. Тютчева, приведенными в рубрике «Поэтическое слово». Рекомендуем учителю пояснить, что в этом стихотворении поэт и художественной форме передает спор двух противоположных сторон о том, какими путями можно «скрепить» (сохранить, со­ставить) единство. Одна сторона — некий оракул (т. е. прори­цатель, предсказатель — здесь чувствуется скрытая ирония автора) считает, что «спаять» единство можно только «железом и кровью», иначе говоря, только путем насилия. Другая сторона — «мы» (к ней, очевидно, принадлежит сам поэт) утверждает, что сделать это можно любовью, т. е. путем добра, доброго отно­шения.

А завершаются стихи фразой, которую можно понять и как вопрос, и как утверждение — «а там увидим, что прочней...» Тон этой фразы говорит, что сам поэт уверен в силе любви.

Прокомментировав таким образом содержание стихотворения, учитель предложит классу применить мысли поэта о единстве к отношениям между нациями — какое национальное единство будет более прочным: спаянное насилием или любовью?

При изучении раздела «Что такое национальность» можно сразу предложить классу прочитать в учебнике первый абзац и ответить на вопрос: что такое национальность?

Затем целесообразно учителю самому объяснить современный взгляд на вопрос о том, кто должен определять национальность человека и по каким признакам. В сильном классе можно пред­ложить учащимся прочитать следующие два абзаца и самим от­ветить на поставленные вопросы.

При любом варианте организации работы можно завершить ее постановкой вопроса: почему национальность не является ни заслугой человека, ни его недостатком?

Поиск ответа на этот вопрос является одним из идейных цен­тров урока.

Ход рассуждений, в которых учитель окажет помощь пяти­классникам, может быть примерно таким. Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также от той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутрен­ним, духовным.

Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит ста­вить себя в положение глупца, к тому же оскорбляющего дру­гих людей. Унижать или возвышать какую-либо нацию — дело глупое и оскорбительное. Нет на свете плохих или хороших на­ций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

Безусловно, у человека может быть чувство гордости за свой народ, культуру, родину. Такие чувства мы называем патриоти­ческими. Это прекрасные, высокие чувства, ибо они основаны на любви. Поэтому настоящий патриотизм не может стать поводом для оскорбления других народов. В противном случае это уже не патриотизм, а шовинизм, от которого недалеко и до фашизма.

Личная заслуга каждого из нас измеряется только тем, что мы сумеем создать своим трудом и своим талантом.

При изучении заключительного раздела «Учимся уважать лю­дей любой национальности» педагог, отметив, что существуют

правила, которые точно говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности, может организовать комментиро­ванное чтение четырех правил, приведенных в учебнике. В ходе этой работы делаются записи: учителем на доске, учащимися в тетради.

Вариант. Учитель может заранее подготовить плакат с правилами, вывесить его на доске и организовать обсуждение. В ходе работы учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

§ 15. ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ

Основная задача темы — на доступном уровне подвести уча­щихся к пониманию того, что значит быть добрым человеком.

В коротком вводном сообщении учитель может отметить, что слова добро, добрый, доброта связаны между собой, потому что идут от одного корня — «добро».

Примерный план изучения материала

1. Что такое добро. Кого называют добрым.

2. Доброе — значит хорошее.

3. «Золотое правило морали».

О добре в русском языке масса поговорок и пословиц. Мно­гие из них учащимся, конечно, известны. Учитель предлагает их вспомнить. Очевидно, прозвучат такие: «от добра добра не ищут»; «кто добро творит, тому Бог отплатит»; «худо тому, кто добра не делает никому»; «час в добре побудешь, все горе забудешь»; «кто живет в добре, тот ходит в серебре»; «много желать — добра не видать»; «за худом пойдешь, добра не найдешь»; «в ком добра нет, в том и правды мало»; «бедного обижать, себе добра не желать»; «доброе имя дороже богатства» и т. д.

Важно не ограничиваться перечислением пословиц и предло­жить ребятам раскрыть смысл хотя бы нескольких из них. Это и станет прологом более основательного разговора о добре.

Начать изучение текста учебника можно со сказки о Счаст­ливом Принце. Учитель рассказывает ее сам и затем проводит беседу. Смысловой центр сказки — признание Ласточки в том, что ей совсем не холодно, хотя уже началась зима. И ответ Прин­ца: «Это потому, что ты сделала доброе дело».