Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к учебнику «Обществонедение : гражданин, общество, государство» : 5 кл. Пособие для учителя / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградник. Н. И. Городецкая и др.; Под ред. Л. Ф. Ивано (стр. 21 из 23)

Здесь заключен основной смысл не только сказки, но и все­го урока: добро — это когда делаешь что-то полезное, когда по­могаешь другим. Добро — это конкретное дело. К тому же до­бро делать приятно, это согревает душу.

К этим мыслям учащиеся подводятся постепенно, путем бе­седы, которая строится на основе вопросов, поставленных в кон­це сказки.

Ход рассуждений примерно такой: Принц заплакал потому, что ему наконец-то открылась правда. Раньше, при жизни, он на­слаждался привычными дворцовыми развлечениями и был впол­не счастлив, но счастье оказалось иллюзорным, ведь он ничего не знал о подлинной жизни своего королевства, скорби и нище­те народа. Картина, которая открылась ему сверху, когда он уже был статуей, пронзила его сердце. Испытанное потрясение стало началом нового состояния: в нем родилось сострадание. А вме­сте с ним и искреннее желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по-настоящему счастливым.

Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполни­лась жалости, увидев, что Принц плачет, и узнав причину его страданий. Она стала искренне помогать ему, хотя, безусловно, рисковала жизнью. И сделав доброе дело, почувствовала прилив тепла.

Это примерный ход рассуждений, каждый учитель может вы­строить свой вариант. К тому же содержание сказки на самом деле сложнее и глубже, и нам удалось передать лишь неболь­шую ее часть. Учителю полезно прочитать ее всю.

Вариант. Можно разыграть небольшую сценку, где в роли Принца выступит мальчик, а в роли Ласточки девочка. Ведущим может быть сам учитель. Сценку нужно подготовить заранее, мо­жет быть, сделать рисунки. Затем проводится общая беседа по указанным выше вопросам.

Беседа создает возможность для обобщения и углубления пред­ставлений о добре. Учитель обратит внимание класса на то, что добрыми могут быть чувства. Какие добрые чувства вы може­те назвать?

Выслушав ответы (любовь, сочувствие, сострадание, благо­дарность, симпатия и т. д.), учитель говорит, что добрыми могут быть дела. Важно предложить классу привести свои примеры добрых дел, а затем спросить: почему утверждают, что от хороших чувств следует переходить к хорошим делам?

Рассуждения о добре помогут перейти к разговору о реаль­ных творцах добра. Учитель предлагает классу обдумать вопрос: кого мы называем добрым? Но с ответом советует не торо­питься и вначале познакомиться с одной человеческой судьбой. Затем учитель рассказывает об академике Сахарове. Чтобы не перегружать детей новыми фактами, не стоит приводить до­полнительные сведения. В учебнике достаточно материала, что­бы на этой основе провести беседу по вопросам, которые даны в конце раздела «Жил на свете человек». Беседа позволит вы­явить главные черты доброго человека: совестливость, добрая во­ля, сострадание и, конечно, добрые дела, конкретная помощь лю­дям, защита тех, кто в этом нуждается. В ходе беседы ученики могут рассказать о тех добрых людях, которых они встречали в жизни.

Важно не забыть спросить детей: почему у них сложилось такое мнение? Пусть анализируют собственные впечатления.

Андрей Дмитриевич Сахаров— физик-теоретик, общественный деятель, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда (1953, 1956, 1962), лауреат Государственной (1953) и Ленинской (1956) премий, Нобелевской премии мира (1975), народный депутат СССР (1989).

Родился в 1921 г. в Москве. Его мать, Екатерина Алексеевна, дво­рянского рода, получила образование в привилегированном москов­ском Дворянском институте. Отец, Дмитрий Иванович, был извест­ным преподавателем физики, автором учебников, задачников, научно-популярных книг, увлекался искусством, прекрасно играл на рояле. Русская культура родителей, лишенная какого бы то ни было национализма, естественно впитавшая общемировую культуру, оказа­ла на Андрея Дмитриевича большое влияние.

Школу и физический факультет МГУ он окончил с отличием. Бы­ло это в 1942 г., шла война с фашизмом, и Сахарова отправили ин­женером на военный завод. Там он сделал целый ряд изобретений и написал свои первые научные работы. После войны, в 1945 г. стал аспирантом Физического института Академии наук, а его научным ру­ководителем (а позже и близким другом) был крупнейший русский физик И. Е. Тамм, впоследствии академик и лауреат Нобелевской премии. Вместе с Таммом Сахаров стал одним из ведущих разра­ботчиков управляемой термоядерной реакции. За выдающиеся науч­ные достижения в возрасте 32 лет (1953) был избран академиком АН СССР.

По его собственному признанию, в 1953—1958 гг. общественно-политические взгляды Сахарова претерпели значительную эволюцию. Участие в разработке и осуществлении термоядерных испытаний по­родило осознание глубоких моральных проблем. К концу 50-х гг. Са­харов стал активно выступать за прекращение или ограничение ис­пытаний ядерного оружия, из-за чего у него возникли первые противоречия с партийно-государственным руководством СССР.

Как ученый он продолжает активно трудиться и делает выдаю­щиеся научные открытия в области элементарных частиц, гравитации и космологии. Наряду с научной активизируется и его общественная деятельность. К середине 60-х гг. относятся его первые обращения в защиту репрессированных людей. В эти же годы он выступает с получившими всемирную известность работами.

Это «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и ин­теллектуальной свободе» (1968), в которых Сахаров утверждал, что главные угрозы человечеству связаны с противостоянием социализ­ма и капитализма. Это термоядерная война, голод, экологическая и демографическая катастрофы, дегуманизация общества, расизм, на­ционализм, тоталитарные (диктаторские, террористические) режимы. Альтернативу Сахаров видел только в демократизации и демилита­ризации общества, в утверждении интеллектуальной свободы, соци­альном и научно-техническом прогрессе, сближении двух систем.

В его Нобелевской лекции «Мир, прогресс и права человека» (1975) с предельной ясностью сформулирована концепция необходимости соблюдения прав человека и глубокой связи этой пробле­мы с проблемой сохранения мира на Земле.

Сегодня эти идеи стали привычными, но одним из первых сфор­мулировал их именно Сахаров. Подобное свободомыслие, да еще и публикация работ на Западе, вызвали бешеное озлобление властей. Сахарова отстранили от секретной работы, а после его протеста про­тив ввода советских войск в Афганистан (1980) лишили всех наград и сослали в Горький, где он прожил почти 7 лет. Но сломить Андрея Дмитриевича было невозможно. С 70-х гг. защита прав человека, за­щита жертв политических репрессий выходят для него на первый план. Последние 20 лет жизни Сахаров посвящает активной право­защитной деятельности. И даже ссылка не останавливает его. При этом почти все свои сбережения он отдает Красному Кресту на стро­ительство больниц.

Полученную в 1975 г. Нобелевскую премию мира Сахаров считал огромной для себя честью.

Портрет Сахарова был бы неполным, если не сказать о его же­не и друге Елене Георгиевне Боннэр, которая оказывала мужу огром­ную поддержку. Участница войны с фашизмом, награжденная орде­нами и медалями, она вместе с мужем участвовала в правозащитном, движении и вместе с ним подвергалась преследованиям и травле. Мужество этой женщины помогало им выстоять в самые мрачные го­ды общественного остракизма и гонений. Стоит подумать, ради ка­ких целей шли эти люди на жертвы. Ведь не корысти или тщеславия ради. Их цели всегда были высокими — мир, справедливость, закон­ность.

В 1986 г. Сахаров и Боннэр были возвращены из ссылки и про­должили свою многогранную общественную деятельность. В 1989 г. Андрей Дмитриевич стал народным депутатом СССР. И вокруг него сплотились передовые силы нашего общества. Им был предложен проект новой Конституции страны, который оказал большое влияние на всенародно принятую в 1993 г. Конституцию Российской Федера­ции. Но Сахаров уже не дожил до этого момента: он скончался 14 декабря 1989 г.

Работа над рубрикой «Картинная галерея» непосредственно обращена к эмоционально-образной сфере ребенка, и учителю придется выступить в роли искусствоведа. Здесь дана репродук­ция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». По сво­ей глубине эта картина — целый роман. Чтобы учащиеся хотя бы отчасти могли ее понять, необходимо тщательно разъяснить, в чем суть изображенного момента.

Сюжет взят из Нового Завета. В Евангелии от Луки (глава 15, стих 11) изложена Притча о блудном сыне.

Нецелесообразно зачитывать текст притчи в классе, посколь­ку она включает несколько сюжетных линий, и это может от­влечь пятиклассников от основной задачи. А задача состоит в том, чтобы вызвать у детей состояние сопереживания, помочь

проникнуться чувствами, которые охватили героев картины — отца и сына — в момент их встречи.

Учитель рассказывает, что человек, стоящий на коленях перед стариком, — это и есть блудный сын. Далее учитель объясняет, что слово блудный здесь означает «заблудший, сбив­шийся с пути». А почему, учащиеся поймут из дальнейшего рас­сказа.

Когда-то сын потребовал долю своего наследства. Вряд ли это обрадовало отца, но он отдал сыну часть имения. Сын забрал свою долю и вскоре ушел «в дальнюю сторону». Там он повел разгульную жизнь и быстро расточил свое имение. Когда же он прожил все и стал так нуждаться, что чуть было не умер с го­лоду, ему пришлось наняться свинопасом. И рад он был даже той похлебке, которую давали свиньям. Придя в себя, сын ре­шил вернуться к отцу, покаяться перед ним. Отец сжалился над ним, они обнялись. Этот момент изображен на картине.

После рассказа учитель может предложить школьникам рас­смотреть репродукцию картины и постараться ответить на вопро­сы: какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец? Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?

Очень важно ввести в вопросы выражение «кроме радости встречи», чтобы не спровоцировать однозначные ответы. Нужно побудить учащихся к более глубоким размышлениям. Учитель по­может им разобраться в чувствах героев. Безусловно, сын испы­тывает радость встречи, но вместе с тем его мучают угрызения совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сотво­рил, просит простить его, готов исправиться, загладить свою ви­ну и т. д. Отец жалеет сына, его сердце полно состраданием, он готов забыть его грехи и простить.