Делается вывод: все это и есть добрые чувства, и они открывают путь к добрым поступкам.
В хорошо подготовленном классе можно «озвучить» роль отца. В библейской притче рассказано, что, встретив сына, отец воскликнул: «...Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся...»
Важно обдумать сказанное отцом. «Пропал и нашелся» — это понятно. Но что значит «был мертв и ожил»? Помогая классу, учитель объясняет, что отец имел в виду не физическую смерть сына. Значит, речь идет о духовной, моральной смерти сына, который погряз в разгульной жизни и расточил добро, нажитое трудом отца. Но в конце концов он понял, что вел себя подло, раскаялся, попросил прощения. И душа его ожила.
В рубрике «Поэтическое слово» приводится фрагмент «Грузинской песни» Б. Окуджавы. Можно прочитать стихи и побеседовать по вопросам, поставленным в задании к стихам. Учащиеся охарактеризуют лирического героя как человека доброй души.
Вариант напрашивается сам собой: послушать песню в исполнении самого Булата Шалвовича Окуджавы или в исполнении группы бардов. Конечно, к этому варианту нужно заранее подготовиться, дать задание ученику или группе учеников подготовить магнитофон, пленку, записи. В заключение проводится беседа.
После эмоциональной паузы уместно перейти к размышлению о «золотом правиле морали». Если учитель четко объяснит, в чем содержание и основной смысл правила, почему люди так высоко ценят его (весь этот материал имеется в учебнике), то класс будет вполне подготовлен к ответу на вопросы, поставленные в конце раздела.
Затруднение может вызвать, пожалуй, только последний вопрос: почему «золотое правило» делает нас равными перед моралью?
В этом случае учитель поясняет, что мораль — это правила доброго поведения, а главное правило морали четко объясняет нам, в чем состоит доброе поведение («поступай по отношению к другому...»). Но вот вопрос: кто должен соблюдать это правило? Все? Или для кого-то оно делает исключение? Вот ты, например, должен его соблюдать, а ты не должен? Нет, конечно, ни для кого из нас мораль не делает исключения. Ее правила обращены ко всем одинаково. Вот почему мы говорим, что все мы равны перед требованиями морали.
Итог занятий подводит рубрика «Учимся делать добро». Можно написать эти слова на доске и затем спросить: с чего начинается доброта? Выслушав учащихся, учитель говорит, что на этот вопрос есть только один правильный ответ — с заботы о близких (следует обязательно похвалить тех, кто дал такой же или близкий к нему ответ).
А в заключение с опорой на текст учебника формулируются «Три правила заботы о близких». Правила записываются на доске.
Школьникам предлагается их запомнить и постараться выполнять. Учитель отмечает, что правил может быть и больше, но с этих трех надо начинать свои добрые дела.
§16. БУДЬ СМЕЛЫМ
Учителю, приступающему к подготовке данного урока, важно учитывать некоторые существенные аспекты такого явления, как страх. Несмотря на то что страх — вечный спутник человека, в настоящее время многие специалисты в различных областях знания полагают, что страх — характерная черта современной эпохи. Феномен страха имеет несколько измерений — биологическое, социальное, психологическое, культурное, историческое. В жизнедеятельности человека страху принадлежит двоякая роль. С одной стороны, он подавляет личность, парализует ее активность, вызывает болезненное состояние психики. Но этим функция страха не ограничивается. С другой стороны, он выступает своеобразной средой, в которой разворачивается творческая деятельность человека, когда ситуация опасности заставляет мобилизовать весь потенциал, чтобы найти выход из ситуации, вызвавшей страх.
Страх представляет собой аффективное состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности. Человек может испытывать страх по самым разным причинам и поводам, а иногда и без причины. Если человеку бывает страшно в связи с реальной опасностью, то страх оправдан. Он играет роль внутреннего сигнализатора или информатора, мобилизующего резервные внутренние силы на борьбу с опасностью.
Но существует и страх, связанный с неосознаваемыми причинами. Чаще всего такой страх называют тревогой или тревожностью.
Итак, страх носит как деструктивный, так и конструктивный характер, что зависит не только от объективных условий, но и от внутреннего мира человека, его ценностных ориентации, воли, целеустремленности. Можно сравнить страх с болью, которая сигнализирует о неполадках в организме. Человек без страха подобен калеке: он теряет способность замечать опасность. В этом случае человек становится уязвимым перед обстоятельствами. Но в отличие от боли страх на уровне психики отображает внешние угрозы и опасности, побуждает человека искать причины и противодействовать им.
Безусловно, чувство страха свойственно любому человеку с нормальной психикой. А вот преодоление страха есть результат гражданского самовоспитания человека, развития личной ответственности за последствия своих поступков, дел и слов.
Примерный план изучения материала
1. Что такое страх.
2. Что такое смелость.
3. Нужна ли смелость в борьбе со злом.
Можно рекомендовать на первом уроке изучить вопрос 1 плана, а вопросы 2 и 3 — на втором.
Оборудование уроков
Заготовленные заранее карточки с заданиями учащимся. Аудиозапись песни В. Высоцкого «Страшно, аж жуть».
Первый урок можно начать с фронтальной беседы.
Чего, по твоему мнению, боятся люди?
Ответ хотелось бы получить от каждого ученика. Для этого предложите пятиклассникам отвечать в определенной последовательности. Но если кто-то из ребят затрудняется или не хочет показать свои страхи, можно предложить ему пропустить свою очередь отвечать.
Какие синонимы есть у слова «страх»?
Это задание можно предложить выполнить по вариантам. В этом случае появляется дополнительный стимул назвать как можно больше синонимов. Доска делится на две части (два варианта), в каждой из которых ученики могут записать свои синонимы. Учитывается, в каком столбике будет записано больше слов.
(Примерный перечень синонимов в помощь учителю: испуг, ужас, боязнь, опасение, тревога, кошмар, трепет, жуть.)
Затем можно сравнить ряд синонимов каждого варианта с предложенным в учебнике, отметить тех ребят, которые активно участвовали в выполнении задания.
Какие пословицы и поговорки о страхе вы знаете?
Пословицы о страхе и смелости
Смелость силе воевода.
Отвага — половина спасения.
Смелый приступ — половина победы.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Волков бояться — в лес не ходить.
Семь бед — один ответ.
У страха глаза как плошки — не видят ни крошки!
Глаза страшатся, а руки делают.
Либо пан, либо пропал.
Риск — благородное дело.
На всякую беду страху не напасешься.
На смелого собака лает, а трусливого рвет.
Один со страху помер, другой ожил.
Кто смел, тот два съел, да и подавился.
Обобщая сказанное учащимися в этой части урока, учитель обращает их внимание на многозначность и сложность этого чувства, а также на разнообразие его проявлений. Объединяет все проявления страха то, что это достаточно сильное чувство и что чаще всего со страхом связаны неприятные ощущения или переживания.
Материал рубрики «Обсудим вместе» может быть использован по-разному.
Вариант 1. Проблемное обсуждение до чтения текста учебника того, что такое страх. В этом случае важно выслушать мнения ребят, после этого предложить им чтение учебника («Что такое страх»). Затем пятиклассники отвечают на вопрос: что нового о страхе вы узнали из прочитанного фрагмента учебника?
Вариант 2. Сначала чтение учебника, а потом в качестве закрепления — обсуждение задания рубрики «Обсудим вместе»: а как ты мог бы определить, что такое страх?
В этом случае мнения пятиклассников дают материал для определения понятия страх.
Рубрика «Путешествие в прошлое» предназначена для расширения кругозора учащихся, углубления межпредметных связей с курсом истории, литературы, изобразительным искусством).
Для закрепления изученного в этой рубрике можно предложить вопросы:
Как люди в мифах древности объясняли происхождение
страха?
Как ты можешь объяснить «родственные связи» страха и ужаса с войной, ссорами, раздорами?
Что такое фобии?
Можно ли говорить, что есть люди, незнакомые со страхом?
Всегда ли страх вреден?
Эмоциональное восприятие страха в момент стихийного бедствия дает работа с рубрикой «Картинная галерея», где помещена репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», и вопросами к ней.
Карл Брюллов учился живописи с раннего детства: сначала дома — несколько поколений семьи Брюлло (или Брилло — так звучала эта фамилия, позднее переделанная на русский лад) были художниками, — ас 1809 по 1821 г. в Петербургской академии художеств.
Еще в 1827 г. Брюллов посетил раскопки античного города Помпеи, который был погребен под толстым слоем лавы и пепла во время извержения вулкана Везувий в 79 г. до н. э. Полотно «Последний день Помпеи» (1830—1833) стало самым известным произведением мастера. Мотив катастрофы, неистовства сил природы, эффектное грозовое освещение — все это характерно для романтической идеи господства рока и стихии над человеком. В картине нет главного героя. Все персонажи написаны в академическом духе: их позы красивы и величественны, они похожи на античные статуи, волнение и ужас отражаются лишь на лицах. Среди многочисленных охваченных паникой героев картины выделяется фигура художника, несущего ящик с красками, — это автопортрет Брюллова, который изобразил себя в роли участника трагедии.