Эта история произошла в Индии. Житель одной индийской деревни нашел трех волчат и... ребенка. Пойманный «волчонок» кусался, рычал, царапался, скулил, проявляя признаки поведения животного. Крестьянин и его семья, в которой стал жить Балу (что переводится как «медведь», «медвежонок»), стали ухаживать за мальчиком, стараясь сделать из него человека. Но из этого ничего не вышло: Балу ел только сырое мясо, передвигался на четвереньках, по ночам выл, как волк.
Человек-волчонок прожил среди людей девять лет, но так и не стал человеком: не научился говорить, едва откликался на свое имя. Он не смог приспособиться к человеческому обществу и умер.
Известны и другие случаи, когда воспитателями детенышей человека становились медведи, леопарды и даже павианы.
Этот материал дает возможность обсудить вопрос: что нужно ребенку для того, чтобы он развивался как человек?
В качестве подсказки можно предложить учащимся рисунки, иллюстрирующие детские игры-потешки, общение матери и ребенка, совместный труд в семье, игры детей-сверстников и др. Вывод, который получится в результате обсуждения, может быть отражен в схеме, которую школьники воспроизводят в тетрадях.
Чтобы стать человеком, ребенку необходимо
воспитываться с рождения среди людей
слушать и понимать человеческую речь, общаться с взрослыми
заниматься разнообразной деятельностью самостоятельно и со сверстниками (гулять, играть, трудиться)
В качестве домашнего задания можно предложить составить небольшой рассказ на тему «Чем человек отличается от животного?» и проиллюстрировать его. Рисунки и текст учебника позволят выполнить это задание всем ученикам, независимо от уровня их подготовки.
Одной из задач изучения этой темы является подведение учащихся к пониманию ценности жизни как великого чуда. Пятиклассники должны ответить на вопрос: «Зачем человек рождается?»
Конечно, глубокого ответа на этот непростой вопрос от пятиклассников ждать не приходится, но они уже должны пытаться объяснить такие высказывания, как «бесцельно прожитая жизнь», «человек — творец своего счастья», «эгоизм и себялюбие не приносят радости и счастья», «прожитая жизнь оценивается человеческими поступками» и др. Уместно обсудить значение слов, приведенных в учебнике: «Все прекрасное на Земле — от солнца, и все хорошее — от человека» (М. Пришвин) и «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность...» (А. де Сент-Экзюпери).
Частью урока является беседа о возрастной периодизации человека. Рисунки учебника позволяют интересно организовать этот разговор, выслушать мнение разных учеников о проблеме. Очень важно, чтобы учитель не спешил оценивать высказанные суждения, позволил учащимся обсудить разные мнения, в том числе и ошибочные. Это важно не только потому, что в споре рождается истина, но и для поддержания инициативы, творчества, самостоятельности школьников, их желания участвовать в диалоге. Дети этого возраста достаточно легко поддаются воздействию и под влиянием доказательств откажутся от собственной неправильной (или неточной) идеи, но это будет их выбор, а не результат авторитарного давления учителя.
Вопрос о том, как на Земле появился человек, как он развивался и становился похожим на современного, один из наиболее интересных для учащихся, изучающих в начале учебного года в курсе истории первобытное общество. Работа на эту тему может стать небольшим «исследовательским проектом» как для домашней, так и для внеурочной деятельности. Например, дети, разделившись на группы, готовят материал для выставки «Как развивалась жизнь на Земле» или «Каким был человек в разные исторические эпохи». Есть школы, в которых работают «детские издательства». С помощью старшеклассников, владеющих компьютером, учащиеся готовят интересные журналы для дополнительного чтения. Один из номеров такого журнала посвящается, например, изучаемой теме и состоит из небольших рассказов учащихся о происхождении человека, его развитии, особенностях внешнего вида, трудовой деятельности, его быте и культуре. Такая работа не только расширяет кругозор детей, но и закладывает интерес к изучению истории общества, поскольку предполагает работу с историческими источниками, справочниками, энциклопедиями.
Особую воспитательную ценность несет обсуждение последнего периода жизни человека — старости. Конечно, дети еще не могут в полной мере осознать особенности этой части жизни, поэтому в учебнике приводится рассказ о знакомом детям человеке — К. И. Чуковском. Идея текста такова: благополучная старость зависит не только от самого человека. Чтобы пожилые люди не чувствовали себя ненужными и одинокими, им необходимо помогать, проявлять знаки внимания, заботиться о них. Их общение с молодыми, взаимопонимание и сочувствие продлевают жизнь и поддерживают хорошее самочувствие. Можно предложить учащимся поделиться своим опытом общения с бабушками, дедушками, прабабушками, прадедушками, пусть дети расскажут, как им помогают, о чем разговаривают, чему от них учатся.
Вариант. Работа с материалом учебника на темы «Детство», «Старость» может быть организована в группах. Дети объединяются по интересам и в течение 10—12 минут готовят на основе текста учебника краткие сообщения.
План работы может быть таким:
а) объединение учащихся в три небольшие группы и совместное чтение и обсуждение текста;
б) постановка вопросов по данной теме классу (предложение высказать свое мнение);
в) ответы на вопросы, возникшие у слушателей;
г) подведение итогов и их фиксация в рабочих тетрадях.
Урок может закончиться работой с рубрикой «Картинная галерея». Приведенная в учебнике репродукция «Все в прошлом» еще раз подтверждает мысль о том, что в старости особенно нужно внимание молодых. На картине две женщины, можно предположить, что одна из них богатая, знатная, но уже всеми забытая помещица, а другая — ее служанка. Когда-то богатый особняк нынче заброшен, уже никто не приезжает сюда, две старухи скромно доживают свой век. Становится ясно, почему художник назвал картину «Все в прошлом».
Всем классом можно обсудить и высказывания выдающихся людей прошлого века. Вот как проходила эта часть урока в одной из школ г. Пензы.
Учитель. Кто из вас читал произведение «Маленький принц»? Кто помнит имя автора этой чудесной сказки?
Алеша. Я читал, мне очень нравится эта сказка, она учит людей доброте.
Марина. В этой сказке есть такие слова: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Значит, отвечаешь за кого-то, заботишься о ком-то, помогаешь кому-то.
Учитель. Вы замечательно сказали! Антуан де Сент-Экз-пери говорил: «Быть человеком — это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».
А вот что сказал известный вам писатель Л. Н. Толстой: «Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже». Как вы думаете, эти слова двух известных людей помогают нам узнать, зачем человек рождается и живет, какая ответственность лежит на человеке?
Оля. Мне кажется, что раз человек родился, то он должен отвечать за все, что делается на Земле. Если горе где-то, или война, или землетрясение произошло — кто должен помогать? Конечно, все люди!
Учитель. Тогда будет меньше горя и болезней, если мы будем думать не только о себе, но и о других.
Сережа. А тот, кто думает только о себе, называется эгоист. Правильно?
Учитель. Да!
Подобное обсуждение поможет детям неформально выполнить домашнее задание рубрики «В классе и дома».
Домашнее задание к уроку предполагает ответы на вопросы для самопроверки и выполнение заданий к § 1.
Можно предложить учащимся опережающее задание — подобрать примеры из истории, которые иллюстрируют отношение людей к другим людям. Можно попросить кого-либо из учащихся подготовить небольшое сообщение о князьях Ярославе Мудром и Ярополке.
§ 2. ЧЕЛОВЕК И ДРУГИЕ ЛЮДИ
Урок посвящается обсуждению проблемы взаимоотношений человека с другими людьми.
Примерный план изучения материала
1. Как относиться к людям по-человечески.
2. Как люди общаются.
3. Бывают ли люди бесчеловечными.
Оборудование урока
Два листа белой бумаги (ватман), набор цветной бумаги.
Урок можно начать с проверки задания и обсуждения рубрики «Путешествие в прошлое», которая дает портреты двух славянских князей — В. Мономаха и Ярополка. В процессе обсуждения правил взаимоотношения между людьми особенно важно, чтобы дети поняли следующее:
• человек не может жить без общения с другими людьми. Но общение требует соблюдения определенных правил: уважение к собеседнику, умение выслушать его, считаться с мнением другого человека, не навязывать своего мнения;
• при общении нужно следить не только за собственной речью, но и за жестами, потому что обидеть могут не только слова, но и резкие жесты.
Большой интерес вызывает у школьников обсуждение стихотворения Э. Мошковской «Такая, в общем, история». Главная мысль этого произведения состоит в том, что неграмотная, некультурная речь человека мешает общению и вызывает отрицательные эмоциональные реакции — непонимание, нежелание вести разговор и пр. Обсуждая стихотворение, уместно поговорить о современном подростковом сленге, о том, как отсутствие культуры речи снижает общий уровень культуры общества. Пятиклассники должны понять, что правильно говорить — это не личное дело каждого, а проявление культуры общества.
Часть урока может быть посвящена разговору о необходимости сдерживать свои эмоции и отрицательное отношение к собеседнику. Чтобы избежать нравоучений, учитель предлагает различные игровые приемы: диалог двух людей, разыгрывание сценок, игру «Догадайся» и др. Так, дети еще не вполне владеют правилами общения с незнакомыми людьми, стесняются позвонить в какое-либо учреждение, не умеют пригласить в гости, поздравить с праздником или днем рождения, проявить внимание к другому человеку. Конечно, кое-какой опыт у них имеется, но его углубление и систематизация не помешают. Например, учитель предлагает детям поговорить друг с другом по телефону. Одни школьники берут на себя роли «больного» и «дежурного» «Скорой помощи», другие — узнают в справочном бюро о прибытии поезда (самолета), третьи — поздравляют близких (друзей, соседей) с праздником и т. п.