Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных руководителей, консультантов ппс использование развивающих игр и игровых упражнений в работе с учащимися в рамках (стр. 3 из 7)

Берутся наугад три слова. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова. Можно менять падежи, дополнять предложения другими словами.

«улица», «книга», «фартук»

«мяч», «небо», «цветок»

«очки», «сумка», «велосипед»

Игру можно усложнить, если предложения с тремя словами будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ. По очереди ребята называют свои фразы, учитывая требование «держать» в уме общий замысел группового рассказа. При этом в каждом из предложений разрешается использовать не все три заданных слова, а два из них. Например, может быть придуман следующий рассказ: «Девочка шла по улице и несла книгу, завернутую в фартук. Вдруг книга упала, фартук испачкался, а девочка заплакала. На улице было много народа, девочка вытерла слезы, подняла книгу и снова завернула ее в фартук. Она пришла с улицы домой, выстирала фартук, почистила книгу».

Упражнение 2. «Поиск общего»

Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существенных признаков.

Вариант 1: «тарелка», «лодка».

Вариант 2: «дерево», «дом».

Вариант 3: «солнце», «рубашка».

Вариант 4: «самолет», «ложка».

Примеры стандартных ответов по варианту 1: «Лодка и тарелка имеют углубление», «В лодку и тарелку можно налить жидкость».

Пример оригинальных ответов: «Лодка и тарелка – изделия человеческих рук», «Лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды».

Упражнение 3. «Исключение лишнего слова»

Предлагаются три слова, выбранных наугад. Необходимо оставить два слова, для которых можно выделить общий признак. Лишнее слово надо исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова.

Вариант 1: «собака», «помидор», «солнце».

Вариант 2: «вода», «ветер», «стекло».

Вариант 3: «машина», «лошадь», «заяц».

Вариант 4: «стул», «пень», «квартира».

Пример традиционного ответа по варианту 2: «Вода и стекло прозрачные, поэтому следует исключить ветер». Пример оригинального ответа: «Вода и ветер – предметы, обладающие внутренней способностью к движению, поэтому следует исключить стекло, поскольку оно статично». Относительно каждого варианта необходимо получить не менее 4 ответов.

Для старшеклассников игру можно усложнить. Ответы различных участников или команд могут быть конкурирующими, составляющими логическую оппозицию. Например, если по варианту 2 в первом ответе объединены слова «вода» и «стекло» (по признаку прозрачности), то второй ответ должен быть построен так, чтобы обязательно разъединить эти два слова. Так, он может быть следующим: «ветер и стекло объединены по признаку ситуации (ветер бьет в стекло дома), а «вода» исключается. Конкурирующий ответ может быть также другим: объединены «вода» и «ветер», а исключено слово «стекло» (по признаку природное – искусственное).

За счет такой модификации игры активизируется соревнование между отдельными участниками или командами, которое оживляет игру и создает условия для интенсивного развития взаимоотношений ребят.

Упражнение 4. «Поиск аналогов»

Называется какой-нибудь предмет. Необходимо найти как можно больше предметов, сходных с ним по различным признакам (внешним и существенным). Можно систематизировать признаки на основе общего применения; материала, из которого изготовлены предметы; отнесения предметов к одному классу и т.п.

Вариант 1 : «вертолет».

Вариант 2: «кукла».

Вариант 3: «земля».

Вариант 4: «арбуз».

Пример по варианту 2: «кукла» - «погремушка», «плюшевый мишка» (игрушки); «кукла» - «чашка», «тарелка» (фарфор); «кукла» - «телефон», «футляр» (пластмасса).

Для развития речи школьников полезно предложить им описать названные предметы или придумать маленькие рассказы, в которых эти предметы будут задействованы в «главных ролях».

Упражнение 5. «Поиск противоположных предметов

Предлагается слово, обозначающее предмет. Необходимо назвать как можно больше предметов, противоположных этому слову – по назначению, внешнему виду, существенным признакам, материалу, из которого изготовлен предмет.

Вариант 1: «дом».

Вариант 2: «человек».

Вариант 3: «полено».

Вариант 4: «страна».

Например, по варианту 2 к слову «человек» подбираются такие слова, как «животное» (противоположность по уровню интеллектуального развития), «камень» (противоположность по критерию «живой-неживой» природы), «ребенок» (противоположность по возрасту) и др.

Ответы должны быть обязательно дополнены обоснованием и аргументацией, почему они отвечают так, а не иначе. Например, к слову «человек» подобрано слово «животное». Попросите ребят объяснить, на основе каких логических оснований можно фиксировать противоположность этих слов. Если называется только одно обоснование, спросите, нельзя ли найти какой-либо аргумент. Так, связку «человек» - «животное» можно обосновать следующим образом: «Человек говорит, пользуется развитой речью, а животное – нет», «человек создает искусственную среду обитания, а животное живет в соединении с естественной природой, «Человек осваивает космос, а животное тесно связано с землей» и т.п.

Упражнение 6. «Поиск предметов по заданным признакам

Задается определенный признак, необходимо подобрать как можно больше предметов, обладающих заданным признаком.

Следует начать с признака, отражающего внешнюю форму предмета. Например, признак «круглый», «прозрачный» и др., а затем перейти к признакам, отражающим назначение предметов, реализуемое движение, отношение и т.п.

Признак внешней формы Признак назначения предметов Признак движения

Вариант 1: «круглый» «пища» «поднимание тяжести»

Вариант 2: «прозрачный» «транспорт» «передвижение»

Вариант 3: «жесткий» «инструменты для физ. труда» «закрывать что-либо»

Вариант 4: «горячий» «усиление звука» «выключить что-либо»

Например, к признаку, отражающему внешнюю форму, могут быть подобраны следующие слова по варианту 3: «жесткий» - дерево, металл, характер, ритм и т.п. К признаку назначения предметов: «инструменты для физического труда» - топор, молоток, лопата, рубанок и др.

Если вы замечаете, что ребята подбирают неправильные ответы, сразу зафиксируйте ошибку, чтобы игра не стала стихийной, когда участники называют любые случайные слова и почти не размышляют.

Упражнение 7. «Поиск соединительных звеньев»

В качестве игрового задания предлагаются два предмета, не связанных между собой. Необходимо назвать 2-3 предмета, находящихся между первым и вторым и составляющих как бы переходный мостик между ними. Переходные предметы должны быть связаны между собой и заданными словами логическими связями. Если таковые не являются очевидными, участники должны специально обосновать наличие такой связи.

Вариант 1: «лопата», «автомобиль».

Вариант 2: «шкаф», «завод».

Вариант 3: «ножницы», «трава».

Вариант 4: «котенок», «озеро».

Например, по варианту 2 могут быть следующие ответы: «шкаф» - пиджак (висит в шкафу) – человек (носит пиджак) – «завод» (человек ходит работать на завод в пиджаке); «шкаф» - дерево (материал для шкафа) – болты (необходимы для сборки шкафа) – «завод» (на нем сделаны болты); «шкаф» - рабочая спецовка (висит в шкафу) – цех (в цеху в шкафу висят рабочие спецовки) – «завод» (цех находится на заводе).

Игру можно усложнить, предлагая задание составить логическую цепочку из слов не «спереди – назад», а «сзади – наперед». Например, по варианту 1: «автомобиль» - «лопата».

Можно попробовать также новую организацию групповой работы. Предлагаем Вам следующую схему занятия. Учитель называет первое слово, например, «лопата». Первый ученик ищет второе слово, логически не связанное с первым словом. Затем второй школьник называет третье слово, не связанное со вторым, но все же двигаясь в направлении к конечному слову «автомобиль». Третий участник называет четвертое слово, логически не связанное с третьим, но ориентируясь на то, чтобы цепочку слов закончить словом «автомобиль». И, наконец, четвертый участник называет слово, непосредственно связанное со словом «автомобиль». Пятому участнику ничего не остается, как называть последнее слово «автомобиль».

В такой игре количество шагов не нормируется, длительность словесной цепочки зависит от того, насколько быстро сами ребята будут двигаться по направлению к последнему слову. Это движение может быть быстрым и состоять из трех слов, но может быть медленным и содержать десять и более переходных слов.

Упражнение 8. «Способы применения предмета»

Задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Можно называть способы из реальной жизни и способы придуманные, фантастические. В последнем случае, однако, следует обязательно сформулировать обоснование к предлагаемому способу применения.

Вариант 1: «книга».

Вариант 2: «автомобиль».

Вариант 3: «помидор».

Вариант 4: «дождь».

Например, по варианту 3 могут быть названы способы из реальной жизни: помидор можно скушать, сделать из него салат, добавить в борщ, сделать из него томатный сок, положить растительную маску из помидора на лицо и т.д. Из фантастических способов можно назвать: «Из огромного помидора можно сделать жилище», «Выжать помидор и сварить из сока красную краску», «Засушить помидор и сделать шляпу».

Можно предложить игрокам описать ситуацию, возникающую при реализации фантастического способа применения заданного предмета: как можно жить в жилище из помидора, как прорубить окно, какую мебель поставить внутри комнаты и проч.

Упражнение 9. «Поиск определений»

Называется какой-либо предмет. Участники игры должны придумать к нему определение, включающее существенные признаки. Несущественные признаки называть запрещается.