Вариант 1: «дырка».
Вариант 2: «ветер».
Вариант 3: «глаза».
Вариант 4: «характер».
Например, по варианту 4 ответ может быть следующим: «характер отражает индивидуальные и психологические особенности человека».
Необязательно, чтобы участник назвал сразу полное определение предмета, можно составить коллективный ответ из двух или нескольких определений. Правильное определение может придумать школьник в тот момент, когда он услышит неправильное от своего партнера по игре (по механизму логической оппозиции).
Со старшеклассниками игру можно разнообразить, если предмет задается для одной команды в отсутствие другой. Цель игры в этом случае состоит в том, чтобы по определению, составленному первой командой, вторая команда отгадала задуманный предмет.
В ходе игры, когда вторая команда предлагает обоснованные ответы, первая должна аргументировано отказываться от ошибочных и случайных решений. Если будут обсуждены все варианты решений, а правильное так и не будет найдено, первая группа должна назвать задуманный предмет и обосновать, почему не было получено правильных ответов от второй команды.
Упражнение 10. «Выражение мысли другими словами»
Задается несложная фраза. Необходимо предложить несколько вариантов предложений, в которых заложенная в первоначальной фразе мысль будет передана при помощи других слов.
Вариант 1: «Нынешнее лето будет теплым».
Вариант 2: «Девочка гуляет по улице».
Вариант 3: «Я прочитал интересную книгу».
Вариант 4: «Ракета улетела далеко от Земли».
Например, по варианту 1: «В самые длинные каникулы каждый день будет жарким».
Игру можно совместить с игрой в мяч. Ребята встают в круг и, перебрасывая мяч друг другу с указанием имени партнера, называют фразы. Например, Слава бросает мяч Сереже и говорит: «Сережа! Нынешнее лето будет теплым». Сережа ловит мяч, обдумывает ответ и кидает мячик Свете: «Света! В самые длинные каникулы каждый день будет жарким» и т.д. Подача мяча осуществляется не по кругу, а в случайном порядке.
В игру могут быть введены элементы психокоррекции, если вместе с переброской мяча будут обыграны следующие фразы.
Вариант 1: «Мама поругала сына за двойку».
Вариант 2: «Я рассердился на свою младшую сестренку».
Вариант 3: «Ученица опоздала в школу».
Вариант 4: «Я очень боюсь темноты».
Например, когда фраза по варианту 4 «Я очень боюсь темноты» перебрасывается в разных вариантах вместе с мячом и участники повторяют ее другими словами, используя новые выражения, «размывается» исключительность ситуации: все присутствующие как бы «не выходят вечером гулять», «любят утро и не любят вечер». Тот участник, который действительно боится темноты, попадает в компанию детей, также боящихся темноты, пусть это и проявляется в игре, в символических условиях. Разрывается связь «ребенок – страх», опасения и тревоги участника становятся предметом общей коллективной игры и высказываются открыто, вслух, легко и с улыбкой.
Упражнение 11. «Ситуация»
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения и развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.
Вариант 1: «Когда Гена шел по темному лесу, вдруг впереди он увидел яркий свет…»
Вариант 2: «Я проснулся среди ночи и увидел какое-то существо в углу комнаты…»
Вариант 3: «Лена позвонила подруге, но по телефону ей ответил незнакомый грубый голос…»
Например, по варианту 1 могут быть придуманы следующие причины: «На лесную поляну села летающая тарелка», «Впереди в лесу был пожар», «В лесу горел костер», «Впереди всходило солнце» и др.
Если вы поставили в игре не только цели развития мышления ребят, но и воспитания их характера, предлагаем Вам следующие ситуации.
Вариант 1: «Катя не успела выучить домашнее задание».
Вариант 2: «Стас прогулял урок».
Вариант 3: «Коля взял телефон своего друга без разрешения».
Вариант 4: «Леша пришел домой в 12 часов ночи».
Причины, названные ребятами, помогут Вам понять некоторые их поступки: почему они не учат уроки, прогуливают школу, берут чужие вещи, приходят поздно домой и др. В тех игровых моментах, когда школьники анализируют последствия развития заданных ситуаций, Вы можете сделать акцент на том, как реагируют другие люди на те или иные поступки ребят. Так, покажите им причины, почему учитель сердится, когда ученик прогуливает урок; почему волнуются родители, когда подросток или юноша приходит поздно домой с прогулки и т.п. Такие ненавязчивые обсуждения в игровой ситуации помогут Вам показать участникам, что необходимо предвидеть последствия своих поступков и в своем поведении следует соотноситься с реакцией окружающих людей.
Упражнение 12. «Заглавие»
Приготовьте небольшой рассказ объемом 12-15 предложений. Прочитайте рассказ и попросите участников игры придумать к нему заглавие так, чтобы в нем была отражена основная идея, передаваемая в тексте. Стимулируйте поиск названий, в среднем, к одному рассказу их должно быть найдено 5-7.
Игру можно усложнить. Предложите первой команде придумать маленький рассказ. Вторая команда формулирует к нему 5-7 названий. Затем команды меняются ролями.
Упражнение 13. «Сокращение»
Зачитывается короткий рассказ объемом 12-15 предложений. Участники игры должны передать его содержание «своими словами», используя 2-3 фразы. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное. К одному рассказу может быть придумано 3-5 сокращенных вариантов. Не разрешается допускать искажения смысла рассказа. За «чистотой» игры должны следить либо учитель, либо команда «арбитров». За каждое искажение ребята платят штрафные баллы (1 балл за одно искажение).
Способы улучшения памяти.
Коррекционная программа по формированию познавательной сферы.
Развитие активного словаря.
Выбор словесных ассоциаций не ограничивается. На услышанное слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (можно называть существительные, глаголы, прилагательные). Например: стол – комната, качается, большой.
1. Программа - 26. Ситуация –
2. Взаимоотношение - 27. Успех –
3. Характеристика - 28. Симпатия –
4. Самообразование - 29. Дежурство –
5. Век - 30. Тиран –
6. Верхолаз - 31. Спор –
7. Полководец - 32. Эгоизм –
8. Космос - 33. Слава –
9. Гласность - 34. Чтение –
10.Истоки - 35. Характер –
11.Согласие - 36. Разоружение –
12.Государство - 37. Честь –
13.Граница - 38. Демонстрация –
14.Перестройка - 39. Талант –