Конвенция в статье 1 определила, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста», за исключением тех случаев, когда по закону, который применяется к данному ребенку, совершеннолетие наступает раньше.
Важнейший принцип международного права - осуждение дискриминации - включен в Конвенцию и в отношении детей. В статье 2 говорится, что «Государства-участники уважают и обеспечивают права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации. В независимости от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств». Конвенция рекомендует принять все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации в связи со взглядами или убеждениями ребенка, его родителей, законных опекунов или иных членов семьи.
Конвенция (статья 3) настоятельно рекомендует государственным, частным учреждениям в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка во всех областях жизнедеятельности. Этот принцип относится к решениям судов, административных и законодательных органов, государственных и частных учреждений. Его осуществление считается одной из важнейших задач Конвенции.
Государства-участники обязуются обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия ребенка, принимая во внимание и уважая права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону (статья 5).
Статья 6 Конвенции признает, что каждый ребенок, как и любое человеческое существо, имеет неотъемлемое право на жизнь. И поэтому каждое государство-участник Конвенции обязано принять конкретные меры в целях создания условий обеспечения в максимально возможной степени выживания и здорового физического, умственного, духовного, нравственного, психологического и социального развития ребенка для подготовки его к самостоятельной жизни в обществе.
Конвенция знаменательна тем, что впервые проложила путь к признанию права ребенка на уважение его взглядов и права свободного выражения этих взглядов по всем затрагивающим его вопросам. В семейной и школьной жизни; при отправлении правосудия; при помещении в учреждения по уходу за ним и во время нахождения в них; при предоставлении убежища и т. д.
Конвенция признала право ребенка иметь и выражать свое мнение, право получать и передавать информацию в различных формах, не порочащих репутацию других лиц и не наносящих ущерб государственной безопасности, здоровью или нравственности населения, а также право ребенка на свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. В ней рекомендуется уделять должное внимание этим правам «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка» (статьи 12, 13, 14, 15).
Особое внимание в Конвенции уделяется гражданским правам и свободам, включающим право ребенка иметь имя и гражданство с момента рождения (статья 7) и сохранять индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи (статья 8). Ребенок имеет право на защиту личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от посягательств на честь и репутацию (статья 16).
Ребенок не может подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения и наказания (статья 37а). Конвенция предусматривает также, что ни смертная казнь, ни пожизненное заключение не могут назначаться за преступления, которые совершены лицами моложе 18 лет (статья 37а).
Большое внимание Конвенция уделяет семейному окружению ребенка и альтернативному уходу за ним, предусматривая право родителей руководить ребенком (статья 5) и ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка (статья 18, п.п. 1 - 2). Внимание уделяется случаям разлучения ребенка с родителями и воссоединения семей (статья 9 и 10), незаконному перемещению и невозвращению детей из-за границы (статья 11), проблемам по восстановлению содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка (статья 27, п. 4).
Особо оговариваются случаи, когда ребенок, лишенный временно или постоянно семейного окружения, или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства (статья 20), проблемы усыновления (статья 21).
В Конвенции широко представлен материал по социальной защите детей. Подчеркивается необходимость периодической оценки условий, связанных с попечением о ребенке (статья 25), пресечения грубого обращения и отсутствия заботы о ребенке, защиты его от всех форм физического и психологического насилия (статья 19). Государства-участники обязуются принять все меры для физического и психологического восстановления ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации, пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов (статья 39).
Особое место в Конвенции занимают статьи, касающиеся медицинского обслуживания и повышения жизненного уровня детей с целью обеспечения их выживания и здорового развития (статья 6. п. 2). Проблемам охраны здоровья и услуг в области здравоохранения посвящена статья 24. Социальному обеспечению, службам и учреждениям по уходу за детьми статьи 26 и 18. п. 3. Проблемам детей, неполноценных в умственном или физическом отношении статья 23. Конвенция признает право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития и ответственность семьи и государств-участников за обеспечение этого уровня (статья 27).
Должное внимание в Конвенции уделяется вопросам образования, включая профессиональную подготовку и ориентацию, с целью ликвидации невежества и неграмотности во всем мире (статья 28).
Конвенция признает за ребенком право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, а также заниматься искусством и участвовать в культурной и творческой жизни (статья 31).
В Конвенции можно выделить особые меры защиты детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях. Для детей - беженцев это решение проблем получения статуса беженца и надлежащей защиты, вытекающей из норм международного гуманитарного права (статья 22). Для детей в вооруженных конфликтах это вопросы физического и психологического восстановления (статьи 38, 39). Для детей в системе отправления правосудия по делам несовершеннолетних и детей, лишенных свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения в исправительное учреждение, это содействие их реинтеграции и выполнению ими полезной роли в обществе (статьи 37 и 40).
Конвенция рассматривает ситуации, в которых могут оказаться дети, подвергшиеся экономической эксплуатации, т.е. дети, выполняющие работу опасную для их здоровья, физического, умственного, духовного, морального и социального развития (статья 32). В этой же статье устанавливается возрастной ценз для принятия ребенка на работу, продолжительность рабочего дня и др.
Конвенция рекомендует необходимые меры защиты детей от незаконного употребления наркотических средств (статья 33) и от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34), а также от их похищения, торговли ими в любых целях и в любой форме (статья 35). При реализации этой статьи необходима координация с положениями других статей Конвенции, например, по усыновлению, трудовой и сексуальной эксплуатации и т. д.
Конвенция утверждает, что ребенку, проживающему в государстве, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, религией, обрядами и родным языком (статья 30).
Отличительная особенность Конвенции заключается в том, что она закрепляет только самые насущные права ребенка. Это как бы самый низкий стандарт в области прав ребенка, тот минимум прав, которые должен иметь каждый ребенок. Законы государств-участников могут и должны в большей степени способствовать осуществлению прав ребенка (статья 41).
II часть Конвенции посвящена учреждению Комитета по правам ребенка с соответствующими функциями, а также программе его деятельности (статьи с 42 по 45).
Поскольку Конвенция предусматривает энергичное распространение информации о соблюдении прав ребенка, государства-участники в своих отчетах Комитету по правам ребенка должны сообщать о принятых или планируемых мерах по пропаганде принципов и положений Конвенции, как для взрослых, так и для детей. Доводить содержание своих докладов об осуществлении положений Конвенции до сведения широкой общественности в своих странах.
Государства-участники должны стремиться расширять права своих детей, принимая дополнительные законы, развивающие и распространяющие идеи Конвенции. Это тем более важно, что не все международно-правовые документы известны даже служащим правоохранительных органов.
Поэтому крайне важно, чтобы национальное законодательство, включая кодексы, административные акты, должностные инструкции, было пересмотрено на предмет соответствия его положениям Конвенции и другим международным актам, упомянутым в ней и имеющим отношение к детям.
Пока же во многих странах, в том числе и в РФ национальное законодательство, долженствующее охранять интересы детей, не выполняется надлежащим образом, в том числе и потому, что лица, призванные исполнять законы, и дети, интересы которых охраняет эти законы, не знают элементарных конвенционных норм, касающихся прав детей.