Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к курсу «экология москвы и устойчивое развитие» для 10 классов средних общеобразовательных школ москва (стр. 6 из 13)

Вильям Джеймс, психолог

1. Упражнение «Приветствие».

Цель: в ходе игры актуализировать практический опыт невербальной коммуникации, дать участникам тренинга возможность рассмотреть на практике и проанализировать различные ситуации невербального общения.

Инструкция: Придумайте каждый свой собственный жест, которым вы хотели бы поприветствовать членов нашей группы. Теперь каждый по очереди встаёт, говорит приветствие группе и показывает свой жест. Вся группа повторяет этот жест.

Анализ упражнения

Все ли жесты понравились?

Какие чувства испытывали, если жест вам не нравился?

Все ли жесты повторили? Если «нет», то почему? Если жест не понравился, но повторили, то почему?

Все ли ребята проявили уважение к членам группы?

Чей жест понравился всем?

2. Мини-лекция «Выработка отношений»

В течение всей жизни человек постоянно сталкивается с различными людьми, предметами и явлениями. Он получает информацию об этом и дает определённую оценку, положительную или отрицательную. На основе этой оценки формируется определённое отношение к данному человеку, предмету, явлению. Без выработки какого-то отношения невозможно определиться в характере своих действий по отношению к новому объекту.

Как часто вы ловили себя на мысли о том, как вам не симпатичен человек, делающий что-то непривычное или неприличное, с вашей точки зрения. Довольно типичная картина – сидящие на корточках на автобусной остановке мужчины. Кого-то это может просто раздражать. Между тем, у тюрко-язычных народов, башкир, татар, казахов беседовать стоя по правилам традиционного этикета не принято. Мужчины, даже встретившись на улице, присаживаются на землю или на корточки.

«Этнические различия проявляются в том, как люди одеваются, как они едят, в их излюбленных позах, хотя все люди на земле одеваются, едят, стоят и сидят», – отмечал известный российский этнограф С.А. Арутюнов. Эти различия и есть проявление разных культур, обычаев и традиций. И если, на ваш взгляд, люди ведут себя как-то странно, не стоит спешить с умозаключениями и с оценками, лучше постараться узнать и понять другую культуру. Эти знания – ценный багаж в любой ситуации, за исключением, пожалуй, одной – жизни на необитаемом острове. Только таких островов на Земле почти не осталось.

3. Упражнение «Синие и зелёные»

Цель: продемонстрировать на практике культурные отличия, присущие подходу различных людей к одной и той же проблеме; потренироваться в осознании общих культурных ценностей, готовности к принятию другого.

Материалы: синяя и зелёная бумага, ножницы, карандаши, ручки и листы для записи.

Ход упражнения:

Делим группу произвольно на две неравные подгруппы (1:2 или 1:3).

Каждая из групп садится в тесный круг, как можно дальше от второй подгруппы. Одной группе даётся синяя бумага, другой – зелёная. Из этой бумаги с помощью ножниц и карандашей всем членам подгруппы предлагается сделать одинаковые эмблемы и в своей подгруппе прикрепить всем одинаково.

После этого учитель начинает рассказ: «Однажды на какой-то планете жили два племени. Одно из них называлось «Синие», другое – «Зелёные».

Итак, вы знаете, к какому племени принадлежите. Сидит ваше племя долгой зимней ночью вокруг костра в лесу и думает: «А кто же мы такие?» (О существовании другого племени вам ничего не известно!).

Задача: в течение 5 – 7 минут продумать и написать 10 качеств, которые характеризуют ВАШЕ ПЛЕМЯ. Это могут быть внешние черты, образ мыслей, ценности, особенности характера, племенной культуры… Всё то, что объединяет вас в единое племя.

Через 5 – 7 минут дается новое задание: оказалось, что племена живут на противоположных краях одного леса. Отправившись однажды по следам зверя, они увидели друг друга, попытались рассмотреть на расстоянии и решили, что…

Задание: команды получают ещё по 10 минут для того, чтобы записать 10 свойств, качеств, признаков, отличающих ДРУГУЮ ГРУППУ.

Далее ведущий рассказывает о том, что племена поняли, что живут они рядом друг с другом, занимают небольшую и общую территорию. Хочется им этого или нет, нужно думать, как жить вместе.

Задача: найти 10 признаков, общих для «Синих» и для «Зелёных». В чём они подобны, схожи, близки, что может стать фундаментом в построении общего «дома» двух племён.

Завершение работы

Возвращаем племена в общий круг. Просим выделить по одному человеку, который прочтёт результаты каждого из туров. Читает 10 признаков первого этапа одна группа, затем – другая. И так параллельно по каждому из этапов упражнения.

Обсуждение позволяет затронуть серьёзный круг проблем: кто такие «свои» и «чужие»? Почему мы комплиментарны на первом этапе по отношению к себе, своей группе и мыслим шаблонно, агрессивно, в лучшем случае – занимаем оборонительную позицию по отношению к другим? В чём различие и в чём общность между «Синими» и «Зелёными»? Какой из этапов обсуждения давался команде с наибольшей лёгкостью, а какой вызывал затруднения? Какие качества, характеристики противоположной группы (в реальной жизни!) вы осознали, задумались над ними всерьёз в ходе выполнения роли? Стал ли вам понятен ход мыслей и чувств «другого племени»?

Следующее упражнение может быть продолжением предыдущего, если дать следующую инструкцию: «После того, как два племени познакомились, они решили объединиться и стать единым племенем. Но три человека из этих племён несколько лет отсутствовали и не знали о таких изменениях…».

4. Упражнение «Свой или чужой»

Цель: потренироваться в навыках выработки стратегии и тактики поведения в условиях искусственной изоляции; развитие способности эффективно работать и общаться с людьми.

Ход игры

Учитель обращается к группе: «Для следующей игры нам нужны три добровольца. Я прошу их выйти из класса и вернуться через несколько минут, когда я приглашу присоединиться к группе». Трое участников покидают класс.

«Встаньте, пожалуйста, в круг… Мне хотелось бы видеть более тесный круг, отражающий вашу групповую сплочённость. Давайте попытаемся стать еще теснее! Замечательно, теперь вы действительно выглядите, как сплочённая группа. Во время игры оставайтесь такой же сплочённой командой. Давайте пригласим вернуться в класс трёх человек, вызвавшихся участвовать в нашей игре!» Приглашаются добровольцы по одному.

После входа первого игрока: «Вашей задачей будет стать частью этой группы. Дерзайте!». (Внимание! Учитель не даёт указание группе, как себя вести по отношению к этому игроку!). Даём процессу происходить стихийно, не отвечаем на вопросы игроков, давая им возможность самостоятельно справиться с задачей.

Следующий этап – вводим в игру второго добровольца, попросив его «повлиять на товарищей с тем, чтобы они взяли его в круг, приняли в состав своей группы…».

Последний игрок сталкивается с самым серьёзным препятствием: он должен попасть в круг «во что бы то ни стало»!

Обсуждение

Как группа реагировала на каждого из «пришельцев»? Как можно объяснить это поведение? Чем оно вызвано? Кто такие «свои», а кто – «чужие»? Как себя чувствовали добровольцы, вышедшие из круга группы? Как себя чувствовали те, кто стоял в кругу? Было ли ощущение неудобства? Власти? Стыда? Решимости «не пущать»? Какие тактики применялись «аутсайдерами»? Что показалось группе эффективным, а что – нет в их поведении? «Чужой», ставший «своим»… Каковы были его чувства по отношению к кругу и по отношению к товарищам, игравшим следом за ним? Как эмоциональный опыт прошедшей игры сказывается на вашем представлении о «чужом», «другом»?

5. Мини-лекция «Толерантность и интолерантность»

Есть разные ритуалы приветствия, традиции гостеприимства, воспитания детей, взаимоотношения их с родителями, взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Однако при всём этом бесконечном многообразии существуют универсальные принципы отношения Человека к Человеку, вне зависимости от национальной или культурной принадлежности.

Если мы посмотрим на конфессиональные положения, говорящие о том, как относиться к другим людям, отличающимся от нас, то окажется, что разные религии описывают это одним языком.

Буддизм: «Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним как к себе и верностью своему слову».

Конфуцианство: «Не делай другим того, чего не хотел бы от других».

Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».

Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».

Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для неё самой».

Христианство: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Такие нормы человеческого сознания и поведения еще называют толерантными.

Когда и при каких обстоятельствах возник в мировой культуре термин «толерантность»? Некоторые учёные связывают его появление с подписанием Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими конфессиями. Этому предшествовала одна из самых кровавых ночей в мировой истории – Варфоломеевская. Для русского языка слово «толерантность» относительно новое, чёткого, однозначного толкования этот термин не имеет. Для того чтобы его понять, предлагаем совершить небольшой лингвистический экскурс:

tolerancia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

tolérance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;