На практике поведение субъектов международного права выражается в действиях их органов и должностных лиц, выступающих именно в этом качестве.
Государство за их действия отвечает в принципе всем национальным достоянием, а физические и юридические лица - лишь в пределах своего имущества. При этом не имеет значения, принадлежит ли орган или должностное лицо к системе законодательной, исполнительной, судебной или иной конституционной власти, а также является ли этот орган нижестоящим или вышестоящим в рамках структуры государства, носят ли функции органа международный или внутренний характер.
Государство несет ответственность за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Например, если дипломатический представитель совершил действия, представляющие собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, ответственность за это несет представляемое государство. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных сил.
Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких прерогатив.
Доктрина права определяет категорию "основание ответственности" как общеправовую, имеющую две взаимосвязанные стороны: нормативную (правовую) и юридико-фактическую.
Под нормативным (правовым) основанием понимается нарушение юридически обязательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. К этому виду основания ответственности относятся любые международно-правовые акты, предписывающие юридически обязательные для государства правила поведения. Эта система актов состоит из международного договора и международного обычая; решения международных судов и международных (межправительственных) организаций, имеющих обязательную силу; односторонние международно-правовые акты, адресованные другим государствам, положения которых устанавливают юридически обязательные правила поведения для государства, издавшего этот акт.
Юридико-фактическим основанием международно-правовой ответственности государства является правонарушение – виновное, противоправное поведение субъектов международного права, направленное против международного правопорядка и нарушающее общепризнанные и нормы и принципы международного права. При правомерном, невиновном деянии ответственность не наступает, а возникает обязанность возместить причиненный ущерб.
Для определения конкретного деяния основанием международно-правовой ответственности необходимо наличие совокупности признаков, образующих состав правонарушения. Общий состав международного правонарушения состоит из объекта противоправного деяния; противоправное поведение субъектов международного права, выраженного в форме активного действия или пассивного бездействия; причиненного вреда (ущерба); причинной связи между противоправным деянием и наступившими негативными последствиями; наличие вины как субъективного элемента правонарушения.
Объект международного правонарушения. Объектом противоправного деяния будут все материальные и нематериальные блага. Эти блага самые разнообразные, например, мир и безопасность, честь, достоинство иностранного гражданина, неприкосновенность дипломатических и консульских представительств, окружающая среда, космическое пространство и т.д. реальным объектом правонарушения является нарушенная правовая норма.
Противоправное поведение субъекта международной ответственности, как было отмечено, выражается в действии или бездействии. Примером противоправного деяния являются военные мероприятия – агрессия, захват чужой территории. Противоправное бездействие охватывает такие нарушения, как неоказание медицинской помощи раненным, больным, военнопленным.
Вред (ущерб) как следствие противоправного поведения государства. Наличие причиненного вреда позволяет определить потерпевшую сторону, дает основания предъявлять требования к государству-правонарушителю, а также применять международно-правовые санкции. Существует два вида ущерба: материальный – имущественный потери; нематериальный – в зависимости от характера вреда выделяют положительный (действительно материальный) и упущенную выгоду.
Причинная связь между правонарушением и наступившими вредными последствиями. Основываясь на философском понимании причинности и изучения всех обстоятельств, возможно, определить случайный и необходимый характер причинной связи.
Вина как субъективный элемент международного правонарушения. Вина субъектов международно-правовой ответственности зависит от действия или бездействия. Она всегда связана с нарушением общих международно-правовых норм и принципов или конкретных договорных обязательств.
Правонарушение может быть умышленным или неумышленным. Если в национальном законодательстве вина отражает психическое отношение субъекта международного права к совершенному им действию, то в международном праве вина имеет несколько иное значение.
Вина в международном праве означает сам факт совершения субъектом действия, причиняющего вред другому субъекту. В политических взаимоотношениях государств вина может проявится в форме нарушения обязательства, без намерения причинить ущерб, из-за небрежности в ходе выполнения договорных обязательств. Примером виновной небрежности являются многочисленные случаи хулиганских выходок отдельных граждан в отношении иностранного дипломатического представительства. В этих случаях речь идет не о преступных действиях органов государства или их намерении причинить ущерб. Здесь необходимо констатировать вину государства в форме небрежности, заключающейся в том, что согласно международным конвенционным нормам правительство страны пребывания обязано принимать меры для обеспечения безопасности на всей своей территории иностранному представительству.
Долгое время доктрина международного права не разделяла международные правонарушения на группы или категории, так как не могла определиться с характером, степенью общественной опасности или специфики объекта. Однако стремительное развитие международных событий, необходимость их правовой регламентации настоятельно требовали дифференциации в международном правонарушении. Международное правонарушение, как упоминалось выше, являющееся основанием для привлечения к ответственности, разделяется на международные деликты и международные преступления.
Теория международного права определяет деликт как умышленное международно-правое деяние, в отличие от правонарушения, совершаемого без намерения причинить вред другому субъекту международного права. Международным преступлением признается тягчайшее противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности.
Категория международных преступлений была обозначена в ряде конвенционных норм. В частности, в Уставе Международного военного трибунала 8 августа 1945 года; в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года; Конвенции о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года; Конвенции о пресечении преступлений апартеида и наказания за него 1973 года; определение агрессии в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года.
Выделение категории международных преступлений и установление особого режима ответственности за их совершение является важным событием в истории доктринального развития института. Комиссия международного права в своих документах отметила, что международное преступление "не может рассматриваться и толковаться как нарушение, подобное другим… оно, несомненно, является более серьезным международно-противоправным деянием, нарушением, которое должно квалифицироваться иным образом и которое поэтому предполагает применение иного режима ответственности".
Представляется целесообразным процитировать статью 19 Проекта статей о международной ответственности государств:
1. Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства.
2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление.
3. С соблюдением пункта 2 и в соответствии с действующими нормами международного права, международные преступления могут, в частности, возникать в результате:
А) тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для обеспечения международного мира и безопасности, такого, как обязательство, запрещающее агрессию;