1. Замысел «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Время и место создания;
2. Проблема жанра «Маленьких трагедий». Особенности Композиции;
3. Проблематика и идейное содержание «Маленьких трагедий» в интерпретации литературоведов: точки зрения Ю. М. Лотмана, Е. А. Маймина, Г. А. Гуковского и др.;
4. Смысл названия драматических эпизодов. Характеристика главных персонажей «Маленьких трагедий», противопоставление образов (Барон – Альбер, Моцарт-Сальери, Дон Гуан–Командор, Вальсингам- Священник);
5. Время и пространство в «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина.
Методические рекомендации:
1. Законспектировать работы Ю. М. Лотмана, Е. А.. Маймина, Г. А. Гуковского, сравнить разные точки зрения исследователей;
2. Повторить роды и жанры литературы: В чем особенности трагедии? Вспомнить термины поэтики: Что такое оксюморон?
3. Проанализировать образы персонажей «Маленьких трагедий»: Барон –Альбер, Моцарт-Сальери, Дон Гуан–Командор, Вальсингам- Священник.
4. Ответить на вопрос: В чем идейный смысл «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина?
Литература:
Тема 7: Романтические поэмы М. Ю. Лермонтова
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- выявление специфических особенностей романтической природы поэм Лермонтова;
Основные вопросы к теме:
1. «Песнь про купца Калашникова» - поэма в народном стиле. Историзм поэмы;
2. Идейно-художественное содержание поэмы «Мцыри». Образ главного героя;
3. Социально-философская и художественная проблематика поэмы «Демон»:
а) Образ Демона, его смысл, психологическая сложность и противоречивость.
б) Эволюция образа Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова;
4. В. Г. Белинский о Лермонтове.
Методические рекомендации:
1. Сопоставить «Песнь про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова с произведениями устного народного творчества, определить черты поэтического сходства.
2. Выявить характерные черты романтического героя в поэмах Лермонтова.
3. Законспектировать статью В. Г. Белинского «Стихотворения М. Лермонтова»
Литература:
1. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы – Воронеж, 1973.
2. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М ., 1976.
3. Логиновская Е. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». – М., 1977.
Тема 8: Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- своеобразие раскрытия образа «героя времени», демонических черт лермонтовского героя в романе «Герой нашего времени»
Основные вопросы к теме:
1. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности сюжета: «двойная хронология»;
2. «Герой времени» как сквозная тема творчества Лермонтова. Образ «времени» в романе;
3. Образ Печорина, черты демонизма главного героя. Проблема фатализма в романе;
4. Образ Максим Максимыча, его значение.
5. Образ Грушницкого. Проблема вульгарного романтизма.
6. В. Г. Белинский о романе М. Ю. Лермонтова.
Методические рекомендации:
1. Составить характеристику образа Печорина в отношении с другими персонажами романа;
2. Сравнить образ Печорина («Герой нашего времени») с образами Демона (поэма «Демон») и Арбенина (драма «Маскарад»);
3. Законспектировать работу В. Г. Белинского «Герой нашего времени» (Сочинения М. Ю. Лермонтова).
Литература:
1. Григорьян К. Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». – М., 1984.
2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.
3. Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – М., Просвещение, 1989.
4. Турбин В. И. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М., Просвещение, 1978.
5. Михайлов Е. Н. Проза Лермонтова. – М., 1970.
Тема 9: Н. В. Гоголь «Мертвые души»»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- Выявление идейно-художественного своеобразия поэмы, характеристика галереи персонажей
Основные вопросы к теме:
1. История создания I тома «Мертвых душ» Гоголя. Смысл названия.
2. Своеобразие жанра «Мертвых душ».
3. Особенности композиции романа в соответствии с замыслом произведения.
4. Основные черты системы персонажей в «Мертвых душ»: образы помещиков, образов чиновников.
5. Социальная и нравственная проблематика поэмы, взаимосвязь между ними. Образ Чичикова – хозяина-приобретателя.
6. Значение лирических отступлений. Образ России. Автор в романе.
Методические рекомендации:
1. Повторить теоретический материал по разделам «жанр» и «композиция».
2. Сопоставить различные точки зрения по вопросу композиции «Мертвых душ».
3. Составить план композиционной структуры одной из глав (со II по VI) первого тома.
Литература:
1. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.
2. Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. – М., 1982.
3. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959.
4. Гус М. Живая Россия и «Мертвые души». – М, 1981.
5. Елистратов А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.
6. Манн Ю. В поисках живой души. - М., 1984.
7. Турбин В. И. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М., Просвещение, 1978.
8. Гоголь: История и современность. – М., 1985.
[1] Учебным планом практичекские занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП