3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ[1]
К разделу 2. Романтизм как ведущее художественное направление
в литературе 1800 – 1820-х гг.
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- выявление основных черт романтизма, утверждение романтических жанров в творчестве поэтов рубежного периода
Основные вопросы к теме:
1. Античный идеал в поэзии К. Н. Батюшкова
A) Периодизация творчества К. Батюшкова:
B) Чувственная поэзия К. Батюшкова. Эпикурейские мотивы в лирике («Вакханка», «Радость», «Мои пенаты»).
C) Духовный кризис поэта – крушение «маленькой философии» («К другу», «К Дашкову»)
2. В. А. Жуковский – «певец средних веков»
A) Русские и западноевропейские традиции в творчестве В. А. Жуковского;
B) Новаторство поэта в создании «русской баллады» («Людмила», «Светлана»). Сопоставительный анализ баллад: стиль, язык, образы.
3. Жизнеутверждающая лирика Д. В. Давыдова
A) Тема гусарского быта в поэзии Д. Давыдова («Песня», «Гусарский пир», «Бурцову» .);
B) Анакреонтическая (любовная) лирика («Неверной»);
C) Элегия. Историческая элегия (Элегии; «Бородинское поле»);
D) Аллегория и сатира в поэзии Д. Давыдова. Басня («Чиж и Роза», «Быль или басня…», «Голова и Ноги» и др.)
4. Значение поэзии К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова для становления русского Ренессанса. Белинский о Жуковском и Батюшкове.
Методические рекомендации:
На примере лирики поэтов выявить своеобразие элегического жанра, выделить специфику образной системы лирики каждого поэта, выписать характерные художественные средства, проследить связь поэтов с стилем античной культуры, средневековья и др., выучить наизусть 3 стихотворения каждого поэта.
Литература:
1. Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. – Л., Наука, 1989.
2. Афанасьев В. Жуковский (ЖЗЛ). – М., 1985.
3. Коровин В. И. «И жил так точно, как писал…» / К. Н. Батюшков. К 200-летию со дня рождения. – М., Знание, 1987.
4. зорин А. Несчастный счастливец. / К. н. Батюшков. Избранные сочинения. – М., 1986.
5. Серебряков Г. В. Денис Давыдов (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1985.
6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.
Тема 2. Поэзия декабристов. Поэты пушкинской поры
Цель лекции:
- Определение особенности романтизма поэтов-декабристов, выявление черт декабризма
Основные вопросы к теме:
1. Явление «декабризма» в русской культуре. Жизненный и творческий путь поэтов-декабристов: К. Ф. Рылеева, А. Бестужева-Марлинского, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, В. Ф. Раевского;
2. Идеалы эпохи в поэзии М. Языкова, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига, Е. Баратынского.
Методические рекомендации:
1. Написать реферат о творчестве отдельного поэта пушкинской поры;
2. Подготовить выступление на основе реферата;
3. Составить и заполнить таблицу следующего содержания:
Имя поэта | Годы жизни, краткие биографические сведения о поэте | Художест. произвед. (жанровое своеобразие) | Эстетические воззрения поэта |
*Заполнение таблицы продумывается каждым студентом в соответствии с темой реферата и заполняется в ходе выступлений студентов на занятии.
Литература:
1. Лотман Ю. М. Литературное наследие декабристов. – Л., 1975.
2. Мемуары декабристов: Северное общество. – М., 1981.
3. Друзья Пушкина. Воспоминания. Дневники: в 2-х т. – Т. 1. – М.: Правда, 1984.
4. Коровин В. И. Поэты пушкинской поры. М., Просвещение, 1980.
5. Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. СПб., 1999.
6. Поэты пушкинского круга. – М., Правда, 1983.
7. Русская поэзия 1813-1825. – М., Художественная литература, 1990.
8. Пушкин А. С. о литературе. – М., Гослитиздат,
9. Афанасьев Ф. Рылеев (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1982.
10. Декабристы. Избранные сочинения. В двух томах. – М.: Правда, 1987.
К разделу 3. Драматургия начала XIX В.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- определение роли и значения А. Грибоедова для русской культуры
Основные вопросы к теме:
1. Жизнь и судьба А. С. Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума».
2. Идейно-художественное своеобразие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
а) Проблематика и основные конфликты комедии:
Чацкий и фамусовского общество;
Чацкий – Софья – Молчалин;
Образ Чацкого: внутренний конфликт. Чацкий и автор;
б) Язык и стиль комедии, словесные портреты персонажей. Функции монологов и диалогов, особенности композиции;
3. И. А. Гончаров о комедии А. С. Грибоедова в статье «Мильон терзаний».
Методические рекомендации:
1. Выявить и проанализировать основные сюжетные линии комедии, подготовить характеристику персонажей;
2. Законспектировать статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний».
3. Ответить на вопросы: Чацкий – герой времени? Можем сегодня встретить чацких?
Литература:
1. Смольников И. Ф. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». – М., 1986.
2. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.
3. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983.
4. Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX-XX вв.) – Л., Наука, 1983.
5. Глухов В. И. «Горе от ума» А. С. Грибоедова как произведение просветительского реализма. – В его кн.: Становление реализма в русской литературе XVIII- начала XIX в. – Волгоград, 1976.
6. Лебедев А. А. Куда влечет тебя свободный ум (о Грибоедове). – М., Детская литература, 1982.
К разделу 4. Литературные портреты
Тема 4: Романтические поэмы А. С. Пушкина
«Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- выявление своеобразия романтического периода в творчестве поэта, особенности художественной обрисовки романтического героя
Основные вопросы к теме:
1. Феномен А. С. Пушкина. Значение Пушкина для русской литературы (по конспектам работ исследователей творчества Пушкина);
2. «Южные» поэмы А. С. Пушкина. Своеобразие романтизма в поэмах «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Образ романтического героя;
3. Эволюция романтического героя от «Кавказского пленника» до «Цыган». Сравнительная характеристика образов Пленника и Алеко, Черкешенки и Земфиры.
Методические рекомендации:
1. Составить конспект 2-3 работ авторов – литературоведов-пушкинистов: Б. Бурсова, Ю. Лотмана, Н. Скатова, Е. Маймина, Г. Гуковского, Д. Благого.
2. Проанализировать эволюцию романтического героя от Пленника к Алеко (от романтизма к реалистической типизации).
3. Выучить наизусть отрывок (на выбор) из романтических поэм А. С. Пушкина.
Литература:
1. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л., Дет. Лит., 1990.
2. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981.
3. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. – М.-Л., Советский писатель, 1964.
4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.
5. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). – М.; Л., 1950; Творческий путь Пушкин (1826-1830). – М., 1967.
6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.
7. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина. – М., 1980.
8. Гуревич А. От «Кавказского пленника» к «Цыганам». – В сб.: В мире Пушкина. – М., 1974.
Тема 5: Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- раскрытие авторской идеи создания «русского» произведения в споре с традиционным западноевропейским романом
Основные вопросы к теме:
1. Замысел романа. Своеобразие жанра «романа в стихах». Сюжет произведения, особенности его формирования.
2. Онегина как тип личности:
а) реалистические принципы в изображении человека в романе, личность – среда – время;
б) отношение к Татьяне;
в) Онегин – Ленский: смысл антитезы;
г) Эволюция образа Онегина.
3. Типы женских характеров в «Евгении Онегине»:
а) Татьяна как «исключительная натура», особенности развития личности Татьяны;
б) Смысл сопоставлений Татьяна – Ленский, Татьяна – Ольга, Татьяна – Онегин.
4. Роман «Евгений Онегин» в интерпретации В. Г. Белинского.
5. «Онегинская строфа» как содержательная единица романа.
Методические рекомендации:
1. Составить сопоставительную характеристику основных персонажей романа в стихах «Евгений Онегин».
2. Сравнить ответ Пленника («Кавказский пленник») на признание Черкешенки и ответ Онегина на письмо Татьяны.
3. Законспектировать восьмую и девятую статьи из цикла «Сочинения Александра Пушкина» В. Г. Белинского.
Литература:
Тема 6: «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина
Форма проведения: практическое занятие
Цель занятия:
- понимание сущности авторской концепции «Маленьких трагедий» с точки зрения антропоцентризма
Основные вопросы к теме: