До недавнего времени поступало мало информации об утечке и обороте прекурсоров, необходимых для незаконного изготовления стимуляторов амфетаминового ряда. Это положение изменилось в 1997 году, когда Комитет получил сообщения о нескольких случаях утечки, попыток осуществить утечку и изъятий больших количеств Ф-2-П и МДФ-2-П. Было сообщено о двух случаях контрабандного ввоза большого количества прекурсоров из Китая в Нидерланды. В одном из этих случаев в Нидерландах было изъято 3000 л Ф-2-П, предназначенных для незаконного изготовления амфетамина. Во втором случае, вновь в Нидерландах, было изъято 1000 л МДФ-2-П, которые контрабандным путем были доставлены из Специального административного района Китая Гонконга для незаконного изготовления наркотика «экстази». Еще 3000 л этого химического вещества, являющихся частью того же заказа, были изъяты таможенными органами в Специальном административном районе Китая Гонконге после того, как было принято соответствующее законодательство.
Благодаря успешному проведению ряда мероприятий по выявлению попыток осуществить утечку и по изъятию эфедрина и псевдоэфедрина, которые чаще всего используются при незаконном изготовлении метамфетамина, заметно сократилось предложение этих веществ в целях незаконного изготовления наркотиков. В выявленных за последнее время попытках организовать утечку этих прекурсоров, как и в случае с другими химическими веществами, речь шла о значительных количествах. Случаи, о которых Комитету сообщалось до 1996 года, касались единичных поставок весом не более 5 т. Затем стала поступать информация о попытках осуществить утечку более крупных партий. Так, в рамках одной из подозрительных поставок в 1997 году предполагалось направить 10 тонн эфедрина, которых хватило бы для изготовления до 7 т метамфетамина, или около 400 млн. реализуемых в розницу доз. В другом случае в Бельгии была приостановлена поставка, вероятно, в КНДР, 20 т эфедрина.
В незаконном изготовлении амфетамина и стимуляторов амфета-минового ряда все чаще принимают участие профессиональные химики, которые работают либо на торговцев наркотиками, либо самостоятельно. Привлечение к незаконному изготовлению наркотиков таких химиков свидетельствует о непрерывном поиске либо новых методов синтеза, требующих использования прекурсоров, которые не контролируются в соответствии с Конвенцией 1988 года или же контролируются лишь на местном уровне в добровольном порядке, либо новых наркотических средств, не подлежащих в настоящее время контролю на национальном или международном уровне.
Согласно данным, содержащимся в докладе Международного комитета по контролю над наркотиками от 1 марта 2006 года за 2005 год, в последние несколько лет произошел колоссальный рост числа партий химических веществ, арестованных властями, прежде чем они попали к сбытчикам незаконных наркотиков.
Число партий прекурсоров — химических веществ, необходимых сбытчикам для производства наркотиков, — утечка которых в незаконный оборот была предотвращена властями, благодаря объединению усилий правительств по раскрытию все большего числа методов и маршрутов, используемых сбытчиками для получения и транспортировки таких веществ. Десять лет тому назад широко бытовало мнение о том, что невозможно контролировать эти химические вещества столь эффективно, как это делается сейчас.
Примерно в 40 процентах известных случаев властям удалось предотвратить утечку этих химических веществ путем проверки через Комитет сделок до отгрузки. Правительства стран-экспортеров регулярно направляют правительствам импортирующих стран или МККН предварительные извещения об экспорте веществ, контролируемых по договорам, что позволило во многих случаях предотвратить утечку химических веществ, используемых при производстве наркотиков.
Во время разработки договора 1988 года в области контроля над наркотиками правительства выразили согласие с тем, что следует осуществлять международный контроль над некоторыми основными химическими веществами, необходимыми для производства и переработки героина, кокаина и синтетических наркотиков. В 2001 году правительства признали, что жесткие меры контроля могут применяться даже к обычным промышленным химикатам, таким как перманганат калия и ангидрид уксусной кислоты, которые имеют важнейшее значение для производства, соответственно, кокаина и героина.
МККН настоятельно призывает все правительства в оперативном порядке устанавливать контроль за основными химическими веществами, в частности ангидридом уксусной кислоты и перманганатом калия, поскольку информация о конфискациях показывает, что сбытчики стремятся избегать стран, осуществляющих строгий контроль, изменяя маршруты транспортировки материалов в незаконные лаборатории.
В ответ на ужесточение контроля сбытчики нашли новые способы обработки наркотиков химикатами, которые пока еще не контролируются по Конвенции 1998 года. Они создали так называемые аналоги контролируемых наркотиков, для производства которых зачастую требуются химические вещества, не являющиеся объектом международного контроля. Чтобы помочь властям, Комитет установил специальный контрольный перечень веществ, не указанных в Договоре 1988 года в области контроля над наркотиками, наряду с комплексом предлагаемых мер контроля. Это должно позволить осуществлять более гибкий контроль, быстрее реагировать на намечающиеся тенденции.
Контроль над прекурсорами и основными химическими веществами, используемыми для производства незаконных наркотиков, осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. МККН контролирует соблюдение странами положений этого договора, оказывает правительствам помощь в выявлении подозрительных сделок и принятии надлежащих мер. Таким образом, в резолюциях конференций 1961, 1971, 1972 и 1978 гг. содержатся, в основном, наиболее общие и важные положения о факторах, влияющих на распространение наркомании; подходах к противодействию наркотизму; направлениях и мерах такого противодействия, в том числе организационного, технического и финансового характера.
1 марта 2006 года в штаб-квартире Управления ООН по Наркотикам и Преступности (г. Вена, Австрия) состоялась презентация Доклада за 2005 год Международного Комитета по Контролю над Наркотиками (МККН) - независимого квазисудебного органа системы Организации Объединенный Наций, призванного следить за соблюдением правительствами стран-членов ООН международных Конвенций о контроле над наркотиками.
Доклад МККН, выпускаемый ежегодно, посвящен наиболее актуальным вопросам, связанным с организацией контроля над наркотиками, их легальным и незаконным оборотом, и содержит обзор ситуации с производством наркотиков и их злоупотреблением в различных регионах мира.
На что же в основном было обращено внимание в данном докладе?
В прошлом вопросы международного контроля над наркотиками часто обобщались в виде модели, упрощенно представлявшей связь между предложением наркотиков и спросом на них. Однако с годами стало очевидным, что проблемы международного контроля над наркотиками относятся к числу наиболее сложных явлений, с которыми сталкивается современный мир, и что они не могут быть решены с помощью мер, которые не затрагивают существа этих проблем.
Как это показал Международный комитет по контролю над наркотиками в своем докладе за 2004 год, основополагающий вопрос о взаимосвязи между предложением наркотиков и спросом на них отнюдь не прост. То же самое можно сказать и о вопросе альтернативного развития, который Комитет решил рассмотреть в первой главе своего доклада за нынешний год.
Политика альтернативного развития начала осуществляться 30 лет назад в виде программ "замещения сельскохозяйственных культур". Она основывалась на той предпосылке, что запрещенные к возделыванию наркотикосодержащие культуры, особенно опийный мак и кокаиновый куст, могут быть замещены законными товарными культурами, которые обеспечат производителям аналогичный или даже более высокий доход. Согласно этой простой модели, к возделыванию запрещенных наркотикосодержащих культур впоследствии будет утрачен интерес, что приведет к сокращению предложения сырья и, в конечном итоге, к сокращению масштабов злоупотребления наркотиками.
К сожалению, опыт показал, что эффективность этого несколько узкого и механического подхода невысока, хотя в некоторых случаях в области альтернативного развития достигаются отдельные успехи. Попытки замещения культур продемонстрировали, что на деле задачи прекращения незаконного культивирования растений, из которых извлекаются наркотики, и побуждения к выращиванию других культур являются намного более сложными, чем это первоначально предполагалось. Сейчас мы знаем, что такие программы могут привести к успеху только в том случае, если у людей, возделывающих эти культуры, будут экономически эффективные альтернативы незаконному культивированию и что эти программы должны осуществляться в сочетании с деятельностью в правоохранительной области и в области предупреждения наркотизма. Кроме того, подобные меры будут эффективными, только если они будут разрабатываться и осуществляться в перспективе долгосрочного процесса. Они никогда не смогут принести "моментального эффекта".
Сегодня альтернативное развитие рассматривается как непрерывный процесс, в успехе которого ключевую роль играет участие целевых групп, т.е. лиц, выращивающих запрещенные культуры. Цель предотвращения и, в конечном итоге, ликвидации незаконного культивирования растений, из которых извлекаются наркотики, может быть достигнута только в контексте усилий по устойчивому развитию и в рамках комплексного и окончательного решения проблемы запрещенных наркотиков. Таким образом, альтернативное развитие заключается в предоставлении комплекса законных альтернативных возможностей в распоряжение тех людей, для которых до настоящего времени наркотики были единственным источником средств к существованию. Следует отметить, что до сих пор деятельность в области альтернативного развития была сосредоточена на производителях опийного мака и листьев коки, а тому факту, что в аналогичном положении в различных странах мира находятся люди, выращивающие растение каннабис, не уделялось должного внимания. Проблему расширения злоупотребления каннабисом, как и проблему злоупотребления опиоидами и кокаином, нельзя решить без принятия мер в отношении той части "уравнения", которая связана с предложением, а для этого также потребуются программы устойчивого альтернативного развития.