Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский архитектурный институт (государственная академия)»
Научно-информационный материал _30.5.4.2_
Изучение массовой застройки 1920-х – начала 1930-х годов. Лекции и экскурсии для учителей московских школ_________________________
Наименование НИМ
Овсянникова Е. Б. – профессор кафедры «Советской и современной зарубежной архитектуры», канд. архитектуры, доцент;
Зуева П. П., доцент кафедры «Советской и современной зарубежной архитектуры», канд. архитектуры
_____________________________________________________________ Перечисляются ф.и.о., должности, уч. степень и звание основных исполнителей
Москва-2010
1. Реферат
Объект данной разработки: занятия для повышения квалификации учителей средних школ. Цель разработки: расширение профессионального кругозора учителей и, в конечном счете, их учеников, получающих представление о московском архитектурном наследии 1920-х – начала 1930-х годов в общемировом контексте. Это необходимо для решения проблем сохранения ценной исторической среды Москвы, вызывающих интерес городской общественности. Результатами разработки будут научно-образовательные материалы по данной теме. Их внедрение будет осуществляться через публикацию в сети Интернет.
2. Общая характеристика работы
Архитектурное наследие 1920-х – начала 1930-х годов считается самым значительным вкладом нашей страны с мировую культуру. Произведения, созданные в это время архитекторами-лидерами К. С. Мельниковым, братьями И. и П. Голосовыми, братьями А., В. И Л. Весниными, М. Я. Гинзбургом, в основном, изучены и сведения о них можно найти в литературе и сети Интернет. Объект данного исследования - основная масса зданий, сформировавших городскую среду тех лет, которая до сих пор остается необследованной. Поскольку решение проблемы сохранения такой среды во многом зависит от жителей города, мы поставили себе цель сделать эту тему более популярной. Главным аргументом для охраны таких построек должны быть стилистические характеристики, не принимаемые, как правило, во внимание, да и зачастую не явные из-за переделок зданий. Мы намерены показать типичные архитектурные формы авангарда и сопоставить их с зарубежными аналогами. Задачи данной работы: научить москвичей узнавать такие здания среди городской застройки; описать и сфотографировать их; принять участие в составлении их сводного каталога, публикация которого начата нами в сети Интернет. Данный курс направлен на повышение квалификации школьных учителей по истории, мировой художественной культуре, литературе и интересующихся данной темой.
Концепция организации занятий по теме
На основании проведенного нами в ноябре 2010 года опроса учителей московских школ Центрального округа Москвы были определены основные формы занятий: лекции и экскурсии. Лекции посвящаются истории мировой художественной культуры первой половины ХХ века(4 лекции, 8 часов); истории мировой архитектуры 1920-1930-х годов (4 лекции, 8 часов); истории архитектуры Москвы (4 лекции, 8 часов). Проводятся также экскурсии в Москве по данной теме (4 экскурсии, 12 часов).
3. Состав работы: лекции; экскурсии; разработка программы занятий со школьными учителями; подготовка научно-образовательных материалов; публикация их в сети Интернет.
Темы лекций 1) новые строительные технологии в европейской архитектурной практике; 2) стиль модерн как предыстория архитектуры авангарда и ар-деко; 3) экспрессионизм 1910-х годов и неопластицизм 1920-х годов; 4) функционализм в произведениях ведущих мастеров Европы; 5) Баухауз - дизайн и архитектура; 6) стиль 1930-х годов – ар-деко, стримлайн; 7) послевоенный модернизм (интернациональный стиль) как развитие идей авангарда; 8) отечественная высшая архитектурная школа – ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН; 9) архитектурные конкурсы и реализованные постройки; 10) русский авангард: лидеры и группировки; 11) стиль 1930-х годов как трансформация авангарда в ар-деко; 12) массовая архитектура Москвы 1920-1930-х годов сегодня.
Включенные в программу экскурсии конкретизируют темы прочитанных лекций на московских примерах. Темы экскурсий: 1) массовая архитектура жилого района и уникальные здания – дома-коммуны; 2) массовая архитектура промышленного района – от пожарной каланчи до клубов, школ, гаражей; 3) дворец культуры как выражение культурной политики; 4) уникальное и массовое в ведомственных постройках центра Москвы.
4. Описание разделов работы
Лекция 1. «Новые строительные технологии в европейской архитектурной практике» посвящена наиболее характерным примерам сооружений нового типа второй половины XIX века, в которых были использованы новейшие конструктивные разработки Г. Эйфеля, Ш. Гарнье, В. Шухова и др. инженеров, предопределивших дальнейшее развитие новаторской архитектуры.
Лекция 2. «Стиль модерн как предыстория современной архитектуры» демонстрирует новаторские черты зданий 1900-х годов: динамика композиции, «правдивость» формообразования, отражавшего функцию помещений, декор, органично вводившийся в архитектуру. Речь идет о произведениях Ф. Райта, В. Орта, Г. Гимара, О. Вагнера, Ф. Шехтеля и др. зодчих-лидеров того времени.
Лекция 3. «Экспрессионизм 1910-х годов и неопластицизм 1920-х годов» – эти тенденции раскрываются на примере творчества мастеров Германии (Б. Таута, Г. Шаруна, В. Гроппиуса, Э. Мендельсона, голландской группы Де Стиль), работавших с динамичными архитектурными формами, простыми геометрическими телами, применяя базовые спектральные цвета, предвосхитив дальнейшее развитие современной архитектуры.
Лекция 4. «Функционализм 1920-х годов» показывает прагматичные тенденции в архитектуре на примере творчества Л. Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, В. Гроппиуса и др. ведущих европейских зодчих, выдвинувших свои теории и новаторские методы формообразования.
Лекция 5. «Баухауз: дизайн и архитектура». Речь идет о становлении нового дизайна в мастерских художников и зодчих ведущей немецкой высшей школы, основанной на базе школы искусств и ремесел, основанной в Веймаре, далее работавшей в Дессау; говорится о формировании в ее стенах новых представлений об архитектурном образовании на завершающей стадии ее существования под руководством Г. Майера и Л. Миса ван дер Роэ.
Лекция 6. «Стиль 1930-х годов – ар-деко, стримлайн» – раскрываются как адаптация форм авангарда к массовым запросам обеспеченной публики. Речь идет о цилиндрических элементах, об упрощенном ордере, о скульптуре, монументальной живописи, мебели и предметах быта, потерявших черты функциональности и ставших декоративными.
Лекция 7. «Модернизм (интернациональный стиль) как развитие идей авангарда». Рассматривается массовая архитектура, создававшаяся индустриальными методами и основанная на выразительности конструкций. Показываются произведения лидеров авангарда, продолжавших работать в 1950-60-е годы (Ле Корбюзье, Л. Миса ван дер Роэ, Г. Шаруна).
Лекция 8. «Отечественная высшая архитектурная школа ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН». Раскрываются новаторские работы студентов, выполненные под руководством Н. Ладовского, А. Веснина, Г. Клуциса, оказавшие влияние на новаторское формообразование. Говорится о предыстории этой школы и ее трансформации в ряд московских творческих вузов.
Лекция 9. «Архитектурные конкурсы и реализованные проекты». Говорится о конкурсах на Дворец Труда (1923), о постройках Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1923), о проектах массового жилища, создававшегося Моссоветом.
Лекция 10. «Русский авангард. Лидеры и группировки». Речь идет о художниках-конструктивистах (В. Татлине, А. Родченко и др.), об Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА), об объединении современных архитекторов (ОСА) и деятельности М. Гинзбурга, И. Леонидова, Н. Милютина и др.
Лекция 11. «Архитектура 1930-х годов и здания «переходного» стиля (от авангарда к ар-деко)». Говорится о монументальных административных зданиях и жилых кварталах, достраивавшихся и украшавшихся ради получения выразительных фасадных композиций, о работах мастеров «старшего поколения», о конкурсах на Дворец Советов и здания Наркомата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром).
Лекция 12. «Массовая архитектура Москвы 1920-1930-х годов сегодня». Рассказывается о том, насколько изучены такие здания, говорится об их состоянии, о проблемах выявления и сохранения. Это конторы, клубы, фабрики-кухни, жилые кварталы и отдельные дома, расположенные в самых разных частях города.
Раздел «темы для рефератов»: новые технологии и новаторские формы в произведениях мастеров историзма и модерна; зарубежные мастера-новаторы ХХ века. Ле Корбюзье; зарубежные мастера-новаторы ХХ века. Л. Мис ван дер Роэ; Баухауз и новаторский дизайн ХХ века; Вхутемас-Вхутеин; лидеры отечественной архитектуры 1920-х годов. К. С. Мельников; лидеры отечественной архитектуры 1920-х годов. Братья А., В. И Л. Веснины; М. Я. Гинзбург, его теоретическая и практическая деятельность; архитектурные группировки в СССР; массовая архитектура Москвы периода авангарда; жилой квартал в рабочем районе; клубы и дворцы культуры; специфика архитектурного стиля авангарда (конструктивизма); декоративная архитектура 1930-х годов (ар-деко). Контрольные вопросы включают наиболее общие проблемы, такие как: прогрессивные тенденции в архитектуре конца XIX – начала ХХ века; мастера архитектуры периода авангарда; социальные проблемы и массовая архитектура; новые типы зданий; новаторские черты архитектуры авангарда.
5. Заключение
Данная программа курса лекций существенно расширит кругозор учителей, ознакомив их с широкомасштабной картиной отечественной и зарубежной архитектуры ХХ века. Она позволит слушателям повысить свою квалификацию и пополнять в дальнейшем свои знания, опираясь на профессиональную и научно-популярную литературу и соответствующие сайты в сети Интернет.