Смекни!
smekni.com

1 Глобальная демографическая проблема II рост нехватки сельскохозяйственных земель II рост населения и социальные конфликты II глобальная (стр. 14 из 25)

По формам собственности сельскохозяйственные предприятия разделились следующим образом: государственная (федеральная и субъектов федерации) - 28%, муниципальная - 3, частная - 65, смешанная форма - 5%. Таким образом, основной формой собственности в сельскохозяйственном производстве стала частная собственность.

В настоящее время в государственной собственности находится около 10% сельхозугодий, остальные земли перешли на правах владения, пользования и частной собственности к негосударственным сельхозпроизводителям. Фермерам принадлежит 12 млн. га, кроме того, в северо-восточных регионах России более 21 млн. га закреплены за общинно-родовыми хозяйствами оленеводов и животноводов, что составляет в целом более 30 млн. га фермерских земель. Около 6 млн. га составили площади земель в личных хозяйствах населения за счет увеличения приусадебных участков. Происходящие процессы перераспределения земель обусловили значительные структурные изменения в производстве сельскохозяйственной продукции. Почти 80% всей валовой продукции сельского хозяйства произведено в негосударственном секторе. С начала 90-х годов доля хозяйств населения в стоимости валовой продукции сельского хозяйства возросла с 28 до 40%.

Особенностью развития АПК России является несбалансированность отдельных его производств. Так объемы сельскохозяйственной продукции значительно превышают мощности отраслей пищевой и легкой промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. В развитых странах мира на сферу переработки сельскохозяйственного сырья приходится около 50% стоимости продукции АПК, а на сферу производства продукции сельского хозяйства - 30-40%. В России же на сферу перерабатывающих отраслей сельскохозяйственного сырья приходилось не более 25% (т.е. вдвое ниже).

На современном этапе наметились некоторые изменения этих соотношений. Так в структуре производства АПК доля сельского хозяйства снизилась на 10%, составив 43%. Наряду с этим заметно выросла доля отраслей пищевой промышленности - до 31%, а капитальные вложения в эту отрасль увеличились в 1,5 раза. Значительно увеличилось число предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, включая малые и совместные предприятия.

Наряду с этим в процессе реорганизации сельскохозяйственных предприятий и уменьшения инвестиций в агропромышленный комплекс, наблюдается снижение уровня интенсивности сельского хозяйства, что связано с трудностями переходного периода. В земледелии сокращены работы по повышению плодородия и мелиорации земель. Значительно снизились уровни внесения органических и минеральных удобрений, что привело к снижению урожайности с/х культур. (рис. 19).

Рис.19. ИНДЕКСЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНЕСЕНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ И ОРГАНИЧЕСКИХ УДОБРЕНИЙ ПОД ВСЕ ПОСЕВЫ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

на 1 гектар посева

(1985 = 100)

Органические удобрения

Минеральные удобрения

Рис.20. СТРУКТУРА ПРОДУКЦИИ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (в %).

В предложенной литературе показаны особенности интенсификации производства и связанные с ней экологические проблемы в России и отдельных странах мира.

Литература:

1. Замков О.К. Земельные ресурсы РСФСР, их оценка и использование в сельскохозяйственном производстве. М.: Знание, 1985.

2. Крючков В.Г. Использование земельных и продовольственных ресурсов. М., 1987.

3. Кузина И.М., Пуляркин В.А. Типологические исследования сельского хозяйства зарубежного мира // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. 1985. Вып.6.

4. Кузина И.М., Мироненко Н.С. и др. Анализ зарубежного опыта территориальной организации хозяйства и сельской местности // География. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1993, с. 127-133.

5. Раковецкая Л.И. Экологические проблемы сельскохозяйственного производства // География. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1993.

6. Ткаченко Т.Е. и др. АПК зарубежных социалистических стран. М., 1986. с. 26-41.

7. Кузина И.М. Изменения в географии мирового капиталистического сельского хозяйства в условиях современной научно-технической революции // Вопросы экономической и политической географии зарубежных стран. М., 1988. с. 69-71.

8. Методологические проблемы развития экономической и социальной географии / Под ред. В.Г.Крючкова, Н.С.Мироненко и др. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. С. 111-116, 124-130.

9. Алисов Н.В. География промышленности минеральных удобрений мира // Вестн.Моск.ун-та. Сер. География. 1994. № 6.

10. Экономико-географические проблемы Московского региона / Под ред. А.Т.Хрущева и др. Изд-во Моск. ун-та. 1989. с. 79-81.

11. Крючков В.Г., Раковецкая Л.И. Зерновое хозяйство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. с. 19-42.

12. Раковецкая Л.И. Территориальные аспекты развития зернового хозяйства СССР// Вестн. Моск.ун-та. Сер. География. № 2. с. 37-44.

13. Статистический ежегодник стран-членов СЭВ. М.: Финансы и статистика. 1990. с. 372-374, 380-381 и др.

14. Иоффе Я.А. Мы и планета. Цифры и факты. М.: Политиздат, 1988.

15. Народное хозяйство Российской федерации. М., 1995.

16. Раковецкая Л.И. Региональные особенности проведения аграрной реформы в России. М.:. Вестник Моск.. ун-та . Сер. География. № 5. 1996.

2.3. География населения

Особенности динамики численности населения разных стран тесно связаны с их положением на шкале демографического перехода. Концепция демографического перехода описывает исторически обусловленную смену различных типов воспроизводства: переход от традиционного типа, для которого характерна высокая нерегулируемая рождаемость и высокая смертность, к современному (или рациональному), с низкой рождаемостью и развитым планированием семьи.

Собственно процесс демографического перехода включает четыре последовательные стадии. Для первой характерно сохранение высокой рождаемости при резком сокращении смертности, что приводит к очень высокому естественному приросту населения. Именно эта стадия и называется часто “демографическим взрывом”. Она характерна для стран Африки, южной и юго-западной Азии (особенно мусульманских государств), в СНГ на этой стадии находятся республики Средней Азии, прежде всего Таджикистан. На второй стадии происходит переход от многодетной к малодетной семье, снижение рождаемости опережает снижение смертности, поэтому естественный прирост замедляется. Для третьей стадии характерно некоторое повышение смертности из-за общего постарения населения, рождаемость уменьшается уже незначительно. В этот период может происходить небольшой рост, простое замещение поколений или даже некоторая убыль населения. На последней, четвертой стадии показатели рождаемости и смертности выравниваются, общий рост населения должен прекратиться.

Концепция демографического перехода объясняет главные, базовые различия в динамике численности населения, с ее помощью можно проанализировать основные тенденции динамики по республикам бывшего СССР в 80-е годы. Но существуют и другие причины, влияющие на динамику, хотя и более кратковременно. Во-первых, это демографические волны, связанные с резким сокращением рождаемости в военные годы. В конце 80-х - начале 90-х годов в детородный возраст вступило относительно малочисленное поколение , чьи родители появились на свет в военные годы. Еще одной причиной сокращения рождаемости стал экономический кризис, его воздействие было наиболее сильным в республиках СНГ, завершающих демографический переход. При современном типе воспроизводства число детей планируется, поэтому ухудшение экономического положения сразу отразилось на рождаемости. Это особенно сильно проявилось в России, где в подавляющей части регионов наблюдается естественная убыль населения, превышение рождаемости над смертностью сохранилось лишь в некоторых республиках, позднее других, начавших демографический переход (Туве, Калмыкии, Дагестане, Ингушетии и др.).

Роль миграций в динамике населения особенно заметна на примере стран переселенческого капитализма, в определенные периоды истории миграция давала основную часть прироста их населения. В динамике численности населения республик бывшего СССР миграционный прирост (или убыль) в 60-70-е годы были менее значимы, чем естественный прирост, хотя в Эстонии и Латвии, ранее всех подошедших к завершению демографического перехода, миграция давала заметную часть прироста населения. Россия в этот период теряла население в миграционном обмене с другими республиками. Постепенно тенденции поменялись на противоположные: русские стали возвращаться, сначала из республик Закавказья (еще в 60-е годы), затем из Казахстана (с середины 70-х), а в 80-е годы сформировалось устойчивое положительное сальдо миграций в обмене со Средней Азией. Возвратная миграция стала следствием “демографического взрыва” в этих республиках, отток русских и русскоязычных был связан с возросшей конкуренцией на рынке труда. Поэтому распад СССР не изменил миграционных тенденций, он их только усилил: чистая миграция в Россию из Ближнего Зарубежья увеличилась со 163 тыс.чел в 1989 г. до 810 тыс.чел в 1994 г. В последние годы миграционный приток в Россию компенсирует до 90% естественной убыли населения.

В пределах России роль миграций была особенно заметной в восточных и северных районах, в 70-80-е годы наибольший прирост отмечался в нефтегазодобывающих округах Западной Сибири. В основном за счет миграций росло население крупных городов, особенно Москвы, Ленинграда и столичных областей. Третьим центром притяжения были русские регионы Северного Кавказа благодаря хорошим природно-климатическим условиям и более дешевой жизни.