Работы “Римского Клуба”[**]* показали, что переход к устойчивому обществу требует тщательно сбалансированных дальних и ближних целей и акцента на достаточности, равенстве и качестве жизни, а не на объеме производства.
Вот уже более 200 лет рост является основной характеристикой поведения социально-экономической системы. Все основные элементы глобальной системы: численность населения, производство продуктов питания, промышленное производство, потребление ресурсов и загрязнение окружающей среды - находятся в состоянии роста. Более того, они возрастают все стремительнее. Их увеличение подчиняется закону, который математики называют экспоненциальным ростом. При линейном росте величина приращения является постоянной в течение заданного периода времени. Величина растет экспоненциально, если ее приращение пропорционально уже имеющейся величине, т.е. удвоение происходят за один и тот же отрезок времени. В таблице № 1 показан гипотетический пример того, как действует время удвоения.
Таблица 1.
Время удвоения.*
Годовые темпы роста, % | Время удвоения, лет |
0,1 | 700 |
0,5 | 140 |
1,0 | 70 |
2,0 | 35 |
3,0 | 23 |
4,0 | 18 |
5,0 | 14 |
7,0 | 10 |
10,0 | 7 |
Рост, став доминирующей характеристикой поведения мировой системы, весьма неэффективно решает проблемы, которые его порождают. Современные высокие темпы использования ресурсов не являются необходимыми для обеспечения достаточного уровня жизни всего человечества. Существуют и возможны такие технические достижения и такое повышение экономической эффективности, которые обеспечат производство конечных продуктов и услуг при значительном снижении нагрузки на планету. Эти возможности либо совсем не используются, либо используются недостаточно эффективно для того, чтобы увидеть быстрые перемены. Подтолкнуть человечество к выбору того пути развития, который обеспечит ему выживаемое будущее, должно осознание того, что оно вышло за пределы. “...Возможно осталось в запасе около 10 лет, чтобы прекратить свои давние споры и наладить глобальное сотрудничество в области обуздания гонки вооружений, оздоровления окружающей среды, приостановки взрывного роста численности населения и придать необходимый импульс усилиям по обеспечению развития... Человечество способно сделать развитие устойчивым, когда нужды сегодняшнего поколения будут удовлетворяться не за счет будущих поколений...” (Медоуз Д., с.91).
1.2. Глобальная демографическая проблема
К объектам, растущим в современном мире экспоненциально, относится прежде всего население.
В 1945 г. выдающийся демограф Фрэнк Ноутстайн разработал в общих чертах теорию демографических изменений, связавшую воедино рост населения, экономическое развитие и социальный процесс. Эта концепция, известная как теория демографического перехода, подразделяет все общества на три типа. И хотя в своей работе Ф.Ноутстайн опирался главным образом на европейский опыт, его теория послужила основой исследования проблем населения во всем мире и сохранила свое значение до наших дней.
Рис. 1.
Демографический переход населения мира.*
Согласно этой концепции, для обществ первого типа, находящихся на первом этапе демографического развития, характерны высокие показатели рождаемости и смертности, рост населения незначителен или вовсе отсутствует. Таковы общества присваивающей экономики. По мере улучшения условий жизни, расширения производства продовольствия, развития здравоохранения, предусматривающего проведение массовых вакцинаций и т.п., создается общество второго типа, когда рождаемость сохраняется высокой, в то время как смертность резко падает, в результате чего численность населения быстро увеличивается. Третий тип общества складывается, когда его социальные и экономические устремления вкупе со снижением детской смертности приводят к нежеланию иметь много детей и, следовательно, сокращению среднего размера семьи. Для обществ этого типа характерно приблизительное уравнение показателей рождаемости и смертности, при значительно более низких их уровнях по сравнению с обществами первого типа.
Эта теория широко использовалась демографами для объяснения различий в темпах роста населения и для демографических прогнозов как для отдельных стран, так и мира в целом. Однако к концу ХХ столетия стало очевидным, что теоретики не предусмотрели опасности, которая подстерегала развивающиеся страны на втором этапе демографического развития. Будучи не в состоянии достичь экономических и социальных результатов, ведущих к снижению рождаемости, развивающиеся страны попали в своеобразную демографическую ловушку. Теория не дает ответа на вопрос, что произойдет, когда ежегодно увеличивающееся на 3% население стран, находящихся на втором этапе демографического развития (что означает 20-кратное увеличение за 100 лет), ляжет невыносимым бременем на природные системы жизнеобеспечения.
В принципе рост доходов и снижение рождаемости могут довольно быстро привести к равновесию третьего этапа демографического развития. Однако если население к этому моменту уже достигнет некоторой критической точки, то связанное с ростом доходов увеличение потребностей приведет к истощению природных ресурсов - лесов, пастбищ, почв и вод, что в свою очередь снизит производство продовольствия и уровень доходов и отрицательно скажется на демографическом развитии общества.
В 1650 г. численность населения земного шара составила около 0,5 млрд. человек и увеличивалась приблизительно на 0,3% в год, что примерно соответствует времени удвоения, равному 250 годам.
К 1900 г. численность населения достигла 1,6 млрд. чел. при годовых темпах роста 0,5% и времени удвоения 140 лет.
В 1970 г. численность населения равнялась 3,6 млрд. чел., а темпы роста увеличились до 2,1% в год. Это был не просто экспоненциальный, а “сверхэкспоненциальный” рост, поскольку возрастали сами темпы роста. Это произошло потому, что уменьшился уровень смертности. Рождаемость тоже снизилась, но в гораздо меньшей степени. Следовательно, численность населения возросла.
С 1971 г. по настоящее время смертность продолжала падать, но рождаемость при этом уменьшалась в среднем несколько быстрее (рис.1). В то время как численность населения выросла с 3,6 до 5,8 млрд. чел., темпы ее роста упали с 2,1 до 1,7% в год. Но абсолютный прирост последних лет больше, чем раньше. Следовательно, рост продолжает оставаться экспоненциальным. 90% общего прироста населения приходится на промышленно менее развитые страны (рис. 2).
Рис.2.
Годовой прирост численности населения мира.*
Объем промышленного производства, отнесенный к базисному 1963 г., также обнаруживает явные тенденции к экспоненциальному росту (рис. 3). Годовые темпы роста мирового промышленного производства за период 1970-1990 г. в среднем составили 3,3%, но обращает на себя внимание тот факт, что рост производства на душу населения составил только 1,5% в год.
Рис. 3
Индекс объема мирового промышленного производства.
Ниже (рис. 4,5,6) представлены модели динамического роста численности населения.
1. Если рождаемость выше смертности, то численность населения растет экспоненциально (рис.4).
2. Если смертность превышает рождаемость, то численность населения уменьшается, приближаясь к нулю (рис.5).
3. Если рождаемость и смертность одинаковы, число родившихся будет равно числу умерших и численность населения останется постоянной, хотя вновь рождающиеся будут непрерывно заменять умирающих. Такое состояние устойчивости называется динамическим равновесием.
Рис.6.
Сочетания рождаемости и смертности так же разнообразны, как разнообразны культуры и пути исторического развития стран и этнических групп мира. Но среди этого разнообразия наблюдается несколько общих тенденций, а именно: 1) высокая рождаемость и высокая смертность; 2) высокая рождаемость и снизившаяся смертность; 3)низкая рождаемость и низкая смертность. Смертность во второй фазе (рис. 1) снижается в связи с успехами здравоохранения, рождаемость в третьей фазе падает, так как вступает в силу ограничение рождаемости.
Выделяют 2 типа воспроизводства населения: 1) очень высокая рождаемость при снизившейся смертности, высокие темпы роста населения; 2) средние и низкие показатели рождаемости, резкое уменьшение смертности, замедление темпов роста населения или стабилизация его численности.
Первый тип воспроизводства населения соответствует концу 1-й фазы и 2-й фазы ДП; второй тип - 3-1 фазе ДП.
Некоторые из промышленно менее развитых стран, к числу которых принадлежит большинство африканских государств, еще имеют относительно высокие уровни смертности и еще более высокие уровни рождаемости. Темпы роста их численности населения составляют 2-3% в год и могут возрасти еще больше при снижении смертности.
Страны со средним уровнем развития промышленности, такие, как Бразилия, Индонезия, Таиланд и Египет, обычно характеризуются низкой смертностью при все еще высокой, хотя и снижающейся рождаемости. Темпы роста численности населения в этих странах колеблются от средних до высоких (1-4% в год).
Для большинства стран с высокоразвитой промышленностью, таких, как страны Северной Америки, Европы и Япония, характерны низкая смертность, низкая рождаемость и невысокие (менее 1% в год) темпы роста. В некоторых европейских странах уровень рождаемости сегодня ниже уровня смертности, так что население этих стран очень медленно сокращается (к ним относится и Россия, и Украина)
Во время демографического перехода сначала падает коэффициент смертности, а затем и рождаемости. В Швеции (рис.7) ДП занял около 200 лет, причем коэффициент рождаемости был очень близок к коэффициенту смертности. За это время численность населения Швеции выросла менее чем в 5 раз. Япония служит примером страны, у которой демографический переход займет не более 100 лет. У промышленно менее развитых стран меньше времени для завершения этого смещения и разрыв между коэффициентами рождаемости и смертности здесь больше, чем в любой из стран, давно вступивших на путь индустриального развития (рис.8).