Как упоминалось различные квазирелигиозные "учения" легко накладываются на инфантильную психику и психопатологию "пограничного уровня". Понятно, что в таких случаях наиболее податливыми являются подростки. В плане завлечения их в свои сети наибольшей активностью отличается сатанизм, поскольку он по сути своих "доктрин" наиболее соответствует гедонистическим установкам современной молодежи, отравленной поп-культурой.
В настоящее время в сатанизме очень много направлений и большинство из них черпают свои идеи из "Черной библии", которую в 1968 году написал бывший циркач Энтони Ла Вей. В этой "библии" изложены девять заповедей с основным смыслом - христиански признанный порок есть добродетель и наоборот:
"Можно все; человек - передовое животное, значит, надо жить по законам животного мира и совершать все так называемые грехи... испытывать ответственность только по отношению к ответственным. Врагам необходимо мстить и ощущать от этого радость". Поклонник сатаны и в аду будет испытывать радость, на сей раз от того, что будет мучить праведных людей.
Сатанизм можно еще назвать идеологией гедонизма без каких-либо ограничений. Основа истинного культа сатаны - ритуальное убийство, судебно-психиатрические экспертизы по этим случаям - не редкость.
Примером таких убийств может быть следующее.
Группа активистов одной из сатанистских сект (арестовано было 10 человек) в 1997 году накануне православной Пасхи получили задание подготовить и совершить традиционный ритуал - заставить христианина отказаться от своего Бога и начать поклоняться Сатане. Выбор пал на молодого мужчину, который отказался это сделать, чем подписал себе смертный приговор. Его связали, положили на ритуальный стол, заблаговременно покрытый черной скатертью. Присутствующим были выданы обрядные балахоны с сатанинской символикой, черные свечи, другая атрибутика и началось чтение Сатанинской библии. Затем каждый из присутствующих нанес по ритуальному удару ножом, а вытекающую из ран кровь начали собирать в посудину. Все присутствующие в знак преданности Сатане выпили по глотку теплой крови. На этом торжество не закончилось - начались ритуальные пляски на трупе с заклинаниями, выбранными из текстов Сатанинской библии. Летом того же года те же "сатанисты-активисты" совершают очередное ритуальное действо, но в несколько измененной (но также канонизированной) форме: после отказа жертвы отречься от Бога его перед нанесением ударов ножом привязали к дереву, имитируя распятие Христа. В вину сатанистам прокуратура поставила убийства на религиозной почве при отягчающих обстоятельствах - создание преступной группы для отправления ритуальных обрядов жертвоприношения. Все обвиняемые по заключению судебно-психиатрического освидетельствования признаны вменяемыми.
Несмотря на отсутствие у них психической болезни, которая могла бы обусловить невменяемость, все же у сатанистов подобных групп, можно отметить и психические нарушения, которые в некоторых случаях позволяют давать заключение о "вменяемости не в полной мере". Во-первых, к такому выводу приводит психолого-психиатрический анализ сатанистов низшего уровня иерархии, которых только завлекают в число адептов и которые обнаруживают выраженные черты инфантильности и повышенной внушаемости, а во-вторых, упомянутое "зомбирование" действительно в некоторых случаях способно лишать адепта возможности в полной мере руководить своими действиями при ритуальном убийстве.
Для иллюстрации первого положения приведу свое заключение по запросу депутата Госдумы Н.В.Кривельской в отношении одной из подростковых сатанистских групп, отснятых на видеопленку:
"На видеопленке...представлен сатанистский ритуал, проведенный в ночное зимнее время около одного из подмосковных кладбищ. Участники ритуала - юноши и девушка - произносят клятвы поклонения и "бесконечного почтения" сатане, готовности выполнять все его требования, быть стойкими в своем противопоставлении общепризнанным моральным нормам во имя получения плотских удовольствий. Все эти заклинания произносятся и повторяются вокруг "алтаря", на котором находится сатанинская "библия", меч, муляж мужского полового члена, черные свечи, какой-то (судя по бутылке) алкогольный напиток. Присутствующие находятся в ритуальных черных одеждах с надписью "Церковь сатаны" и сатанинским символом. Можно отметить, что по ходу проведения ритуала и принятия указанного напитка создается все усиливающаяся эмоциональная атмосфера таинственности, исключительности, постепенно нарастающая до экстатической напряженности. На этом фоне вновь повторяются клятвы верности сатане, призывы типа: "Да будут свергнуты без пощады и жалости...". Обращает на себя внимание ряд деталей (детско-игровой характер поведения и реакций, неопрятный вид присутствующих, в том числе грязные крашеные ногти девушки, ее неспособность быстро и четко прочитать предложенный текст "библии" и др.).
Часть 3.
Мистико – шизофренические болезни.
Основные положения.
Здесь я приведу классификацию мистико – шизофренических болезней. И постараюсь их как можно более подробно описать. Мистико – шизофренические болезни я определяю как психические заболевания связанные с занятием мистицизмом, из можно выделить занятие контактерством, оккультизмом, уфологией, магией, шаманизмом без специального сопровождения. Данная классификация может изменятся под действием новых исследований и открытий в области психиатрии и психологии.
1. Оккультная болезнь.
2. Шаманская болезнь.
3. Болезнь контактеров.
1. Оккультная болезнь
Священнослужителям и православным врачам известны трагические последствия лечения людей у экстрасенсов, биоэнергетиков и колдунов. Если это не просто шарлатаны, а действительно экстрасенсы, то в ряде случаев обращающиеся к ним могут получать облегчение или даже исцеление от своих заболеваний. Но по прошествии нескольких месяцев, реже - года (по наблюдениям о. Анатолия Берестова, чаще - от 2 до 6 мес.) болезнь возвращается с новой силой, лечить ее становится гораздо сложнее, часто поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения, приводящие подчас к самоубийству.
Духовно-врачебный опыт Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского (г. Москва), руководитель профессор доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий Берестов) по работе с людьми, лечившимися у так называемых целителей, позволяет выделить следующие синдромы "оккультной болезни".
Изменение характера
В результате увлечения суевериями или оккультной практикой может сформироваться характер, которому свойственно "ослиное упрямство". Такому человеку никто ничего не может посоветовать: он отвергает любые разумные доводы. Его девиз гласит: "Головой о стену!" Такие люди очень сильно страдают от своего характера и часто говорят друзьям: "Когда-нибудь мое ослиное упрямство меня погубит!".
Некая благочестивая дама, в юности занимавшаяся столоверчением и гаданием на картах, страдала от необычайной жесткости своего характера. Почти ничто не могло ее взволновать. "У меня каменное сердце, - говорила она. - Я страдаю от своего жестокосердия!"
Один мужчина, очень сильно интересовавшийся знаками зодиака и внимательно изучавший гороскопы, стал мрачным и необщительным. Он с большим трудом вступал в общение с другими людьми и жил очень замкнуто.
Другая женщина любила гадать на картах и интересовалась предсказаниями. Она постоянно ссорилась со своей семьей и друзьями. Ссоры стали поистине главным в ее жизни.
Еще одним результатом оккультного гнета является чувство непримиримости. Человек, подверженный ему, не может примириться с другими, не может попросить прощения и сам простить, даже если хочет этого. "Я вообще не хочу мириться!" - призналась мне одна женщина.
В результате оккультной тирании может возникнуть жадность или непомерная расточительность, которые сильно осложняют жизнь и тяготят человека.
Всякий, кто раздражается по малейшему пустяку, по-видимому, тоже платит долги. Встречаются люди, которые раздражаются постоянно, и даже если такой человек считает, что все дело в его характере, перед нами все равно проявления ненормального поведения.
Еще в детстве одна женщина была исцелена с помощью магии. Потом она стала хорошей христианкой, но часто раздражалась по всякому пустяку. Она очень сильно страдала от своего характера и, только став на путь освобождения, ощутила, что Иисус Христос полностью избавил ее от этого гнета.
К изменениям, происходящим в характере, относится и вспыльчивость. Можно с уверенностью сказать, что вспыльчивый характер не относится к тем характерологическим особенностям, которыми Бог наделил нас на нашем жизненном пути. Такой человек может говорить: "Вспыльчивый характер я унаследовал. Я просто все время веду себя несдержанно". В действительности такие слова являются всего лишь самооправданием. Человек пытается сдерживаться, но это у него не получается. Вспыльчивый характер может представлять собой ту цену, которую нам приходится уплатить, и, тем не менее, вовсе нет необходимости оставаться вспыльчивыми всю жизнь. Бог может освободить нас и от этого. Один молодой человек не только не мог бросить курить, но и был очень вспыльчивым. Он и сам боялся этих вспышек гнева. Мать лечила его с помощью различных оккультных методов, и в результате молодой человек стал очень несдержанным. "Если бы я раньше знал о настоящем пути к свободе, - признавался он, - я бы не мучился так долго из-за своего вспыльчивого характера. Благодарю Бога за то, что Он освободил меня от этого!"
Изменения характера, возникающие в результате оккультной практики, всегда приводят к негативному поведению. Божий враг предлагает нам на первый взгляд заманчивую помощь, однако, в действительности оказывает очень плохую услугу. В любом случае за дьявольские услуги нам приходится платить крайне высокую цену. Такая помощь не стоит того, чтобы к ней обращаться. Бог вознаграждает наше доверие, и от Него мы получаем истинную помощь и настоящую свободу.