У контактеров также появляется метапрограммирующее сознание (способность выбирать между различными туннелями реальности), признаком чего являются их несовершенные метафоры о “параллельных мирах”, “иных реальностях” и прочий оккультный жаргон.
Часто отмечаются нейрогенетические (коллективное бессознательное Юнга) видения — от демонов и волосатых карликов до Космической Богини или Божьей Матери, увенчанной звездами, из языческой и католической иконографии.
В литературе о НЛО упоминается даже о включении мета-физиологического (квантового) уровня, начиная с путешествий во времени и “выходов из тела” и заканчивая предполагаемыми телепортациями.
Особое внимание следует обратить на то, что в уфологии распространены сведения как о позитивных, так и о негативных видениях во всех этих контурах. Кажется, что, если Программисты имеют по отношению к нам хорошие намерения, они случайно многим причиняют зло; если же они, как считает д-р Валле, имеют по отношению к нам плохие намерения, они случайно делают добро некоторым из нас. Но это справедливо и для всей технологии изменения мозга в целом.
Складывается впечатление, что монистическая теория заговоров Валле настолько же несостоятельна по отношению к НЛО, насколько монистические теории заговоров вообще несостоятельны по отношению к политике. Более правдоподобным выглядит предположение, что явления, связанные с НЛО, подобно другим изученным нами видам изменения мозга, иногда имеют спонтанный, а иногда — запрограммированный характер; и что существуют соперничающие банды программистов, намерения которых относительно человечества радикально различаются.
Навязчивые псевдогаллюцинации возникают при параноидной шизофрении и заключаются в непрерывно повторяющихся вербальных галлюцинациях с интрапроекцией. Навязчивыми могут быть также психические галлюцинации. Те и другие не изолированы от остальной психотической симптоматики, первые - как правило, а вторые всегда обладают чувством сделанности. Чувство насильственное при галлюцинациях обусловливает убежденность в том, что они возникли насильственно, но нет еще бредовой интерпретации, согласно которой человек считает, что они специально "кем-то сделаны" (возникли по чьей-то злой воле, под влиянием лечащего экстрасенса, аппаратуры КГБ, НЛО и т. п.). Чувство сделанности галлюцинаций обычно связано, а иногда полностью отождествляется с ощущением постороннего влияния - внешнего, злонамеренного воздействия, то есть представляет собой бредовую интерпретацию галлюцинаторных переживаний. Однако если при чувстве сделанности всегда имеется "экстрасенсорный" бред, то не все галлюцинации, входящие в структуру галлюцинаторно-параноидного синдрома, сопровождаются активным чувством сделанности. Иначе говоря, одни галлюцинации воспринимаются "экстрасенсом" как специально сделанные, показываемые ему (например, висящий в воздухе телеэкран, показываемый "контактеру" инопланетянами в "Пермском треугольнике"), а другие (в виде, например, направленных против "экстрасенса" разговоров) никем специально не делаются, а просто, по мнению "экстрасенса", действительно существуют.
Сенсорность галлюцинаторного образа - это не столько количественная оценка контрастности, яркости, громкости, галлюцинаций, сколько качественное определенна степени их принадлежности к категории "чувствования".
При непрерывной шкале переходов от галлюцинозов и галлюцинаций к галлюциноидам, псевдо- и психическим галлюцинациям постепенно уменьшается участие сенсорного компонента и увеличивается связь галлюцинаторного феномена с патологически измененным мышлением. Так, например, при вербальном галлюцинозе голоса яркие, реалистичные. По тональности голоса "экстрасенс" нередко определяет не только принадлежность говорящего к тому или иному полу, но и его возраст. При оптическом галлюцинозе обманы восприятия также очень яркие, красочные, иногда в виде картин, лишенных объемности. Видятся они с четким разграничением деталей (выражение глаз, цвет лица, морщины и т. д.).
Слуховые галлюциноиды (неполные псевдогаллюцинации), наоборот, характеризуются тем, что слова при них слышатся нечетко, неясно, неразборчиво, лишены тональности, нередко "экстрасенс" затрудняется определить, мужские они или женские. Зрительные галлюциноиды также лишены яркости, четкости, смазаны, иногда представляются в виде тени, контура, неузнаваемы. При псевдогаллюцинациях чувственный компонент (сенсорность), как правило, постепенно уменьшается до полного его исчезновения при психических галлюцинациях.
Что касается пространства и времени, то "экстрасенс" должен быть подвергнут опросу и анализу о его ощущениях собственного положения во времени и пространстве и положении во времени и пространстве воспринимаемых им галлюцинаторных образов. Многие "экстрасенсы" утверждают, что они "левитируют", свободно, по желанию, перемещаются во времени и пространстве, часто посещают Космос и иные миры, "телепортируют" и т. п.
Психопатологический анализ пространственной характеристики галлюцинаций обусловлен ее многомерностью, разнообразием учитываемых параметров и их сочетаний. К таким параметрам относятся:
а) разная проекция галлюцинаторного образа в пространство (экстра- и интрапроекция);
б) разграничение внешнего пространства на объективное - воспринимаемое и субъективное - представляемое, или галлюцинаторное;
в) наличие или отсутствие точной локализации в воспринимаемом пространстве галлюцинаторного образа, его ассимиляция окружающей реальной обстановкой или автономность;
г) разделение галлюцинаторного пространства на видимое при открытых глазах (с замещением или без замещения объективного воспринимаемого пространства) и видимое при закрытых глазах;
д) разделение галлюцинаций, не проецирующихся во внешнее пространство, но локализующиеся в голове, во внутренних органах и вне поля зрения.
Галлюцинации, локализующиеся внутри головы, по своим взаимоотношениям с пространством сравнительно однородны. А галлюцинации, обладающие зкстрапроекцией, наоборот, по своим взаимоотношения с пространством весьма разнообразны. Варианты таких галлюцинаций составляют все теоретически допустимые переходы от локализующихся во внешнем воспринимаемом пространстве и ассимилируемых им до видимых в представляемом пространстве и граничащих с галлюцинациями в интрапроекции.
Чувство реального существования галлюцинаторного образа тем больше выражено, чем больше степень помрачения сознания "экстрасенса". Вера "экстрасенса" в реальность существования галлюцинации находится в прямой зависимости от состояния сознания, от сохранности мышления и интеллекта и, в конечном итоге, от состояния мировоззренческой критики. От этих же факторов зависит и характер оформления галлюцинаторного образа: в виде естественного по величине, форме, окраске или неестественного, нереалистичного.
Иллюзии и галлюцинации могут быть связаны с бредом в следующих вариантах:
а) иллюзии, галлюцинации предшествуют бреду, бред возникает после них и связан с ними сюжетно;
б) иллюзии, галлюцинации предшествуют бреду, бред возникает после них, но по сюжету он самостоятелен и никакой связи с ними не имеет;
в) иллюзии, галлюцинации и бред, связанные или не связанные по содержанию, возникают одновременно или порядок их возникновения установить не удается;
г) возникновение бреда предшествует иллюзиям или галлюцинациям, они присоединяются к бреду, и их содержание вытекает из бреда;
д) возникновение бреда предшествует иллюзиям или галлюцинациям, они присоединяются к бреду, но имеют самостоятельное, не связанное с бредом содержание.
Мой личный опыт показывает, что у "контактеров" бред почти всегда предшествует иллюзиям и галлюцинациям, а у "астрологов" бред чем-то похож на "словесный понос" и может быть совершенно не связан с иллюзиями и галлюцинациями, это просто словесный наукообразный беспредел. У "ясновидящих" бред, как правило, связан с "видениями" сюжетом и возникает после иллюзий и галлюцинаций. Хуже всего у "демократов", у них бред вообще не связан с реальной действительностью, такое впечатление, что иллюзии и галлюцинации их никогда не покидают (яркий пример Егор Гайдар) и они все время в бреду, иногда пьяном, но чаще шизофреническом и идиотическом...
Галлюцинации, сюжет которых вытекает из содержания бреда, в противовес галлюцинациям, "питающим" содержание бреда, обычно имеют меньшую четкость, яркость, сенсорность, естественность, реальность для галлюцинанта.
Иллюзорные и галлюцинаторные феномены принято разделять по виду анализатора - слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные.
В число вспомогательных признаков галлюцинаций обычно входит оценка статичности или динамичности, устойчивости (стабильности или лабильности), ритмичности, непрерываемое или эпизодичности галлюцинаций. Вспомогательными признаками являются также оценка величины, телесности, прозрачности, окрашенности, двух- или трехмерности (объемности), одиночное™ или множественности галлюцинаторного образа, порядок возникновения отдельных его деталей, Анализ статичности и динамичности включает оценку изменчивости или движения объективного и субъективного пространства, а также галлюцинаторного образа.
Галлюцинации, обладающие признаком телесности, могут быть естественными по своему внешнему оформлению и неестественными, могут казаться галлюцинанту реально существующими и нереальными. Чем больше степень телесности, естественности галлюцинации, тем вероятнее ее возникновение в воспринимаемом пространстве. Особое положение занимают галлюцинаторные образы "бестелесные" - прозрачные. Они могут быть расплывчатыми, как туман, или четко кон-турированными и, как правило, имеют двухмерное изображение. Нередко расплывчатый образ возникает у "экстрасенсов" в виде иллюзии. .
Исследованиями установлено:
1) кофеин в больших дозах усиливает галлюцинаторные образы, делает их более чувственными и значимыми, а в малых дозах ослабляет или полностью устраняет их;
2) подкожное введение пилокарпина ухудшает состояние и усиливает интенсивность голосов, вызывая многочисленные галлюцинации общего чувства;
3) опий, гашиш, ЛСД усиливает, а хинин ослабляет псевдогаллюцинации;
4) острое опьянение ослабляет, а состояние похмелья усиливает псевдогаллюцинации;
5) скополамин, веронал вызывают смягчение галлюцинаторного синдрома у больных шизофренией, в частности, галлюцинации становятся менее интенсивными и увеличиваются перерывы между ними;
6) алкоголь и хлоралгидрат замедляют галлюцинаторные восприятия, а чай и морфий ускоряют их.
А теперь несколько слов о галлюцинозах, которые делят на истинные и органические. Галлюциноз - это галлюцинаторные феномены, возникающие вне помрачения сознания и наблюдаемые при отсутствии видимого расстройства мыслительного процесса; сопровождающиеся сохранностью критики до и после галлюцинирования и большей или меньшей критичностью в момент галлюцинирования; вызывающие адекватную эмоциональную и аффективную реакцию; локализующиеся всегда в экстрапроекции; не сопровождающиеся бредом или сочетающиеся с бредом, возникшим после галлюцинаций и зависимым от них сюжетно. При галлюцинозе не "галлюцинация - дочь бреда", а наоборот, "бред - пасынок галлюцинации". При возникновении всех видов галлюциноза обязательно наличие большей или меньшей органической патологии (органического заболевания мозга). Во всех остальных случаях - это "способность к визуализации", которая может быть присуща человеку в случае специальных СК-тренировок или закрепленного природного дара. Органический или неврологический галлюциноз отличается проекцией в представляемое или воспринимаемое пространство, но всегда без ассимиляции окружающей обстановкой; отсутствием реалистичности (часто в виде микропсий и зоопсий); добродушным отношением галлюцинанта к видениям. Этот галлюциноз чаще всего представляет синдром, характеризующий основное органическое страдание (поражение мезенцефальной области зрительного рецептора и др.). Истинный галлюциноз отличается от органического экстрапроекцией галлюцинаторного образа только в воспринимаемое пространство; связью с окружающими действительными предметами; реалистичностью оформления, но без веры в его действительное существование (благодаря большей или меньшей критике) и более аффективной реакцией на содержание галлюцинаторных переживаний.
Галлюциноидами называют неполные псевдогаллюцинации, то есть феномены, промежуточные между истинными и псевдогаллюцинациями. Характеризуясь возникновением при непомраченном сознании и наличием внутренней связи с патологией мышления, экстрапроекцией и отсутствием прямой зависимости от рецепторных органов, лабильностью и статичностью в пределах галлюцинаторного образа, они лишены естественности внешнего оформления, не имеют четкой локализации в пространстве, не ассимилируются окружающей обстановкой и галлюцинантами обычно оцениваются как нереальные. Таким образом, галлюциноиды, утратив основные свойства истинных галлюцинаций, не стали еще полными псевдогаллюцинациями. Это мимолетные, нечеткие, неясные "обманы": тень или призрак, прошедший перед глазами, образ, фигура, видимые недалеко от глаз и исчезающие при попытке вглядеться. Это также неясный, нечеткий монолог или диалог - "голос" с невозможностью разобрать, мужской он или женский, слышимый извне, но без определенного содержания и локализации в пространстве.
Несколько слов о псевдогаллюцинациях, это "весьма живые и чувственно до крайности определенные субъективные восприятия, характеризующиеся всеми чертами, свойственными галлюцинациям, за исключением существенного для последних характера объективной действительности; только в силу отсутствия этого характера они не суть галлюцинации" (В. X. Кандинский). Псевдогаллюцинации - это являющиеся в сознании живые образы (чувственные представления), сознаваемые как "нечто субъективное, аномальное, новое"; быстро сменяющиеся при закрытых глазах яркие образы, не связанные друг с другом, непроизвольные.
Понятие "психические галлюцинации" впервые описал Г. Бай-арже (1842), а затем дополнил В. X. Кандинский (1885).
Г. Байарже пишет: "Необходимо признать, что существует два рода галлюцинаций: полные галлюцинации производятся двумя моментами, они суть результата совместной деятельности воображения и органов чувств: это - психосенсорные галлюцинации; другого рода галлюцинации происходят единственно от непроизвольной деятельности памяти и воображения и являются совершенно независимыми от органов чувств; это - неполные или психические галлюцинации, в них вовсе нет сенсорного элемента". Далее подчеркивается, что при психических галлюцинациях больные не испытывают ничего похожего на восприятия слуховые, они слышат мысль без посредства звука, слышат "тайный внутренний голос", не имеющий ничего общего с голосами, воспринимаемыми при посредстве уха, они ведут со своими невидимыми собеседниками интимные разговоры, в которых чувство слуха положительно не играет никакой роли. Больные говорят, что они одарены шестым чувством, что они могут воспринимать чужие мысли без посредства слов, что они могут иметь духовное общение со своими невидимыми собеседниками, причем понимают последних посредством интуиции". В. X. Кандинский приводит вывод Г. Байарже о том, что нельзя говорить о "голосах", если явление совершенно чуждо чувству слуха и происходит в глубинах души.
В. X. Кандинский подтверждает существование галлюцинаций, при которых больные уверяют, что слышат беззвучно (иногда с очень больших расстояний), "посредством интуиции", мысли других лиц, что они могут вести со своими невидимыми собеседниками интеллектуальные разговоры, "вступать своей душой в общение с душами этих лиц", слышать гениальные таинственные или внутренние "голоса". Вместе с тем он подчеркивает, что признаки психических галлюцинаций существенно отличаются от признаков псевдогаллюцинаций: "Устанавливая факт существования психических галлюцинаций, Байарже указывал именно на "внутренние голоса" душевнобольных. Однако, внимательно читая о психических галлюцинациях у Байарже, нетрудно убедиться, что он скорее дает описание простого (то есть нечувственного насильственного мышления, чем тех живо чувственных субъективных восприятий, которые я называю псевдогаллюцинациями слуха".
"Таким образом, описание Байарже, - заключает В. X. Кандинский, - приложимо к тому, что некоторые из моих больных называют "мысленные внушения", "мысленная индукция" и что они отличают от "внутреннего слышания", от "внутреннего слухового внушения" или от "внутренней слуховой индукции"; первое из этих явлений имеет характер действительно чисто интеллектуальный, и органы чувств, в частности орган слуха, здесь нимало не замешаны. Напротив, во втором случае мы имеем дело с явлением резко чувственным, с особого рода весьма живыми и именно слуховыми субъективными восприятиями; местом происхождения которых могут быть только специально слуховые области головной мозговой коры".
Психические галлюцинации, следовательно, характеризуясь так же, как псевдогаллюцинации, насильственностью возникновения, чувствами чуждости и нереальности, имеют еще больше, чем псевдогаллюцинации, ограничения пространственной локализации до интрапроекции и связь (до слияния) с патологически измененным мыслительным процессом (при непомраченном сознании больного).
Если для возникновения псевдогаллюцинаций чувства постороннего влияния, внешнего воздействия, сделанности типичны, но не обязательны (встречаются исключения), то для психических галлюцинаций наличие этих чувств обязательно и исключений не бывает. Кроме того, отделяет психические галлюцинации от псевдогаллюцинаций (только отделяет, а не принципиально отличает) отсутствие при них элементов сенсорности, то есть связи с каким-либо конкретным чувствованием. Учитывая это обстоятельство, некоторые авторы называют психические галлюцинации парасенсорными.
Вместе с тем отличие психических галлюцинаций от псевдогаллюцинаций оказывается только феноменологическим, а не принципиальным и не затрагивает основных (общих и частных) критериев клинической оценки.
К одному из спорных вопросов учения о галлюцинациях относится вопрос о возможности взаимного превращения истинных и псевдогаллюцинаций при шизофрении.
Клиническими фактами, подтвержденными многочисленными наблюдениями, следует считать возможным как одновременное наличие в психическом статусе больных шизофренией истинных и псевдогаллюцинаций, так и последовательное появление при развитии психоза псевдогаллюцинаций после галлюцинаций истинных и истинных галлюцинаций после псевдогаллюцинаций. Последовательное появление в процессе развитая психоза одних или других психопатологических феноменов не доказывает, однако, возможности взаимного превращения этих феноменов друг в друга.
Большинство наблюдений показывает, что при развитии шизофренического психоза психопатологическая симптоматика либо ограничивается наличием истинных галлюцинаций (без последующего возникновения псевдогаллюцинаций), либо проявляется в виде псевдогаллюцинаций (без предшествовавшего и последующего возникновения истинных галлюцинаций), либо, наконец, содержит одновременно возникающие, не связанные друг с другом сюжетно истинные и псевдогаллюцинации.
Наблюдаемое иногда появление истинных галлюцинаций, сюжетно связанных с предшествовавшими псевдогаллюцинациями и бредом, мы объясняем аутосуггестивным механизмом возникновения, что не противоречит сказанному выше о более глубоком уровне патологии и нарушения мышления при псевдогаллюцинациях по сравнению с галлюцинациями истинными.
Аутосуггестивный механизм возникновения галлюцинаций можно представить себе в случаях, при которых развитие психоза характеризуется появлением псевдогаллюцинаций, затем бреда и потом истинных галлюцинаций, или бреда и истинных галлюцинаций без предварительных псевдогаллюцинаций, но при обязательном сюжетном совпадении всех симптомов. Патоки-нез указанных элементов развития психопатологического процесса можно теоретически допустить в плане суггестивного влияния бреда на возникновение истинных галлюцинаций. В данном случае более, чем когда-либо, приложима сентенция А. Эя (1932): "Галлюцинация - дочь бреда".
Аутосуггестивный характер истинных галлюцинаций в приведенных случаях в известной степени близок по механизму возникновения спонтанным галлюцинациям, появляющимся иногда у субъекта, находящегося в состоянии гипнотического сна после внушения ему ситуации, близкой к переживанию бреда преследования у психически больного. Так, при внушении весьма гипнабельному субъекту аффекта страха, связанного с тем, что он ночью в лесу встретил группу неизвестных людей, имеющих агрессивные намерения, он слышит не внушавшиеся ему, спонтанно возникающие "голоса" этих людей, бранящие, угрожающие, обсуждающие способ убийства, и ясно видит оружие убийства - ножи, револьверы, штыки и т. д.
Клиническая обоснованность приведенной аналогии, на наш взгляд, позволяет считать, что если внушенная (в состоянии гипнотического сна) враждебная субъекту ситуация влечет за собой появление слуховых и зрительных галлюцинаций, связанных по содержанию с этой враждебной ситуацией, то возникновение подобных же галлюцинаций может быть обусловлено убеждением в преследовании, связанным со сформировавшимся персекуторным бредом. Роль ряда факторов, осложняющих течение основного психического заболевания (алкоголизм, церебральный атеросклероз, травмы, психогении) в качестве условий, облегчающих аутосуггестив-ную природу появления истинных галлюцинаций под влиянием бреда, требует особой проверки.
Таким образом, можно представить себе следующие варианты возникновения истинных и псевдогаллюцинаций в процессе развития шизофрении:
а) в клинической картине психоза возникают только истинные или только псевдогаллюцинации;
б) по времени после истинных галлюцинаций или одномоментно с ними возникают псевдогаллюцинации при отсутствии сюжетной связи между одними и другими;
в) истинные галлюцинации возникают параллельно с уже имеющимися псевдогаллюцинациями (без наличия сюжетной связи между одними и другими) под влиянием дополнительных экзогенных вредностей;
г) псевдогаллюцинации, возникающие без предшествовавших истинных галлюцинаций, трансформируются, превращают ся в истинные галлюцинации (сюжетно связанные с псевдогаллюцинациями) при помрачении сознания больного;
д) истинные галлюцинации, сюжетно связанные с предшествовавшими псевдогаллюцинациями, возникают после них (но не трансформируясь из них) под влиянием аутосуггестивного воздействия бреда, непосредственно связанного с псевдогал люцинациями по схеме: псевдогаллюцинация - бред - истинная галлюцинация.
В отличие от псевдогаллюцинаций Кандинского вербальные и зрительные галлюцинации, обладающие интрапроекцией, но не отвечающие вышеуказанным основным критериям и имеющие экзогенно-органическую природу, называют псевдогаллюцинозом.
Псевдогаллюциноз встречается, по нашим наблюдениям, двух типов.
При первом из них, отмечаемом чаще, вербальные галлюцинации в виде громких, отчетливых "голосов", слышимых внутри головы, или зрительных образов, видимых в экстрапроекции, но мозгом, а не глазами, возникают на фоне помраченного или существенно измененного сознания и патогенетически, патокинетически, хронологически связаны с указанным расстройством сознания. Зависимость этого типа псевдогаллюциноза от помрачения сознания в известной степени подтверждается и наблюдавшейся нами трансформацией вербального алкогольного галлюциноза в псевдогаллюциноз по мере нарастания степени помрачения сознания с параллельным указанной степени переходом вербальных галлюцинаций из экстра- в интрапроекцию. При псевдогаллюцинозе восстановление сознания сопровождается также восстановлением полной критики к перенесенному и сочетается с сохранностью мышления, которое отмечалось и до помрачения сознания. Выраженных чувств постороннего влияния или внешнего воздействия при псевдогаллюцикозе, как правило, нет, но наблюдается бредовая трактовка галлюцинаторных переживаний. Сюжет бреда, близкого по динамике к делириозно-му, всегда соответствует содержанию галлюцинаций, и по времени бред следует за ними.
Второй тип псевдогаллюциноза можно констатировать крайне редко. Характеризующие его, преимущественно вербальные, галлюцинации также локализуются в интрапроекции, возникают вне помрачения сознания, но почти всегда вечером, ночью или в состоянии утомления и сонливости. При них также отсутствует нарушение мышления до и после галлюцинаторного приступа. Они сопровождаются сохранной критикой, которая может ослабевать при длительном хроническом течении психоза. Бредовая интерпретация вербального псевдогаллюциноза,отсутствующая более или менее продолжительный срок, может в дальнейшем появиться так же, как это бывает при хроническом алкогольном вербальном галлюцинозе. Возникновение псевдогаллюциноза имеет четкую патогенетическую СЕЯЗЬ с хронической алкогольной интоксикацией. Феномены этого типа отличаются от истинного галлюциноза только особенностями проекции галлюцинаторного образа.
Псевдогаллюциноз обоих типов, обладая так же, как псевдогаллюцинации, навязчивостью, неотступностью галлюцинаторных образов, имеет большую, чем они, сенсорность (особенно при первом типе), сопровождается несравненно более неприятными субъективными ощущениями, выраженным аффектом и развитием, зависимым от соматических нарушений.
В отличие от псевдогаллюциноза, при псевдогаллюцинациях Кандинского "голоса" внутри голова (от громких до едва уловимых звучаний, от неопределенных по интонации - глухих, когда невозможно выяснить, мужские они, женские или детские, - до достаточно четких и определенных) возникают вне какого-либо помрачения сознания, без аффективной реакции больного и при наличии более или менее выраженного нарушения мышления (до и после галлюцинирования). Эти голоса обычно сопровождаются чувством чуждости, часто сделанности, то есть бредом, который по времени предшествует "голосам" внутри головы или появляется одновременно с ними.
Все сказанное дает основание для вывода о том, что псевдогаллюциноз также относительно специфичен для экзогенных психозов, протекающих с помрачением сознания, как псевдогаллюцинации Кандинского - для шизофрении. В структуре шизофренического онейроидного синдрома возможен псевдогаллюциноз, тогда как при экзогенных психозах псевдогаллюцинации Кандинского не встречаются (если экзогенный психоз не развился у больного, страдающего шизофренией).
Изложенная выше характеристика основных общих и частных критериев клинической оценки галлюцинаций, а также определения отдельных типов галлюцинаторных феноменов позволяют провести дифференциацию этих феноменов. Указанная дифференциация в известной степени условна и весьма схематична. Ее условность связана с тем, что анализируются и сопоставляются сводные понятия без учета различных вариантов и промежуточных психопатологических образований. Схематичность вызвана применением лишь некоторых, а не всех критериев клинической оценки. Поэтому задача дифференциации методологическая и заключается в иллюстрации использования критериев клинической оценки для квалификации тех или иных феноменов и определения их нозологической принадлежности, то есть для диагностики психических заболеваний.
Предлагаемая таблица состоит из трех разделов, включающих галлюцинации, возникающие при непомраченном сознании, группу псевдогаллюцинаторных феноменов и галлюцинации, возникающие при помраченном сознании. Таким образом, сравниваются группы однотипных феноменов, поскольку их межгрупповое разграничение не вызывает затруднений и проводится с помощью главных, определяющих психическую деятельность человека критериев - состояния сознания и мышления.
Основными параметрами, характеризующими клинику иллюзий и галлюцинаций, обусловливающими разделение их на классы с расстановкой на "шкале галлюцинаций" и нередко предопределяющими нозологическую принадлежность названных феноменов, мы, как было сказано ранее, считаем состояние сознания - до, во время, после галлюцинирования (характер всесторонней связи иллюзорных, галлюцинаторных переживаний с нарушением сознания) и состояние мышления - предшествующее, сопутствующее галлюцинированию, следующее за ним (характер, особенности, глубину интимной связи иллюзорных и галлюцинаторных переживаний с нарушением мышления). Проводя систематику, мы учитываем, что клиника различных иллюзий и галлюцинаций в одних случаях может быть предопределена характером нарушения сознания в момент галлюцинирования при меньшем нарушении мышления до и после галлюцинирования, в других - нарушением мыслительных процессов до и после галлюцинирования при меньшем изменении сознания одновременно с галлюцинированием, и, наконец, в-третьих - равными, значительными нарушениями сознания и мышления.
Выдвигая в качестве основного принципа систематики иллюзий и галлюцинаций оценку состояния сознания и мышления галлюцинанта, мы полагаем, что оценку следует проводить в единстве с анализом всех других факторов, критериев, признаков, характеризующих статику и динамику интересующих нас психопатологических феноменов.
При определении места какого-либо феномена на шкале классификации не всегда, однако, удается обосновать четкую патогенетическую, патокинетическую, психопатологическую его связь с предшествующим или последующим феноменами. Не всегда также оказывается безупречной группировка отдельных феноменов в классификационной таблице. Это обстоятельство обусловлено множественностью взаимосвязей между разнообразными критериями клинической оценки психопатологических симптомов. Следовательно, отдельные психопатологические феномены могут группироваться по-разному в зависимости от принятых критериев их клинической оценки. Это означает, что стоящие рядом на классификационной шкале феномены могут по одним признакам иметь сходство, а по другим - нет. Поэтому какой-либо отдельно взятый психопатологический феномен (группа феноменов), например, по степени патогенетической связи с органическим поражением мозга может быть ближе к одному явлению, а по степени критичности больного к собственным переживаниям или по выраженности чувства насильствен-ности - к другому.
Группируя отдельные феномены в зависимости от их соотношения с состоянием сознания и процессом мышления, его патологией, мы нередко отодвигаем на второй план, а иногда частично ослабляем акцент на других основных общих и частных критериях клинической оценки иллюзорных и галлюцинаторных переживаний. Поэтому мы стараемся построить такую схему классификации, которая будет одновременно и во взаимосвязи отражать оценку обоих главных критериев (состояния сознания и мышления) без прямой детерминации тех или иных галлюцинаторных феноменов этими критериями.
Приведенным требованиям в известной мере отвечает построение классификации иллюзий и галлюцинаций в двух регистрах, по двойной номенклатуре, одновременно оценивающей наличие, характер изменения сознания и степень интимной связи изучаемых феноменов с патологией мышления. Это означает, что разделение феноменов на группы зависит только от их взаимосвязи с нарушением мышления и сознания. Внутригрупповое же разделение изучаемых феноменов, кроме того, учитывает все остальные критерии и признаки, применяемые для клинической квалификации психопатологических симптомов. При такой структуре классификационной шкалы выявляется известная клиническая закономерность. Заключается она в следующем: чем больше природа иллюзий и галлюцинаций связана с помрачением сознания (присущим, например, экзогенно-органическим психозам), тем меньше эти феномены патогенетически зависят от патологии мышления и, наоборот, чем меньше возникновение иллюзий и галлюцинаций связано с помрачением сознания, тем больше выражена их патогенетическая взаимосвязь и взаимозависимость с нарушением собственно процессов мышления (присущим, например, шизофреническому и инволюционному психозам).
В соответствии с этим к 1 группе первого отдела шкалы классификации отнесены феномены, которые, по существу, могут рассматриваться как непсихотические и не связанные в собственном смысле слова, с патологией мышления, а к последней (12-й) группе четвертого отдела - феномены, которые никак нельзя отличить от особенностей патологического мышления больного.