Однако принятие определенной системы верований связано с признанием соответствующей теории и знанием соответствующего языка – того языка, который слышащие голоса используют для обсуждения своих переживаний. Даже если профессионалы считают, что слышание голосов – это излечимая болезнь, все же язык, который слышащие голоса применяют для описания своих переживаний, не является патологическим, это язык, который соответствует тому, что они испытывают.
В нашем исследовании слышащие полагали, что их голоса имеют следующее происхождение (табл. ).
Таблица
С кем (чем) связаны голоса | Всего | Пациенты | Пациенты | Непациенты |
N=48 | N=18 | N=15 | N=15 | |
с умершими людьми | 25(52%) | 8 (44%) | 8 (53%) | 9 (60%) |
существами | 25 (52%) | 10 (56%) | 4 (27%) | 11 (73%) |
живыми знакомыми людьми | 22 (46%) | 10 (56%) | 9 (60%) | 3 (20%) |
наставником | 21 (44%) | 7 (39%) | 3 (20%) | 11 (73%) |
членами семьи | 18 (38%) | 7 (39%) | 8 (53%) | 3 (20%) |
душами из прошлого | 15 (31%) | 5 (28%) | 2 (13%) | 8 (53%) |
телепатией | 15 (31%) | 8 (44%) | 2 (13%) | 5 (33%) |
навязанными чужими эмоциями | 14 (29%) | 8 (44%) | 4 (27%) | 2 (13%) |
богами, привидениями или духами | 14 (29%) | 7 (39%) | 1 (7%) | 6 (40%) |
особым даром | 14 (29%) | 7 (39%) | 3 (20%) | 4 (27%) |
симптомом болезни | 12 (25%) | 10 (56%) | 1 (7%) | 1 (7%) |
болью других людей | 11 (23%) | 6 (33%) | 1 (7%) | 4 (27%) |
бессознательным | 10 (21%) | 4 (22%) | 2 (13%) | 4 (27%) |
дьяволом или злым духом | 9 (19%) | 8 (44%) | 0 (0%) | 1 (7%) |
Богом | 4 (8%) | 2 (11%) | 0 (0%) | 2 (13%) |
Некоторые из слышащих по-разному интерпретируют разные голоса. Как показывают данные таблицы 6, эти взгляды имеют много научных источников.
Карл Юнг, например, предложил психодинамическую модель, предполагающую, что импульсы из сферы бессознательного "говорят" с людьми видениями или голосами (Jung, С., 1961). Работа Юнга привлекательна для многих "слышащих голоса".
Другая актуальная психодинамическая теория уделяет больше внимания механизмам, связанным с эмоциями. Она предполагает, что люди могут реагировать на особо травмирующие переживания (такие, как инцест, садистское обращение, опасные для жизни несчастные случаи, пребывание в заложниках и военные действия) изолированием этих воспоминаний от сознания. Тогда травма дает о себе знать в форме возвращения к прошлому, чувства преследования, агрессивных голосов или ужасных видений (Putnam, 1987).
Мистики объясняют слышание голосов не страхом, а развитием личности (Roberts, J., 1979; Pierrakos, E., 1979). Они полагают, что люди обладают способностью расширять свое сознание, совершенствуясь духовно. Голоса можно рассматривать как часть развития. Тренируясь, люди могут преодолеть границы своего творческого, духовного, божественного и/или космического ego.
Третье, "психологическое" объяснение дает парапсихология (Ehrenwald, J., 1978): голоса можно рассматривать как порождение особого дара или чувствительности. Возможно даже, чтобы человек стал медиумом для других людей. В соответствии с этим, голоса понимаются как приходящие из более тонких уровней сознания. Задача парапсихологии работать с этой чувствительностью для блага личности и блага других людей. С точки зрения такого подхода, человек должен стремиться не избавиться от данной сенситивности, а суметь работать с ней. Важно определить границы, научиться обращаться с сенситивностью, чтобы не переступить предел и не быть опустошенным.
ВЫВОДЫ ДЛЯ ПСИХИАТРИИ
Низведение слышания голосов до статуса простой патологии – не очень плодотворно с точки зрения помощи пациентам в адаптации. Может быть также неточным анализ. Вне мира психиатрии есть много людей, которые слышат голоса и умудряются жить с этим; некоторые действительно считают их украшением своей жизни. Поэтому для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья, чрезвычайно важно детально исследовать, какие системы взглядов и стратегии адаптации кажутся наиболее полезными для таких пациентов; это дало бы нам возможность намного эффективнее поддерживать их и помогать им в попытках справиться с этими экстраординарными переживаниями.
Главные шаги в этом процессе следующие:
· Признать опыт пациента относительно голосов. Эти голоса часто проникают глубже, чем сенсорные восприятия.
· Стараться понять различные языки, используемые пациентами для описания своих взглядов, а также языки, применяемые голосами для общения. Это зачастую мир символов и ощущений; например, голос может упоминать свет и тьму, выражая соответственно любовь и агрессию.
· Обсуждать помощь индивидууму в общении с голосами. Это может включать выявление различий между хорошими и плохими голосами и признание собственных отрицательных эмоций пациента. Такому признанию может помочь поддержка в повышении самооценки пациента.
· Побуждать пациента встречаться с людьми, имеющими сходные переживания, и читать о слышании голосов для преодоления табу и изоляции.
От большинства психиатров эти шаги потребуют расширения взглядов.
АНТИЧНЫЕ ВЕРОВАНИЯ
До возникновения психологии и психиатрии психические и мистические переживания были общим элементом в понимании человеческой природы и психического здоровья во многих обществах. В дохристианских политеистических и монотеистических обществах было общепризнано, что внутренняя жизнь чело
века может быть доступна для того, что считалось пророческим, и для таких чудес, как необъяснимая передача знаний или целительной энергии. Следы таких верований были найдены в древних греческой и египетской культурах, также как в раннем христианском гностицизме. Сократ позволял руководить своей жизнью демону, голосу мудрости, который он не воспринимал как выражение собственных мыслей. Он знал также, что ясновидение (или яснослышание и тому подобные восприятия) может сочетаться с безумием; другими словами, человек с таким восприятием плохо приспособлен к рутинным требованиям обычных пространства и времени, как, например, жрицы из Дельф и Додони. Сократ описал этот род безумия как имеющий божественное происхождение.
Ритуалы, выполнявшиеся в греческих и египетских храмах, наводят на мысль, что люди в те времена предполагали присутствие определенной силы и знания об исцелении в том, что теперь называется подсознанием, а тогда понималось в более духовном, религиозном плане. После подготовки больного ритуальным очищающим песнопением его в сновидениях мог посетить дух божественного целителя (обычно у греков Асклепий и Имхотеп – у египтян). Этот целитель либо излечивал больного прикосновением во сне, либо объяснял, какое действие необходимо для исцеления. Согласно некоторым источникам, тексты египетских папирусов также обнаруживают знание определенных трансцедентальных способов умственной концентрации: образ света использовался для контакта с богами и овладения через этот контакт знаниями.
Подобным образом аккумулировали знания о человеческих страданиях и об их исцелении религии Дальнего Востока. Йогасутры Патанджали, которые были сформулированы, возможно, во II столетии, – богатый источник информации о психическом и духовном измерениях человеческого существа. Патанджали определяет йогу как контроль мыслей-волн в уме или (в другом переводе) как ограничение колебаний мозгового вещества (своего рода наука о психическом здоровье). Целью контроля мыслей-волн является осознание в человеческих существах божественного присутствия и общение с ним: постижение этого кладет конец страданию (самадхи). Одна из восьми ветвей йоги, концентрация, может привести к росту сиддхи или к тому, что мы могли бы назвать психической энергией. Патанджали приводит описание сиддхи, но добавляет, что это энергии в земном состоянии, но препятствия для самадхи.
Основатели западных монотеистических религий (Моисей, Иисус и Мухаммед) слышали голоса, неслышные для других. Являются эти откровения свидетельством их святости или безумия, я оставляю на суд читателей (мы знаем, что современники Иисуса временами считали его одержимым). Однако в тех частях мира, где эти монотеистические религии стали господствующими, несмотря на гонения, уцелела идея, что божественное может быть открыто в человеческом сознании и предоставить благоприятные возможности для эволюции. Эта идея распространялась как отдельными личностями, так и группами – приверженцами суфизма в исламских странах, каббалистами у евреев, и (намного позже ранних гностиков) розенкрейцерами, масонами и квакерами в христианских странах.
Гонения были особенно сильны против тех, кто верил в колдовство, предсказания и черную магию2. До самого возникновения психологии и психиатрии церковь претендовала на право определять и судить этих людей в соответствии с четырьмя основными категориями: причисление к лику святых (канонизация), одержимость, ересь и колдовство3. Жанна д'Арк, которая слышала голоса, была заживо сожжена в 1431 году; до самого последнего момента власти пытались заставить ее отказаться от утверждения, будто она слышала голоса святых, но они были на самом деле реальными для нее. Около 1600 года Бруно также был сожжен на костре за утверждение, что у людей есть божественные (и, следовательно, магические) способности, которые могут быть раскрыты благодаря тренировке памяти. Около 1700 года подобные взгляды выразил Gichtel в Германии, но его наказание ограничилось тем, что его пригвоздили к позорному столбу, сослали и запретили заниматься профессиональной адвокатской деятельностью. Пятьюдесятью годами позже Swedenborg в Швеции сумел четко сформулировать эти же идеи и оставаться государственным деятелем, несмотря на весьма подозрительное отношение значительной части общества к тому, что он слышал голоса. В это время западное общество стояло на пороге возникновения психологии и психиатрии.