Смекни!
smekni.com

Тулин алексей психические расстройства с точки зрения трансоанализа. Москва (стр. 83 из 99)

Другой возможный результат пиковых переживаний, является согласно Assagioli, менее сильным и включает в себя временную нейтрализацию образцов личности. Очень важно то, что остается: идеальная модель и ощущение руководства, которые индивидуум может использовать для завершения трансформации собственными целенаправленными методами. Это ощущение руководства такое же, как у субъектов, отнесенных ко второй категории, у которых возникал диалог, служивший дальнейшему росту и развитию слышащего. Испытания Раби, например, направили ее на занятие живописью вместо делания карьеры. Это изменение, сообщает она, исключительно соответствовало ее потребностям, и она продолжает меняться и расти в положительном направлении.

Третий результат, описанный Assagioli, – более высокая интеграция личности, при которой жизнь индивидуума постоянно трансформируется в результате приобретения опыта. Этот тип интеграции редок и может быть сопоставлен с нашей третьей категорией переживаний внутреннего голоса. Относящиеся к этой категории оказываются интегрированными и открытыми для высшего "Я" благодаря своим переживаниям, а их жизнь подвергается постоянным изменениям. В нашем исследовании мы нашли, что это постоянное изменение личности связано с самоотверженным служением – работой без финансового вознаграждения или явного удовлетворения самолюбия.

Курс внутреннего обучения.

Полученные данные наводят на мысль о внутреннем обучении с голосом в качестве учителя. Alschuler (1987) изучил религиозные личности, у которых был внутренний голос, и постулирует внутреннее обучение. Переживания, о которых сообщили субъекты из нашей третьей категории, у которых каналы открыты для своего высшего "Я", показали некое сходство с внутренним обучением. Во-первых, как пишет Alschuler, контакт с внутренним голосом ставит под вопрос прежние убеждения индивидуума. Затем он (или она) проходит через процесс интенсивного инструктирования, который может включать периоды изоляции. Последняя стадия обучения единение, характеризующееся более полной идентификацией с другим миром, путешествие в небеса и ад и духовное единение с внутренним учителем. Те, кто испытал такой уровень внутреннего обучения, отправляются во внешний мир с миссией унификации: их знание другой стороны настолько мощное и ясное, что они хотят предпринять все, чтобы сделать эту сторону как можно более похожей на ту, другую. Хотя никто из субъектов в данном исследовании не сообщил о таком уровне, субъекты из третьей, наиболее интегрированной категории были постоянно вовлечены в самоотверженное служение. Иногда этому могло предшествовать слышание голосов, но это всегда интенсифицировалось после натиска этих переживаний. Субъекты третьей категории соприкасались с чем-то, что превосходило их индивидуальность.

Основа для дальнейшего научного исследования.

Полученные данные наводят на мысль о том, что когда клиент сообщает о слышании внутреннего голоса, психотерапевты могли бы принимать во внимание довольно широкий круг возможностей. Эти возможности могли бы включать такие процессы, как фрагментарный голос, психоз или интегрированная диссоциация, экстрасенсорное восприятие, интуиция, призвание или духовное пробуждение. Три категории, выявленные в данном исследовании, могут послужить исходной точкой и очень нужной схемой категоризации для изучения феномена внутреннего голоса. Они могут также служить основой для дальнейших исследований распространенного, но малопонятного переживания. Наконец, эта научная работа может помочь избавиться от стереотипа восприятия внутреннего голоса как прерогативы святых и людей с диагнозом психоза и таким образом вдохновить на исследование потенциально раскрепощающего эффекта наших человеческих способностей.

Мистический переживания.

Мистический означает "в прямой связи с абсолютной реальностью" или "переживание единства мира". Мистический переживания – это восприятие (вне средств связи) высшей реальности и наиболее мощный способ, которым человек может получить силу из потустороннего источника. Благодаря этому опыту мы можем заключить, что наш обычный взгляд на действительность – это только один из многих способов восприятия. Мы можем быть подняты на более высокий план силами из другого измерения и подведены к убеждению, что наше сознание неразрушимо. Мы можем прикоснуться к реальности, которая превышает то, что мы всегда принимали. Те, кто прошел такие испытания, склонны описывать их как состояние познания, но это знание, по-видимому, трудно воссоздать, учитывая ограничения нашего обычного состояния сознания; вследствие этого новое знание не может быть передано другим. Но психологическое воздействие этого опыта ясно: прямой контакт с единством Вселенной ведет к немедленному осознанию того, что небеса и Земля сложнее, чем, воображает наша философия.

Мистическая версия действительности очень хорошо согласуется с версией, выдвинутой современными физиками. В 1966 году психолог Le Shan провел показательный опыт. Он отобрал 62 различных утверждения об устройстве Вселенной: половина из них принадлежала физикам (Эйнштейн, Оппенгеймер, Бор, Гейзенберг, Планк), а вторая половина мистикам (Ekhart, Aurobindo, Vivekanada). Он перетасовал их и представил, не указав авторов, группе людей, которые изучали либо физику, либо мистику. Когда они определили, кто автор каждого утверждения (физик или мистик), правильные ответы составили не более 60%: подобие точек зрения было слишком большим, заключения о природе реальности – слишком близкими друг другу.

Поражающим примером осведомленности о существовании внеиндивидуальной психики является предсмертный опыт. Изучение ощущений умирающих показало, что люди могут иметь переживания, подобные переживаниям мистика. Возможно, наиболее поразительное открытие автономной динамической природы нашего разума и существования во Вселенной других измерений получено на основании опыта тех, кто пережил клиническую смерть. Отсутствует научное объяснение того факта, что такие люди после возвращения к жизни могут точно описать события, происходившие вокруг их мертвого тела в то время, как не регистрировалась активность мозга. Почти во всех случаях, когда факты могли быть независимо проверены, восприятия умершего в деталях соответствовали действительным событиям. Отсутствуют сенсорные объяснения этой точности. Более того, содержание таких переживаний у различных людей совпадает гораздо полнее, чем можно было бы ожидать, если бы они были просто продуктом индивидуальных изолированных мозгов. Многие из тех, у кого был такой опыт, убеждены, что им была дарована мимолетная картина другой формы существования.

Многие ученые, глубоко изучавшие этот предмет, склонны видеть в предсмертном опыте веское указание на то, что человеческий разум может быть активным и сознающим в другом измерении реальности, независимо от деятельности мозга. Наука в целом не должна пренебрегать фактами, с которыми мы столкнулись лицом к лицу. Более подробно я рассмотрю мистические переживания ниже.

ПЕРЕРАСТАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ.

В этой главе пятеро англичан и одна голландка с обширными историями психиатрического попечения рассказывают о своих переживаниях слышания голосов и о том, как они учились справляться с ними. Эти шестеро представляют поразительный подбор людей, которые нашли собственные способы овладения голосами и другими необычными переживаниями. Ранее все они были постоянными психиатрическими клиентами и проводили много времени в стационарах. Всем, по крайней мере однажды, ставился диагноз шизофрении, и с точки зрения психиатрии, их следует и сейчас считать серьезно больными. Однако несмотря на то, что они продолжают слышать голоса или имеют другие исключительные переживания, все они нашли возможности эффективно работать в своих социальных сферах. Все шестеро признают, что иногда еще испытывают трудности, и тогда им нужна поддержка. Действительно, их успех в создании для себя независимой жизни обусловлен, по крайней мере частично, тем, что им повезло иметь партнеров, семьи и друзей, готовых признать присутствие голосов и других необычных переживаний.

Все шестеро считают важным солидаризоваться со своими голосами, чтобы контролировать и удерживать их от несвоевременного вмешательства в достижение социального положения и выполнение задач. К сожалению, это вынуждает их отдалиться, иногда полностью, от психиатрии, которая не готова позволить слышащему солидаризоваться со своими голосами. Ортодоксальное отношение к этому феномену терпит неудачу при рассмотрении современного опыта, и поэтому слишком мало внимания уделяется решению социальных проблем и проблем отношений, которые могут быть связаны с этим опытом.

Эти шестеро проявили незаурядное мужество и энергию в борьбе за достижение контроля над своими жизнями. Встретиться и работать с ними было большим удовольствием для нас, и мы благодарим их за полное энтузиазма сотрудничество в этом проекте.

ВОСЬМОЕ СООБЩЕНИЕ (М.L.)

Сорокалетняя чернокожая женщина, мать троих детей и бабушка, впервые услышала голоса в 12 лет, но стала слышать их регулярно в 1984 году после расовых разногласий на работе. В течение следующих двух лет она была дважды госпитализирована, а также разведена. Миссис M.L. растафарианка; она описывает это как образ жизни, хотя другие называют это религией.