Смекни!
smekni.com

1. Проблема демократизации школы (стр. 13 из 40)

Составители интегративных программ стремятся объеди­нять изучаемый материал вокруг стержневых идей, чтобы преодолеть фрагментарность образования, содействовать раз­витию творческого мышления учащихся.

В США было предложено несколько десятков проектов интеграции обучения. Один из них — по естествознанию и математике — предназначался для начальной школы и пре­дусматривал овладение определенной суммой знаний, а также навыками расчета и конструирования развязок на дорогах и систем охранной сигнализации. Другой проект — также по естествознанию и математике — для средней школы ориен­тировал учащихся на приобретение знаний по соответствую­щим дисциплинам одновременно со сведениями о проекти­ровании гидротехнических сооружений.

Во Франции с 1985 года в программе начальной школы заложен интегративный курс «естествознание и технология», включающий элементы знаний по физике, химии, биологии, геологии и астрономии. Технологической подготовкой преду­смотрено усвоение базовых понятий о современном произ­водстве, общих принципов простых технических механизмов и процессов. В соответствии с программой учащихся следует учить пользоваться бытовой техникой (фото-, аудио-, видео­аппаратура и т. д. ).

В коллеже предметы естественнонаучного и гуманитар­ного циклов изучаются в трех комплексах: эксперименталь­ные науки, экономические и гуманитарные науки, экономи­ческие науки.

В Японии на рубеже 80—90-х годов в программе начальной школы появился интегративный курс «О жизни» (сейкацу),

52

где элементы естественных и общественных наук изучаются в тесной связи. С 1993 года по интегративным программам обучают в ряде старших средних школ. Эти программы ва-риативны. Например, в школе Иваидо (префектура Ивата) интегративная программа в 1994—1995 учебном году преду­сматривала обязательные занятия японским языком, матема­тикой, физическим воспитанием, историей, экономикой. В пределах одного из этих концентров — экономики — пред­лагаются курсы по выбору: «индустриальное общество и че­ловеческое бытие»; «информатика»; «работа по проектам» (про­фессиональное обучение для сельского хозяйства, лесной и деревоообрабатывающей промышленности).

Интегративные программы заняли прочное место в школе. Например, программы такого типа занимают в школах Ве­ликобритании до 15 %, Франции — до 10 % учебного вре­мени. Вышеуказанному курсу «сейкацу» в японской началь­ной школе ежегодно уделяется свыше 100 часов.

В новых социально-экономических условиях мировая школа приступила к реформам программ образования. При сохранении известного консерватизма содержания обучения эти реформы были результатом стремлений сделать программы более гибкими, способными к обновлению, содержащими иной баланс обязательности и элективности, общего и дифферен цированного.

Изменения в школьных программах производятся двумя основными путями: экстенсивным и интенсивным. Первый путь — традиционный. Он предусматривает дробное предмет­ное обучение. Разрастаясь количественно (продлеваются сро­ки, объем обучения), качественно такое обучение одинаково для любых учебных дисциплин. Интенсивный путь — соз­дание качественно новых по целям, структуре, содержанию программ. Программы интенсивного типа ориентированы прежде всего на полноту переживания, осознания и осмыс­ления учебного материала.

Изменения в школьных программах свидетельствуют о неприятии энциклопедического обучения, когда стремятся отойти от перечисления фактологического учебного материала и формулируют требования, которые должны определять стратегию обучения. Одновременно имеется понимание необходимости прочной базовой подготовки. Именно поэ­тому в новых учебных программах видна тенденция развивать наряду с базовым дифференцированное образование.

США. Среди первых стран, приступивших к пересмотру содержания школьного образования, были Соединенные

53

Штаты Америки. В 60 — 90-х годах здесь было принято законодательных актов по образованию больше, чем за всю предшествующую историю страны.

Реформа программ начальной школы происходила под заметным воздействием концепции «основных навыков», имевшей в виду прежде всего задачи прочного овладения учащимися основными навыками чтения, письма, счета, фундаментальными представлениями о социально-политичес­ком устройстве США, нормах общественной морали и пове­дения, географии, природе и ее охране.

Вырабатывались учебные программы, адекватные указан­ным задачам. Большинство штатов (30 из 50) согласилось применять федеральный закон «Об общем объеме образова­ния», где устанавливались минимальные стандарты началь­ного образования. Поощрялись «продвинутые программы» для учащихся, получавших образование выше таких стан­дартов. В целом программы были значительно усложнены. Так, курс математики предусматривает знакомство с основами алгебры и геометрии, которые ранее обычно изучались в средней школе. Изучение родного языка включает правильное написание, произношение, изучение грамматической структу­ры отдельного слова и предложения. По всем учебным темам б№и подготовлены методические разработки, где определя­лись не только цели и содержание учебного материала, но и давались проверочные тесты.

Модернизации программ уделялось основное внимание при реформе среднего образования. В короткий срок были подготовлены новые программы по математике, физике, хи-мИИ, биологии. В них были включены вопросы по экологии, генетике, биохимии и другим наукам, ранее отсутствовавшим в школьных курсах. На вновь созданные программы возла­гались большие надежды. Надеялись, что их внедрение будет способствовать качественному приращению знаний и разви­тию познавательных способностей школьников. Новые про­граммы были заметно сориентированы на интеллектуальную элиту учащихся.

Была произведена реформа старшей средней школы на принципах «пяти базисов». Она состояла в том, что обяза­тельное обучение сокращалось до пяти концентров: англий-с^й язык и литература (четыре года — один год в младшей, три в старшей средней школе), математика (четыре года — один год в младшей, три в старшей средней школе), есте­ствознание (три года в старшей средней школе), социальные науки (три года в старшей средней школе), компьютерное

54

обучение (полгода в старшей средней школе). Каждое на­правление состояло из нескольких частей. Например, базис «Математика» — из алгебры, геометрии, тригонометрии, де­лопроизводства, информатики. По пяти обязательным на­правлениям предлагались новые курсы с полной и урезанной программой. Таким образом, по полной программе базисные дисциплины изучала лишь часть учащихся.

К началу 80-х годов по «пяти базисам» работали 90 % старших средних школ.

Введение «базисов» означало не только сокращение обяза­тельного образования. Одновременно поощрялось внедрение элективных (на выбор) курсов. Помимо полномасштабных элективных курсов появилось множество «мини-курсов» по различным дисциплинам. В результате к началу 80-х годов элективные курсы заняли в младшей средней школе до 35% учебного времени. В эти годы в средних школах практико­вался набор из более чем тысячи различных элективных курсов.

Дошло до того, что некоторые школы (например в Сан-Франциско) уменьшили число обязательных базисов до трех:

английский язык и литература, математика, социальные науки. Одновременно резко возросло количество узкоспе­циальных, утилитарных курсов (домоводство, подготовка к семейной жизни, спорт, автомобилевождение и пр. ). В итоге академическое образование оттеснялось на задний план. Из-за подобной негативной тенденции в 1983 году в 36 штатах минимальный срок изучения математики в средних школах снизился до одного года. Так же проводилось сокращение курсов физики, химии, биологии. Ни в одном штате не было обязательным изучение иностранного языка. Лишь мини­мальное количество старшеклассников занималось по полной программе научными дисциплинами: физикой — 16 %, химией — 35 %, биологией — 35 %.

Выяснилось, что принцип элективности хорошо работает по отношению к подросткам с высокой степенью интеллекта. Именно они составили большинство в академических потоках с обычной и расширенной программами. Основная же масса учащихся (до 75 %) предпочитала вообще не изучать акаде­мические дисциплины сверх стандартного объема.

Модель программ в виде базового ядра и многочисленных элективных курсов на практике вела к снижению требований по общему образованию, слабой координации системы из­бираемых дисциплин, размыванию систематического общего образования.

55

Из-за сокращения уровня и объема базового образования симптомы снижения качества обучения не только не ослабли, но и усилились. По данным журнала «Ньюс уик» на начало 1988 года, треть выпускников средней школы ничего не знали о молекуле, пятеро из шести — о генной инженерии, две трети — о радиации и т. д.

На фоне этих явлений маятник реформ качнулся в другую сторону ~ к расширению обязательного полного образования. Усилилось движение «назад к основам», в задачу которого входило исправить сложившееся положение. Предлагалось ужесточить стандарты обязательной подготовки. В частности, этими стандартами предусматривалось: умение считать, опе­рируя процентами и десятичными дробями; добротное знание отечественной истории; обязательное знание начатков есте­ствознания; грамотность.

Одним из ориентиров новой реформы 80—90-х годов сде­лалась концепция, предложенная специалистами Висконсин-ского Университета. Главные тезисы концепции: совершенст­вование качества образования путем повышения общенаучной грамотности учащихся, достижения технологической грамот­ности, то есть развития способностей планирования, критичес­кого мышления, самообразования. Было признано необходи­мым усилить в программах гуманитарный аспект (за счет материалов о величайших научных открытиях и ученых), ввести курсы экологического, энергетического, здравоохра­нительного образования.