Смекни!
smekni.com

1. Проблема демократизации школы (стр. 15 из 40)

До 1994 года дифференцированные курсы допускались лишь по одному обязательному концентру — «искусству». Теперь учащиеся вольны выбирать такие курсы еще по че­тырем обязательным концентрам — «география и история», «граждановедение», «домоводство», «интегративные научные знания». Им следует набрать не менее одиннадцати-двенадцати

60

курсов по обязательным концентрам. Если до 1994 года в пределах восьми обязательных концентров предлагалось до сорока курсов, то в границах девяти концентров — их около шестидесяти. Например, в концентре «Интегрированные науч­ные знания» есть возможность выбирать курсы по физике, химии, биологии и геологии.

Увеличились возможности выбора по специальным про­граммам. При сохранении прежних шести концентров спе­циальной программы количество составляющих их курсов доведено до 184; среди новых курсов — статистика, библиотеч­ное дело, общение на английском языке и др. В состав спе­циальной программы входят курсы профессионального обу­чения. Их набор заметно обновлен. Так, появились новые курсы: «экономика сельского хозяйства», «электронная инже­нерия», «информатика» и пр.

Предполагается усилить мотивацию изучения специальной программы (с помощью изменения «стоимости» отдельных учебных дисциплин). До 1994—1995 учебного года минималь­ная сумма кредитов выпускника складывалась примерно по­ровну из зачетов по обязательной и специальной программам. Теперь общая минимальная цена кредитов по обязательным курсам сокращена и одновременно увеличилась «стоимость» специальных дисциплин.

Новым для старшей средней школы стало введение интегративных программ. Их предназначение — давать одновременно общую и специальную подготовку.

Перечни курсов, входящих в концентры обязательной и специальной программ, могут рекомендовать министерство об­разования, префектуры и сами учебные заведения. В 1994 году собственными вариантами обязательной программы восполь­зовались около 17 % учебных заведений. Свои варианты спе­циальной программы предложили тогда же около 30% школ.

Россия. В начале 90-х годов школьные программы подверглись существенной модернизации. Новые программы предусматривают:

— приобретение знаний о человеке, природе и обществе как основы научного современного взгляда на мир и ориента­ции на одну из областей будущей практической деятельности;

— приобретение опыта умственного и физического труда для формирования основных навыков интеллектуальной дея­тельности и личной гигиены;

— приобретение опыта творческого труда, делающего лич­ность готовой к общественной, экономической, научной и иной деятельности.

61

При переходе на новые программы предполагается, что учащиеся должны получать равную стартовую общую под­готовку. В то же время единый общеобразовательный уровень рассматривается лишь как минимальный.

Заметно изменились программы начальной школы. Они стали более насыщенными и вариативными. В Москве дей­ствуют две базисные программы для начальной школы: четы­рех- и трехлетней начальной школы.

Если в младших классах преобладает обязательный учебный материал, то в старшей средней школе, напротив, усиливается диверсификация программ.

Реформа профамм предусматривает сокращение обязатель­ного учебного материала и поощрение (особенно в старших классах) курсов по выбору. Кроме сосуществования в про­граммах обязательного и выборочного материала, предусмо­трено построение программ с тремя компонентами: общего­сударственный стандарт, региональный стандарт, школьный стандарт.

Школы не имеют права сокращать общегосударственный стандарт.

В региональном компоненте учитываются специфические потребности учащихся региона, области, края, крупного го­рода. Так, в Москве региональным стандартом предусматри­вается изучение курса «Москвоведение». В национальных республиках и образованиях региональный стандарт включает изучение русского языка как иностранного наряду с запад­ноевропейскими языками, местной истории, географии, литературы.

Школьный стандарт означает по крайней мере два пути корректировки программ: введение элективных курсов и включение учебного материала с учетом особенностей этни­ческого состава школы. Так, в Москве некоторые средние учебные заведения при обязательной подготовке углубленно изучают физико-математические дисциплины, а в качестве факультативов вводят предметы, связанные с музыкой и ис­кусством. Другие московские школы (русско-немецкие, ев­рейские, татарские и пр. ) в качестве школьного стандарта предлагают изучение соответствующих национальных языков и культуры.

В 90-х годах в школах внедряли сокращенную обяза­тельную программу. Например, в 1992 году отдельные учебные заведения опробовали предложенную министерством образования версию программы, которой предусматривались только пять обязательных предметов: русская литература,

62

математика и информатика, история и социальные науки, спорт, основы безопасной жизнедеятельности. Остальные предметы предлагались как выборочные.

Процесс сокращения обязательных программ идет мед­ленно. В большинстве средних учебных заведений считают, что такое сокращение отрицательно скажется на общей под­готовке учащихся.

Так же медленно происходит внедрение трехкомпонентных программ. Если в Москве в 1995—1996 учебном году школы в целом перешли на такие программы, то в провинции этот процесс еще не завершен. Одна из главных причин задерж­ки — отсутствие кадров преподавателей, которые могли бы обеспечить диверсификацию образования.

Реформы школьных программ в современном мире выз­ваны изменениями, происходящими в экономике и социаль­ной жизни. Вместе с тем есть опасность излишне ранней глубокой дифференциации обучения, сокращения объема обя­зательного учебного материала и увеличения масштабов элек­тивного обучения. В ряде стран (США, Англия) наметился поворот к расширению базовых программ. Все явственнее просматривается путь к созданию программ, сбалансирован­ных на принципах обязательности, специализации и инте­грации. В этом случае обязательные и интегративные курсы приобщают к знаниям основную массу учащихся, тогда как специальные программы удовлетворяют интересы и развивают способности отдельных групп школьников.

4. дифференциация ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

«Школьный взрыв» 60-х годов — создание в ведущих странах мира массовой средней школы (в США это произошло в 30-х годах) — придал остроту проблеме дифференциации (диверсификации) образования и обучения. Новая ситуация породила необходимость качественно иной системы диверси­фикации общего образования. Усложнение дифференци­рованной подготовки сообразно склонностям, интересам, успе­ваемости учащихся — глобальная тенденция современной школы. Основными формами дифференциации являются:

распределение по разным типам учебных заведений, рас­пределение на профили и потоки внутри одной школы, группы в классе.

Проблема дифференциации образования и обучения ре­шается неоднозначно и противоречиво. В социальном плане

63

дифференциация нередко превращается в механизм социаль­ного отбора. Инструментами такого отбора оказываются плат­ное обучение и система экзаменов.

Будучи важной вехой в жизни школьника, экзамены от­нюдь не всегда выявляют истинные знания. Посредственная оценка может поставить перед потенциальным ученым, врачом, инженером, юристом уже в 14—15-летнем возрасте непрео­долимую преграду на пути к соответствующему образованию. Ведь неудача на экзаменг зачастую значит, что подросток в дальнейшем будет обучаться по урезанной общей программе.

Социальные издержки дифференциации образования и обучения вызывают общественный протест. Многие педагоги и психологи призывают не лишать отстающих школьников надежд на полноценное образование, не спешить с диффе­ренциацией, учитывая разные темпы и ритмы развития детей.

Обычно дифференциация начинается после окончания начальной школы. Она осуществляется в учебных заведениях разного типа: грамматическая и современная школы (Англия), реальное училище, гимназия и основная школа (Германия), технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей (Франция), обычная средняя школа, лицей, гимназия, коллеж (Россия) и др. Главным отличительным призна­ком дифференциации в этих учебных заведениях являются программы.

Широко распространена дифференциация в пределах од­ного учебного заведения. Например, в американской и япон­ской старшей средней школе сосуществует два типа программ:

общеобразовательные и специальные, которые в различных пропорциях изучают различные группы учащихся. В Германии гимназия предлагает не менее шести профилей обучения, а основная школа осуществляет дифференциацию по системе ПРОА, согласно которой проводится обучение по следующим вариантам программы: профессиональный курс (П), рас­ширенный курс (Р), основной курс (О), адаптированный курс (А).

В США (30-е годы), Японии (50-е годы), Западной Европе (70—80-е годы), России (90-е годы) произошло становление учебного заведения, в стенах которого начинается дифферен­цированное образование. Речь идет о младшей средней школе (США и Япония), объединенной школе (Великобритания), общей школе (Германия), едином коллеже (Франция), шестилетней школе среднего образования (Россия). В по­добных учебных заведениях обучаются дети с 11—12 лет до 15—16-летнего возраста.