Смекни!
smekni.com

1. Проблема демократизации школы (стр. 22 из 40)

Концепция нейтралитета школьного воспитания объектив­но находится в русле позитивных педагогических тенденций, ориентируя на отход от идеологизированного воспитания, поворот к формированию поколений, являющихся хозяевами своей судьбы.

В бывшем Советском Союзе непреложной являлась взаимосвязь школьного воспитания с политикой коммунисти­ческой партии. В начале 90-х годов с подобным моноидео­логическим воспитанием было покончено. В учебных заведе­ниях была запрещена деятельность любых политических партий. В российской школе возник идейно-политический вакуум, который необходимо было заполнить новым содер­жанием. Подобная новизна просматривается в концепции нейтралитета школы, который трактуется как политический плюрализм и идеологическое многообразие, отказ от край­ностей левого и правого толка при формировании подрас­тающего поколения. Новая парадигма воспитания предусма­тривает идейную толерантность. Утверждается право учащихся приобщаться к таким политическим, религиозным, мораль­ным идеям, которые они находят верными и привлекательными.

90

На фоне ослабления планетарного идеологического и по­литического противостояния на первый план выходят новые проблемы, связанные с ростом национализма в отдельных регионах и странах.

В эпоху интенсивной международной интеграции, инфор­мационного, культурного, экономического, технического обмена и сотрудничества по-новому актуально интернацио­нальное воспитание. В основе интернационального воспита­ния видят не идеологические приоритеты, а потребность в изучении и освоении научных, культурных достижений других народов. В 1989 году в Москве состоялась междуна­родная конференция «Новое мышление и педагогика мира». Ее участники подчеркивали необходимость воспитания в духе дружбы и взаимопонимания людей планеты.

В педагогических кругах утверждается концепция воспи­тания жителей Земли — общего дома человечества. По мне­нию японского ученого Судзуки Синьичи, воспитание миро­творческой направленности содействует единению народов, помогает избежать общих для человечества опасностей. Дви­жение за воспитание в духе общечеловеческих ценностей объединяет представителей различных общественных и педа­гогических сил. Показательна в этом отношении деятельность Римского клуба, где объединены авторитетные ученые, поли­тики, общественные деятели многих стран. Участники клуба предлагают сосредоточиться в воспитании на вопросах, ко­торые волнуют все человечество: экологический кризис, неизлечимые болезни, религиозно-этнические конфликты, войны, стихийные бедствия и пр.

На фоне ослабления планетарного идеологического проти­востояния сохраняет свои позиции идеология этноцентризма, национализма и расизма, угрожающая гуманному и демократическому воспитанию. Как пишет в этой связи немецкий ученый В. Миттер, подобная идеология порождает ущемление права на воспитание и образование этнических меньшинств в различных странах.

В этих условиях весьма актуальна проблема поликультурного воспитания, под которым понимается прежде всего учет куль­турно-образовательных интересов национальных и этнических групп и меньшинств. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.

Пол и культурное воспитание имеет ряд сходств с интер­национальным воспитанием. В то же время их проблематика, цели и задачи заметно отличаются. Интернациональное и поликультурное воспитание предусматривает межнациональ-

91

ное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискримина­ции, национализму, расизму. Вместе с тем в отличие от интернационального, поликультурное воспитание сфокусиро­вано на освоении культурно-образовательных ценностей, взаимодействии различных культур в ситуации плюралисти­ческой культурной среды, адаптации с иными культурными ценностями. Соответственно в пол и культурном воспитании наиболее важна вариативность с учетом этнических и нацио­нальных особенностей. Приоритетом же интернационального воспитания выступает проблема связей народов разных стран.

Важный фактор актуализации поликультурного воспита­ния — интеграционные процессы в мировом сообществе. В условиях экономической и политической интеграции поли­культурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций.

Почти все крупнейшие страны мира относятся к поли­культурным и полиэтническим сообществам. В этих странах имеются этнические и национальные меньшинства, вследствие массовой иммиграции происходит формирование иных эт­нических групп. Необходимость толерантного сосуществова­ния с этническими и национальными меньшинствами по­рождает потребность поликультурного воспитания как важного социального принципа и приоритета школьной политики.

Поликультурное воспитание предназначено для того, чтобы снимать противоречия между доминирующими системами и нормами воспитания, с одной стороны, и нормами и системами воспитания этнических меньшинств, с другой. Оно предпо­лагает адаптацию этнических групп друг к другу, отказ этни­ческого большинства от культурной монополии.

В США проблема поликультурного воспитания неразрывно связана с проблемой общенациональной культурной интегра­ции различных этнических групп населения. Воспитание должно служить продолжающемуся формированию амери­канской нации и одновременно обеспечивать культурно-обра­зовательные интересы малых этнических групп, прежде всего афроамериканцев. Темнокожие американцы, испытывая ра­совую дискриминацию со стороны белого большинства, стре­мятся утвердить свою этническую идентичность, в том числе посредством воспитания. С помощью воспитания они также пытаются идентифицировать себя с культурой Африки. Но это скорее декларация, чем реальная возможность, поскольку афроамерканцами выработана собственная культура, которая отличается от культуры любого народа Африки. Так что речь

92

идет о поликультурном воспитании афроамериканцев как оп­ределенной этнической группы США.

В Западной Европе проблема поликультурного воспитания рассматривается неоднозначно. Официальные власти склонны рассматривать поликультурное воспитание как угрозу национальной безопасности и государственности.

Однако объективно поликультурное воспитание в Запад­ной Европе стоит на повестке дня. Многомиллионные группы иммигрантов из Азии и Африки озабочены проблемой вхож­дения в европейскую культуру и одновременно сохранением собственной культурной общности. Юное поколение имми­грантов не намерено безоглядно соблюдать традиции роди­телей, отказываясь в то же время от полной ассимиляции. Возникают, следовательно, новые этнические общности, ко­торые нуждаются в адекватном воспитании.

Не обошла проблема поликультурного воспитания и Япо­нию — одну из немногих крупных стран мира, гомогенных в этническом и культурном отношениях. Такая гомогенность, впрочем, не абсолютна. На острове Хоккайдо проживает око­ло 20 тыс. айнов. Во всех крупных городах имеется свой «чайна-таун» — китайский квартал. В стране живут сотни тысяч корейцев. В последние годы в Японию прибывают выходцы из других стран Азии, европейцы и американцы. Так что и Япония поставлена перед проблемой поликультур­ного воспитания.

В России в осуществлении поликультурного воспитания ведущей остается роль русской культуры. Следует учесть, что народы России относятся к различным цивилизационным типам и, следовательно, нуждаются в разнообразных моделях воспитания. Такие модели опираются на исследования спе­цифики воспитания тех или иных этнических групп, в част­ности исследования так называемой этнопедагогики.

Идеи поликультурного воспитания — сравнительно новое явление для России, будучи в значительной мере альтерна­тивой интернациональному социалистическому воспитанию, которое имело в виду формирование личности вне националь­ной культуры как условие единства и идеологической инте­грации общества. Поли культур ное воспитание в условиях России означает и нтегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным (не­русским) и общечеловеческим. При осмыслении этого про­цесса просматриваются две концепции.

Первая концепция, которую можно назвать «компонент­ной», исходит из понимания школы, где имеются автономные

93

блоки, включающие сумму этнокультурных знаний о том или ином народе. Подобная школа рассматривается как сред­ство передачи духовных ценностей родной культуры, формирования национального характера и самосознания. По мнению российского ученого М. Н. Кузьмина, подобная концепция может оказаться источником самоизоляции и роста националистических тенденций в воспитании нерусских этнических групп.

В противовес этой концепции предлагается организовывать деятельность нерусской школы как движение школьника — носителя родной культуры — к культуре российской и миро­вой. Предлагается также воспитание на диалогической меж­культурной основе, что, по мнению М. Н. Кузьмина, обеспечит гармонизацию национальных отношений и модернизацию раз­личных этносов. Имея в виду такой подход, министерство образования в начале 90-х годов сформулировало концепцию, которая исходит из объективного несовпадения культурных потребностей отдельных этносов и общегосударственных целей воспитания и образования. С учетом этого подчеркивалась необходимость существования множества национальных школ, которые, с одной стороны, обеспечивают единый государст­венный стандарт воспитания и образования, а с другой стороны, приобщают к национальной (этнической) культур­ной традиции, то есть воспитывают личность, способную жить в пол и культурном окружении.