Смекни!
smekni.com

1. Проблема демократизации школы (стр. 24 из 40)

3. практика ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Сердцевина школьного воспитания — духовное, нравст­венное становление личности. При этом, с одной стороны, сохраняются традиции авторитарного воспитания, с другой — получает распространение воспитание, направленное на по­ощрение самостоятельности, эвристического мышления, ком­муникативности, высокой культуры и гуманности.

В столкновении старых и новых веяний неоднозначно выглядят роль и место наставника как. одной из центральных фигур педагогического процесса. В США, например, в учебных заведениях имеется особая структура (деканофис), глава ко­торой специально занимается вопросами воспитания. «Учите­ля пекутся лишь об успеваемости. Если подростки что-то натворят, их отправляют к нам», — рассказывает Ч. Шанку-айлер — декан школы из города Декатур.

98

По-прежнему сильны традиции, при которых педагог обла­дает неким правом «вето», когда все его суждения должны быть для ребенка «словом священным». Но такой подход выглядит все более несостоятельным. Попытки сохранить его не дают желаемого результата. Даже в Японии, например, где учащиеся, особенно в начальной школе, подчиняются учи­телю безусловно, его культ не столь безоговорочен, как прежде.

Послушанию, основанному на авторитаризме педагога, противостоят иные критерии педагогического труда', любовь к детям, инициативность, терпимость, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями.

Подобные критерии сказываются на подготовке учителей. В педагогических коллежах США, например, предусмотрены курсы педагогического искусства и мастерства- На этих кур­сах уделяется особое место шлифовке речи, предлагаются позитивные модели общения. Например, рекомендуют обра­щаться к школьнику с просьбами в следующих формули­ровках: « Попробуй, это интересно и должно тебе понрави­ться», «Тебе это пригодится», «Если ты это сделаешь, будешь чувствовать себя хорошо» и пр. Одновременно предостерегают от слов, которые могут вызвать негативную реакцию ребенка:

угроза наказания, ссылка на собственный авторитет, апелляция к долгу, ответственности перед сверстниками и пр.

С подобными установками перекликаются рекомендации французского педагога С. Френе. В своей книге «Педагогичес­кие инварианты» он предлагает тесты, ориентирующие на создание в классе гуманных и демократических отношений. К тестам приложен код: зеленый свет — рекомендации к применению; красный свет — отказ от использования; желтый свет — рекомендация эффективна в отдельных случаях. Вот один из таких тестов: «Ребенок не любит, чтобы его нака­зывали». Ответ — зеленый свет.

Процесс воспитания отражает неоднозначные подходы к ребенку. Следствием традиционных подходов является чрез­мерное управление воспитательным процессом, которое, как пишет французский педагог А. Фабр, выглядит «искусно за­маскированной системой репрессий».

Следует отметить, что в образовательных учреждениях сохраняются традиционные регламентации, формы и методы воспитания. В ряде стран строго оговорен даже внешний облик школьника. В старших классах японской школы, на­пример, мальчики обязаны носить темные мундиры, уста­новленным нормам должны соответствовать прическа, одежда и обувь девочек.

99

Силу общепринятых регламентации в школьном воспита­нии иллюстрируют исследования российских ученых Н. Д. Ни-кандрова и В. А. Кан-Калика. «Нами проанализировано более тысячи планов воспитательной работы из разных регионов страны. . . Эти планы гораздо больше похожи один на другой, чем можно было бы объяснить уровнем единства. Причина в том, что они сформированы на основе типовых рекомен­даций. . . но в весьма малой степени учитывают конкретные особенности школы, классам, — писали они.

В системе предписаний и регламентации продолжают осу­ществляться жесткие, грубые формы воспитания. Учеников ставят в угол, заставляют многократно переписывать бес­смыслицу, прибегают к телесным наказаниям. В США в шко­лах 38-ми из 50-ти штатов официально разрешены наказания. В Великобритании их применяют в частных учебных заведе­ниях. Во Франции вопреки закону, не допускающему любого насилия в отношении учащихся, администрация нередко видит в наказаниях едва ли не единственный способ воспитания. Как следует из опросов преподавателей французских начальных школ (1986), 73% респондентов наказывают, задерживая учеников после уроков, 50% — ставят школьников в угол, 44% — занимаются рукоприкладством. Нередко при нарушении дисциплины ученикам снижают оценки. В бывшем СССР (данные на конец 1980-х годов) две трети опрошенных социологами школьных работников сочли наиболее приемле­мыми строгие меры воспитания.

Многие учителя осуждают школьное воспитание, основан­ное на регламентациях, подчинении и принуждении. Они решительно возражают против жестких форм наказаний, не подвергая сомнению целесообразность самих поощрений и наказаний. Вот что пишет в этой связи французский педагог Б. Шлаен: «Есть ли возможность избежать наказания? Едва ли. Ведь бывает ситуация, когда речь идет о справедливости, которая должна восторжествовать над грубостью, жестоко­стью, неуважением к старшим. . . Но хотелось бы, чтобы школа перестала быть источником конфликтов».

В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гума­нистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни школьника, стремле­нии обеспечить реализацию его возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы детей.

100

Все большую популярность приобретает воспитание, осно­ванное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях ребенок оказывается полноправным участником педагогичес­кого процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается ат­мосфера радости и творчества.

В рамках реализации гуманистической ориентации в вос­питании в США в 70—80-х годах появились учебные заведе­ния под названием «справедливые сообщества». В них (Бос­тон, Ридинг) удалось создать эмоционально комфортную об­становку, придерживаться кодекса справедливого, гуманного поведения, демократизировать взаимоотношения «учитель—уче­ник», «учитель—учитель», «ученик—ученик», согласовывать усилия наставников, мирно решать конфликтные ситуации. Воспитание осуществлялось через самоуправление (школьные и классные ассамблеи), в процессе социально полезной дея­тельности, с опорой на собственные традиции школьной жизни.

В школах США специалисты-психологи, входящие в груп­пы «гайденс», оказывают поддержку ученикам в случае, если те сталкиваются с жестоким обращением и другими проблема­ми нравственно-этического свойства.

В США, в соответствии с существующей системой, учащие­ся могут часто менять классы и учителей как в период началь­ного, так и среднего образования. Такая система имеет недо­статки в педагогическом отношении: возникновение стрессов, снижение дисциплины у учеников, привыкших к одному учителю. Но у этой системы есть и преимущества. При новом учителе у ученика появляется шанс занять более высокую позицию во взаимоотношениях с одноклассниками и педа­гогами. Например, дети, заполучившие ранее отрицательный имидж («драчун», «маменькин сынок», «непоседа» и пр. ), могут в новом классе и при новом учителе избавиться от

нелестных ярлыков.

Едва ли не главной установкой в воспитании школьников в Японии является реализация идеи общинности. Приведем пример типичной сцены в японской школе. Учитель должен наказать шалуна. В качестве наказания он предлагает ему петь не в хоре, а в одиночку. Школьник тотчас разрыдался, так как для него было выбрано наихудшее — отлучение от совместной, общей деятельности класса.

Школьное воспитание в Японии — осколок многоликого общества, разбитого на страты, кланы, группы, научные шко-

101

лы, спортивные клубы и пр. Для того чтобы учащиеся по­лучали опыт социальной жизни, японская школа целенаправ­ленно осуществляет групповое воспитание. Классы поделены на группы, участники которых приобретают навыки общест­венной личности. Создание и функционирование групп — процесс, далекий от стихийности. Учителя включают в новую группу явных лидеров, которые могут стать застрельщиками ее деятельности. Такими лидерами считаются ребята, склонные

к активной позиции, с широким кругом общения, сердечные и приветливые.

Состав групп и классов не является постоянным. Почти ежегодно учащихся перетасовывают, перемещая в параллель­ные классы. Такие подвижки с педагогической точки зрения имеют, по крайней мере, три цели. Во-первых, давать навыки поведения в условиях меняющейся среды. Во-вторых, исклю­чить возможность превращения лидеров в диктаторов, разъе­динить чрезмерно близких приятелей, чтобы обеспечить ра­венство всех учащихся. И, наконец, в третьих, сделать уча­щихся более управляемыми.

Не все в Японии безоговорочно соглашаются с практикой общинного, группового воспитания. По мнению профессора Мигисимы деление на группы вносит дух соперничества, когда сильные унижают слабых и утверждаются антигуманные пра­вила поведения. Японские педагоги отмечают кризис группо­вого воспитания.

Мировая школа накопила значительный опыт гуманного, антиавторитарного воспитания, когда формируется соответст­вующее поведение, начиная от привычки уступать в транспор­те место старшим до готовности откликнуться на чужую беду.

Так, на Западе получила распространение так называемая поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную игровую обстановку, сотрудничество воспитан­ников и наставников. Данная методика, например, реализу­ется при «коммуникативном воспитании» в школах США. В «коммуникативном воспитании» выделяются две главные цели: формирование познавательного (когнитивного) и эмо­ционального (аффективного) общения наставника и воспи­танников. Учителя ставят задачу сформировать навыки общения, которые впоследствии можно совершенствовать.