Смекни!
smekni.com

1. Проблема демократизации школы (стр. 26 из 40)

Пробивает дорогу в мировой школе практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликуль­турного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.

В США накоплен известный опыт поликультурного вос­питания в школах с двуязычной программой. Школы — частные. Учащиеся обучаются на английском языке и языке той этнической группы, к которой принадлежат (испанский, итальянский, русский и т. д. ). В таких школах могут быть классы с преподаванием на родном языке и усиленной на-

106

глядностью на «простом» английском, а также смешанные классы, где ученики не испытывают трудностей с английским языком. Все эти классы делятся на разные уровни в зависи­мости от глубины и объема изучаемого материала.

В Западной Европе воспитание представителей националь­ных и этнических меньшинств ставит целью, прежде всего, их интеграцию в культуру доминирующей нации («классы французской культуры» в начальной школе Франции). Собст­венно поли культурным воспитанием официальные власти фактически не занимаются- Его задачи берут на себя частные учебные заведения. Такие школы для иностранцев и нацио­нальных меньшинств, например, создаются в Германии.

В Японии в начальных и младших средних школах на­считывается около 80 тыс. детей-иностранцев. Социологи­ческие опросы показывают, что ученики-иностранцы вполне довольны своими учителями. Но они часто жаловались, что им трудно столковаться с японскими сверстниками. По их словам, на них постоянно «таращатся», тыкают пальцем, сме­ются. Со своей стороны японские школьники говорили, что многое в иностранцах непривычно: «слишком отчетливы в суждениях», «слишком инициативны». Иностранцев осуждали за отказ от общения, привередливость в еде и пр. Учителя расценивали пребывание иностранцев в школе как важную мотивацию к изучению других культур и языков, как опыт общения с представителями иных этничесих групп. Среди родителей-иностранцев мнения разделились. Выходцы из Азии не имели претензий к организации школьного вос­питания. Американцев и европейцев не устраивал прежде всего общинно-групповой стиль жизни в японской школе.

В последние годы заметны успехи поликультурного воспи­тания в России. При этом надо учесть ряд обстоятельств. Федеральный государственный стандарт средней школы предлагается на русском языке. К началу 90-х годов доминирующим типом нерусской школы оказалось учебное заведение с обучением на русском языке и преподавани­ем родного языка как одного из предметов. В результате несколько поколений нерусских народов получали воспи­тание вне родного языка и национальной культуры, на базе русского языка и редуцированной русской культуры.

В 90-х годах произошли важные изменения: в нерусских школах как обязательный компонент программы было введе­но изучение национального языка, истории и культуры. Осо­бое обучение представителей нерусских национальностей ор­ганизуют не только в национальных республиках и образова-

107

ниях, но и в местах их компактного проживания в других регионах. Например, в Москве насчитывается около тридцати национальных школ (татарские, еврейские, чувашские и пр. ).

Уникальный опыт поликультурного и интернационального воспитания накоплен в московской многонациональной школе (учебно-воспитательный комплекс № 1650). В школе занимаются не только по стандартным учебным программам. В 1993— 1994 учебном году здесь было 22 отделения: аварское, абазинское, адыгейское, ассирийское, армянское, башкирское, болгарское, бурятское, греческое, еврейское, кабардинское, корейское, ингушское, латышское, литовское, польское, рус­ское, татарское, украинское, чеченское, эстонское, цыганское. В каждом отделении по субботам и воскресеньям дополни­тельно к основной программе школьники изучают язык, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа, вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев, праздников. Преподают все это носители языка и культуры.

Значительное внимание уделяет мировая школа воспита-нию политической культуры подрастающего поколения.

На Западе этой цели служат различные ролевые игры и дискуссии. Так, в школах Англии предусматриваются политические дебаты учеников на занятиях в ходе внеклассной работы. В школах США часто организуют игру «Стачкао. Ученики играют роли владельцев предприятия, пикетчиков, штрейкбрехеров, представителей властей и профсоюзов. В ходе игры осмысливаются экономические и политические процессы, происходящие в обществе. В школах Запада полу­чила также популярность игра «Выборы», когда школьники разыгрывают сценарий политической кампании: выдвижения кандидатов, их соперничества, голосования.

Итальянский педагог А. Берти придумала для школьников игру «Необитаемый остров». Предлагается изобразить группу людей из разных стран, высадившихся на пустынную землю. Нужно воспроизвести их поведение в необычных условиях. У участников игры в зависимости от возраста обнаружились разные представления о законах и политических структурах общества. Фантазии 7-летних хватило лишь на то, чтобы вообразить заботы отдельной семьи. 8—9-летние считали, что всяким сообществом должны руководить лидеры. Ребята 10—11 лет уже рассуждали об управлении социальными институтами. 12—13-летние твердо заявляли, что законы уста­навливаются не лидерами, а сообществом. 14—15-летние утверждали о целесообразности разработки и введения зако­нодательства.

108

Ныне ролевые игры в школах Запада организуются регулярно и повсеместно.

4. воспитывающее ОБУЧЕНИЕ

Воспитание в процессе обучения - органическая часть школьного воспитания. Учебные программы непременно имеют в виду задачи воспитания. На первом месте при этом предметы гуманитарного содержания; литература, история, обществове­дение и мораль, иностранные языки, входящие обычно в обязательный круг программ. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как источник духовности, патрио­тизма, гуманности, гражданственности, противоядие от жесто­кости, черствости. Так, авторы новых школьных программ в Японии (90-е годы) определяют четыре основных приоритета воспитывающего обучения: воспитание духовности, социаль­ная адаптация, формирование уважения к культуре и тради­циям собственного народа и других народов; формирование гражданских качеств.

Программами общеобразовательной школы России (90-е годы) также предусмотрен ряд магистральных направлений воспитания: формирование прочных нравственных принци­пов, гражданской ответственности на базе общепринятых духовных ценностей; приобретение духовного богатства отечественной и мировой культуры, навыков общежития с представителями иных наций.

Во многих странах проводятся специальные занятия по нравственному воспитанию. В школах США, начиная с пер­вого класса, учитель в течение учебной четверти уделяет каждому ученику 5—6 минут для индивидуальной беседы на нравственные темы.

В Японии курс морали в школе обязателен с 1958 года. В центре программы курса — воспитание члена национального и мирового сообщества. В начальной школе практикуются особые «часы нравственности». Во время уроков и иных мероприятий, отведенных на них, используются различные дидактические материалы и виды работы: рассказы, чтение поэтических произведений, написание сочинений, видео- и аудиозаписи и пр.

Особое место в нравственном воспитании школьника за­нимает ^едягия. Школа в ведущих странах мира отделена от церкви и является светской. Это не означает, однако, отсут­ствия религиозного воспитания. В ряде стран (Англия, Герма-109

ния) уроки религии — обязательный предмет обучения. В других странах (США, Франция, Япония, Россия) религиоз­ное обучение — частное дело граждан. При этом есть различия. В США уроки религии можно получать только за стенами учебных заведений; в 1983 году была сделана неудачная по­пытка ввести обязательную молитву в школах. Во Франции служители культа имеют доступ в общественные школы, где всем желающим дают религиозное образование. Уроки про­водятся в дни, свободные от занятий (обычно по средам). В ряде учебных заведений они пользуются большой популяр­ностью. В России с начала 90-х годов при ряде христианских, мусульманских и иудаистских церквей действуют центры ре­лигиозного обучения, куда приходят школьники. В Японии конституцией (20-я статья) в общественной школе «безусловно запрещено преподавание любой конфессии»; вместе с тем законом позволено включать религиозное обучение в про­грамму частных учебных заведений.

Запреты на обучение религии вовсе не означают, что ми­ровая школа отбрасывает общечеловеческие идеалы, зало­женные в религии. О приверженности таким идеалам гово­рится в официальных документах и работах ряда педагогов. Так, например. Основной закон Японии (статья двадцать четвертая) взывает к идеалам «уважения религии и ее места в жизни общества».

В школьном воспитании, пишет американский педагог Д. Ховард, необходимо возвратиться к Богу, имея в виду не столько религиозное обучение, сколько приверженность еван­гельским заповедям при воспитании характера школьников.

В нравственном воспитании не меньшее значение придается учебным дисциплинам, связанным с областью искусства. Во Франции, например, в школе реализуется концепция «воспитание через искусство», определяющая три главных цели: нравственно-духовное становление и создание эмоциональной воспитательной атмосферы; формирование художественно-эстетической культуры; накопление опыта культурной деятельности. Эти цели развернуты в конкретные задачи: эмоционально развивать через изучение дисциплин художественно-эстетического цикла;

формировать на основе изучения произведений искусства критерии собственного нравственного поведения; развивать творческие способности в различных областях искусства через импровизацию и самовыражение. Помимо традиционных дисциплин «музыка» и «изобразительное искусство» в программу общеобразовательной школы входят живопись, скульптура, архи­тектура, искусство кино, танца, театра и пр.